Театр Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей отражает столкновение народа и церковников. Церковь была практически самым действенным орудием феодалов и подавляла все земное, жизнеутверждающее, а проповедовала аскетизм и отречение от мирских утех, от деятельной, полноценной жизни. С театром церковь боролась потому, что не принимала любых стремлений человека к плотскому, радостному наслаждению жизнью. В связи с этим история театра того периода показывает напряженную борьбу этих двух начал. Результатом усиления антифеодальной оппозиции стал постепенный переход театра от религиозного к светскому содержанию.
Поскольку на ранней стадии феодализма нации еще окончательно не сформированы, то и историю театра того времени нельзя рассматривать отдельно в каждой стране. Это стоит делать, имея в виду противоборство религиозной и светской жизни. Например, обрядовые игры, выступления гистрионов, первые опыты светской драматургии и площадной фарс относятся к одному ряду жанров средневекового театра, а литургическая драма, миракль, мистерия и моралите – к другому. Жанры эти довольно часто пересекаются, но всегда в театре наблюдается столкновение двух основных идейных и стилевых направлений. В них ощущается борьба идеологии дворянства, сплотившегося с духовенством, против крестьянства, из среды которого вышли затем городские буржуа и плебеи.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.docx

— 45.02 Кб (Скачать)

В творчестве французского трубадура очень органично  сочеталось народно-поэтическое начало с сатирическим. Это были зачатки будущего театра эпохи Возрождения. И все-таки творчество Адама де Ла-Аля не нашло продолжателей. Жизнерадостность, свободомыслие и народный юмор, присутствующие в его пьесах, были подавлены церковными строгостями и прозой городской жизни.

Реально жизнь  показывали только в фарсах, где  все было представлено в сатирическом свете. Персонажами фарсов были ярмарочные зазывалы, врачи-шарлатаны, циничные поводыри слепых людей и пр. Фарс достиг своего расцвета в XV веке, в XIII же веке любая  комедийная струя погашалась театром  миракля, который ставил пьесы в  основном на религиозные сюжеты.

Миракль

Слово «миракль»  в переводе с латинского означает «чудо». И в самом деле, все  события, которые происходят в таких  постановках, заканчиваются благополучно благодаря вмешательству высших сил. С течением времени в этих пьесах хоть и сохранилась религиозная  подоплека, но все чаще стали появляться сюжеты, показывающие произвол феодалов и низменные страсти, которые  владели знатными и власть предержащими людьми.

Примером могут  послужить следующие миракли. В 1200 году была создана пьеса «Игра  о святом Николае». По сюжету произведения один из христиан попадает в плен к  язычникам. Спасает его от этой напасти  только Божественное провидение, т. е. в его судьбу вмешивается святой Николай. Историческая обстановка того времени показана в миракле только вскользь, без подробностей.

А вот в  пьесе «Миракль о Роберте Дьяволе», созданной в 1380 году, автор дал  общую картину кровавого века Столетней войны 1337—1453 годов, а также  нарисовал портрет жестокого  феодала. Пьеса начинается тем, что  герцог Нормандский ругает своего сына Роберта за разврат и необоснованную жестокость. На это Роберт с наглой усмешкой заявляет, что ему такая  жизнь нравится и впредь он будет продолжать грабить, убивать и распутничать. После ссоры с отцом Роберт со своей бандой разграбил дом крестьянина. Когда последний начал жаловаться на это, Роберт ему ответил: «Скажи спасибо, что мы еще не убили тебя». Затем Роберт со своими друзьями разорил монастырь.

Бароны пришли к герцогу Нормандскому с жалобой  на его сына. Они сказали, что Роберт разрушает и разоряет их замки, насилует жен и дочерей, убивает слуг. Герцог послал к Роберту двух своих приближенных, для того чтобы те усовестили сына. Но Роберт не стал с ними разговаривать. Он приказал каждому из них выколоть правый глаз и отослать несчастных назад к отцу.

На примере  только одного Роберта в миракле  показана реальная обстановка того времени: анархия, грабежи, произвол, насилие. Но описанные вслед за жестокостями чудеса совершенно нереальны и порождены  наивным желанием морализации.

Мать Роберта  рассказывает ему о том, что она  долгое время была бесплодна. Так  как ей очень хотелось иметь ребенка, она обратилась с просьбой к дьяволу, потому что ни Бог, ни все святые не смогли ей помочь. Вскоре у нее  родился сын Роберт, который является порождением дьявола. Как считает  мать, в этом причина такого жестокого  поведения ее сына.

Дальше в  пьесе дается описание того, как  происходило раскаяние Роберта. Для того чтобы вымолить прощение у Бога, он посетил Папу Римского, святого отшельника, а также постоянно  возносил молитвы Деве Марии. Дева Мария  сжалилась над ним и приказала  ему притвориться сумасшедшим и  жить у короля в собачьей будке, питаясь  объедками.

Роберт Дьявол смирился с такой жизнью и выказал  удивительную стойкость духа. В награду  за это Бог дал ему возможность  отличиться в сражении на поле брани. Пьеса заканчивается просто сказочно. В сумасшедшем оборванце, который питался с собаками из одной миски, все узнали храброго рыцаря, победившего в двух сражениях. В результате Роберт женился на принцессе и получил от Бога прощение.

