Театр Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей отражает столкновение народа и церковников. Церковь была практически самым действенным орудием феодалов и подавляла все земное, жизнеутверждающее, а проповедовала аскетизм и отречение от мирских утех, от деятельной, полноценной жизни. С театром церковь боролась потому, что не принимала любых стремлений человека к плотскому, радостному наслаждению жизнью. В связи с этим история театра того периода показывает напряженную борьбу этих двух начал. Результатом усиления антифеодальной оппозиции стал постепенный переход театра от религиозного к светскому содержанию.
Поскольку на ранней стадии феодализма нации еще окончательно не сформированы, то и историю театра того времени нельзя рассматривать отдельно в каждой стране. Это стоит делать, имея в виду противоборство религиозной и светской жизни. Например, обрядовые игры, выступления гистрионов, первые опыты светской драматургии и площадной фарс относятся к одному ряду жанров средневекового театра, а литургическая драма, миракль, мистерия и моралите – к другому. Жанры эти довольно часто пересекаются, но всегда в театре наблюдается столкновение двух основных идейных и стилевых направлений. В них ощущается борьба идеологии дворянства, сплотившегося с духовенством, против крестьянства, из среды которого вышли затем городские буржуа и плебеи.

Работа содержит 1 файл

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.docx

— 45.02 Кб (Скачать)

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые  классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между  крепостными и феодалами. Поэтому  театр Средневековья всей своей  историей отражает столкновение народа и церковников. Церковь была практически  самым действенным орудием феодалов и подавляла все земное, жизнеутверждающее, а проповедовала аскетизм и отречение  от мирских утех, от деятельной, полноценной  жизни. С театром церковь боролась потому, что не принимала любых  стремлений человека к плотскому, радостному наслаждению жизнью. В связи с  этим история театра того периода  показывает напряженную борьбу этих двух начал. Результатом усиления антифеодальной оппозиции стал постепенный переход  театра от религиозного к светскому содержанию.

Поскольку на ранней стадии феодализма нации еще  окончательно не сформированы, то и  историю театра того времени нельзя рассматривать отдельно в каждой стране. Это стоит делать, имея в  виду противоборство религиозной и  светской жизни. Например, обрядовые  игры, выступления гистрионов, первые опыты светской драматургии и  площадной фарс относятся к одному ряду жанров средневекового театра, а  литургическая драма, миракль, мистерия и моралите – к другому. Жанры  эти довольно часто пересекаются, но всегда в театре наблюдается столкновение двух основных идейных и стилевых направлений. В них ощущается  борьба идеологии дворянства, сплотившегося  с духовенством, против крестьянства, из среды которого вышли затем  городские буржуа и плебеи.

В истории  средневекового театра имеется два  периода: ранний (с V по XI век) и зрелый (с XII до середины XVI века). Как ни старалось  духовенство уничтожить следы античного  театра, у него ничего не получилось. Античный театр выжил, приспособившись  к новому укладу жизни варварских племен. Рождение средневекового театра нужно искать в сельских обрядах  разных народов, в быту крестьян. Несмотря на то что многие народы приняли христианство, их сознание еще не освободилось от влияния язычества.

Церковь преследовала народ за празднование окончания  зимы, прихода весны, сбора урожая. В игрищах, песнях и танцах отражалась вера людей в богов, которые для  них олицетворяли силы природы. Эти  народные гулянья и положили начало театральным действиям. К примеру, в Швейцарии парни изображали зиму и лето, один был в рубахе, а другой – в шубе. В Германии приход весны отмечали карнавальным шествием. В Англии праздник весны  представлял собой многолюдные  игры, песни, пляски, спортивные состязания в честь мая, а также в честь  народного героя Робина Гуда. Очень  зрелищными были весенние гулянья в  Италии и Болгарии.