В том, что  возник такой противоречивый жанр, как миракль, виновато время. Весь XV век, полный войн, народных волнений и  кровавых расправ, объясняет полностью  дальнейшее развитие миракля. С одной  стороны, крестьяне во время восстаний  брались за топоры и вилы, а с  другой – впадали в набожное состояние. Из-за этого во всех пьесах возникли элементы критики, наряду с религиозным  чувством.

В мираклях существовало еще одно противоречие, разрушавшее  этот жанр изнутри. В произведениях  показывались реальные бытовые сцены. Например, в миракле «Игра о  святом Николае» они заняли почти  половину текста. Сюжеты многих пьес строились  на сценах из жизни города («Миракль о Гибур»), жизни монастыря («Спасенная аббатиса»), жизни замка («Миракль о Берте с большими ногами»). В этих пьесах интересно и доходчиво показаны простые люди, близкие народным массам по своему духу.

В том, что  миракль был двойственным жанром, виновата идеологическая незрелость городского творчества того времени. Дальнейшее развитие средневекового театра дало толчок для  создания нового, более универсального жанра – мистерии.

Мистерия

В XV—XVI веках  наступило время бурного развития городов. В обществе обострились  социальные противоречия. Горожане почти  избавились от феодальной зависимости, но еще не попали под власть абсолютной монархии. Это время стало периодом расцвета мистериального театра. Мистерия стала отражением процветания средневекового города, развития его культуры. Данный жанр возник из древних мимических мистерий, т. е. городских шествий  в честь религиозных праздников или торжественного въезда королей. Из таких праздников постепенно сложилась  площадная мистерия, которая взяла  за основу опыт средневекового театра как по литературной, так и по сценической линии.

Постановки  мистерий осуществляли не церковники, а городские цехи и муниципалитеты. Авторами мистерий стали драматурги нового типа: ученые-богословы, врачи, юристы и пр. Мистерия стала площадным  самодеятельным искусством, несмотря на то что постановками руководили буржуазия и духовенство. В представлениях обычно принимали участие сотни человек. В связи с этим в религиозные сюжеты привносились народные (мирские) элементы. Мистерия просуществовала в Европе, особенно во Франции, почти 200 лет. Этот факт ярко иллюстрирует борьбу религиозного и мирского начал.

Мистериальную драматургию можно подразделить на три периода: «ветхозаветный», использующий циклы библейских легенд; «новозаветный», повествующий о рождении и воскресении  Христа; «апостольский», заимствующий сюжеты для пьес из «Жития святых»  и мираклей о святых.

Самой известной  мистерией раннего периода является «Мистерия Ветхого Завета», состоящая  из 50 000 стихов и 242 персонажей. В ней  было 28 отдельных эпизодов, а главными героями являлись Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева.

В пьесе повествуется о сотворении мира, восстании Люцифера против Бога (это намек на непослушных  феодалов) и библейских чудесах. Библейские чудеса очень эффектно были выполнены  на сцене: сотворение света и тьмы, тверди и неба, животных и растений, а также сотворение человека, его  грехопадение и изгнание из рая.

Было создано  много мистерий, посвященных Христу, но самой известной из них считается  «Мистерия страстей» . Это произведение было разделено на 4 части в соответствии с четырьмя днями представления. Образ Христа пронизан пафосом и религиозностью. Помимо этого, в пьесе имеются и драматические персонажи: оплакивающая Иисуса Богоматерь и грешник Иуда.

В других мистериях  к имеющимся двум элементам присоединяется третий – карнавально-сатирический, основными представителями которого были черти. Постепенно авторы мистерий попадали под влияние и вкусы  толпы. Таким образом, в библейские сюжеты стали вводиться чисто  ярмарочные герои: шарлатаны-врачи, громогласные зазывалы, строптивые жены и др. В  мистериальных эпизодах стало просматриваться  явное неуважение к религии, т. е. возникла бытовая трактовка библейских мотивов. Например, Ной представлен  бывалым моряком, а его жена –  сварливой бабой. Постепенно стало  больше критики. Например, в одной  из мистерий XV века Иосиф и Мария  выведены в образе бедняков-нищих, а  в другом произведении простой земледелец восклицает: «Кто не работает, тот не ест!» Тем не менее элементам  социального протеста трудно было прижиться, а тем более проникнуть в театр  того времени, который был подчинен привилегированным слоям городского населения.

И все-таки стремление к реальному изображению жизни  находило свое воплощение. После того как в 1429 году произошла осада  Орлеана, была создана пьеса «Мистерия  об осаде Орлеана». Персонажами этого  произведения стали не Бог и дьявол, а английские захватчики и французские  патриоты. Патриотизм и любовь к  Франции воплотились в главном  персонаже пьесы, национальной героине  Франции Жанне д’Арк.

В «Мистерии  об осаде Орлеана» ярко прослеживается желание артистов самодеятельного  городского театра показать исторические факты из жизни страны, создать  народную драму, основанную на современных  событиях, с элементами героизма и  патриотизма. Но реальные факты подогнали  под религиозную концепцию, заставили  служить церкви, воспевая всесилие Божественного промысла. Тем самым  мистерия потеряла часть своего художественного  достоинства. Во

зникновение жанра мистерии позволило средневековому театру значительно пополнить свой тематический диапазон. Постановка такого типа пьес дала возможность накопить хороший сценический опыт, который позднее был использован в других жанрах средневекового театра.

Постановки  мистерий на городских улицах и площадях оформлялись при помощи разных декораций. Применялось три варианта: передвижной, когда мимо зрителей проезжали повозки, с которых показывали мистериальные  эпизоды; кольцевой, когда действие происходило на разделенном на отсеки высоком кольцевом помосте и одновременно внизу, на земле, в центре круга, очерченного этим помостом (зрители стояли у столбов помоста); беседочный. В последнем варианте на прямоугольном помосте или просто на площади строили беседки, представлявшие собой дворец императора, городские ворота, рай, ад, чистилище и пр. Если по внешнему виду беседки было непонятно, что она изображает, то на нее вешали поясняющую надпись.

В тот период декоративное искусство находилось практически в зачаточном состоянии, а искусство сценических эффектов было хорошо развито. Поскольку мистерии были полны религиозных чудес, требовалось  наглядно их продемонстрировать, ведь натуральность изображения была обязательным условием народного зрелища. Например, на сцену выносили раскаленные  щипцы и выжигали на теле грешников  клеймо. Происходившее по ходу мистерии убийство сопровождалось лужами крови. Актеры прятали под одеждой бычьи  пузыри с красной жидкостью, ударом ножа протыкали пузырь, – и человек обливался кровью. Ремарка в пьесе могла дать указание: «Два солдата с силой ставят на колени и совершают подмену», т. е. они должны были ловко подменить человека куклой, которую тут же обезглавливали. Когда актеры изображали сцены, в которых праведников укладывали на раскаленные угли, бросали в яму с дикими зверями, кололи ножами или распинали на кресте, то на зрителей это действовало намного сильнее, чем любая проповедь. И чем более жестокой была сцена, тем мощнее было воздействие.

Во всех произведениях  того периода религиозный и реалистичный элементы изображения жизни не только сосуществовали вместе, но и боролись друг против друга. В театральном  костюме преобладали бытовые  составляющие. Например, Ирод ходит  по сцене в турецком одеянии с  саблей на боку; римские легионеры  одеты в современную солдатскую форму. То, что актеры, изображающие библейских героев, надевали бытовые  костюмы, показывало борьбу взаимоисключающих  начал. Она же накладывала свой отпечаток  и на игру актеров, которые представляли своих героев в патетическом и  гротесковом виде. Шут и бес  были самыми любимыми народными персонажами. Они вводили в действие мистерий струю народного юмора и повседневной жизни, что придавало пьесе еще  большую динамичность. Довольно часто  эти персонажи не имели заранее  написанного текста, а импровизировали  по ходу мистерии. Поэтому в текстах  мистерий чаще всего не было зафиксировано  выпадов против церкви, феодалов и  богачей. А если такие тексты и  были записаны в сценарии пьесы, то они были сильно сглажены. Такие  тексты не могут дать современному зрителю представления о том, насколько острокритичными были те или иные мистерии.

В постановках  мистерий принимали участие, помимо актеров, простые горожане. В отдельных  эпизодах были заняты члены различных  городских цехов. Люди охотно принимали  в этом участие, так как мистерия давала возможность представителям каждой профессии проявить себя во всей полноте. Например, сцену Всемирного потопа разыгрывали матросы и  рыбаки, эпизод с Ноевым ковчегом – кораблестроители, изгнание из рая играли оружейники.

Постановкой мистериального зрелища руководил  человек, которого называли «руководитель  игр». Мистерии не только развивали  вкус народа к театру, но помогали усовершенствовать  театральную технику и дали толчок к развитию некоторых элементов  ренессансной драмы.

В 1548 году мистерии, особенно широко распространенные во Франции, запретили показывать широкой  публике. Это было сделано из-за того, что слишком критическими стали  комедийные линии, присутствующие в  мистериях. Причина запрета кроется  и в том, что мистерии не получили поддержки у новых, наиболее прогрессивных  слоев общества. Гуманистически настроенные  люди не принимали пьес с библейскими  сюжетами, а площадная форма и  критика духовенства и власти порождали церковные запреты.

Позднее, когда  королевская власть запретила все  городские вольности и цеховые  союзы, мистериальный театр потерял  почву под ногами.

Моралите

В XVI веке в  Европе возникло реформационное движение, или Реформация. Оно носило антифеодальный характер и утверждало принцип так  называемого личного общения  с Богом, т. е. принцип личной добродетели. Бюргеры сделали мораль оружием как против феодалов, так и против народа. Желание буржуа придать своему мировоззрению побольше святости и дало толчок созданию еще одного жанра средневекового театра – моралите.

Информация о работе Театр Средневековья