Тем не менее эти игры, имевшие примитивное содержание и форму, не могли дать начало театру. В них не содержалось тех гражданских идей и поэтических форм, которые были в древнегреческих празднествах. Помимо прочего, эти игры содержали в себе элементы языческого культа, за что постоянно преследовались церковью. Но если священники смогли воспрепятствовать свободному развитию народного театра, который был связан с фольклором, то некоторые сельские гулянья стали истоком новых зрелищных представлений. Это были действа гистрионов.

Русский народный театр сформировался в глубокой древности, когда еще не было письменности. Просвещение в лице христианской религии постепенно вытесняло языческих  богов и все, что с ними было связано, из области духовной культуры русского народа. Многочисленные обряды, народные праздники и языческие  ритуалы легли в основу драматического искусства в России.

Из первобытного прошлого пришли ритуальные танцы, в  которых человек изображал животных, а также сцены охоты человека на диких зверей, подражая при этом их повадкам и повторяя заученные  тексты. В эпоху развитого земледелия проводились народные празднества  и гулянья после сбора урожая, в которых специально наряженные для этой цели люди изображали все  действия, сопутствующие процессу посадки  и выращивания хлеба или льна. Особое место в жизни людей  занимали праздники и ритуалы, связанные  с победой над врагом, выборами предводителей, похоронами умерших  и свадебными церемониями.

Свадебный обряд  по своему колориту и насыщенности драматическими сценами уже можно  сравнивать со спектаклем. Ежегодный  народный праздник весеннего обновления, в котором божество растительного  мира сначала умирает, а потом  чудесным образом воскресает, обязательно  присутствует в русском фольклоре, как и у многих других европейских народов. Пробуждение природы от зимнего сна отождествлялось в сознании древних людей с воскрешением из мертвых человека, который изображал божество и его насильственную смерть, а после определенных ритуальных действий воскресал и праздновал свое возвращение к жизни. Человека, который исполнял эту роль, одевали в специальные одежды, а на лицо наносили разноцветные краски. Все ритуальные действия сопровождались громкими песнопениями, танцами, смехом и всеобщим ликованием, потому что считалось, что радость является той магической силой, которая может вернуть к жизни и способствовать плодородию.

Первыми бродячими  актерами на Руси были скоморохи. Существовали, правда, еще и оседлые скоморохи, но они мало чем отличались от обычных  людей и наряжались только в дни  народных праздников и гуляний. В  повседневной жизни это были обычные  земледельцы, ремесленники и мелкие торговцы. Бродячие актеры-скоморохи  пользовались большой популярностью  у народа и имели свой особенный  репертуар, в который входили  народные сказания, былины, песни и  разные игрища. В творчестве скоморохов, которое активизировалось в дни  народных волнений и обострения национально-освободительной  борьбы, выражались народные страдания  и надежды на лучшее будущее, описание побед и гибели народных героев.

Гистрионы

К XI веку в  Европе натуральное хозяйство сменилось  товарно-денежным, ремесла отделились от сельского хозяйства. Быстрыми темпами росли и развивались города. Так постепенно совершался переход от раннего Средневековья к развитому феодализму.

Крестьяне все  в большем и большем количестве переселялись в города, в которых  они спасались от притеснений  феодалов. Вместе с ними в города перебирались и деревенские затейники. У всех этих вчерашних сельских плясунов и острословов тоже произошло  разделение труда. Многие из них стали  профессиональными забавниками, т. е. гистрионами. Во Франции их называли «жонглеры» , в Германии – «шпильманы», в Польше – «франты», в Болгарии – «кукеры», в России – «скоморохи».

В XII веке таких  затейников было уже не сотни, а тысячи. Они окончательно порвали с деревней, взяв за основу своего творчества жизнь  средневекового города, шумные ярмарки, сценки на городских улицах. Поначалу они и пели, и танцевали, и рассказывали сказки, и играли на разных музыкальных  инструментах, и проделывали еще  много всяких трюков. Но позднее  искусство гистрионов расслоилось  по творческим отраслям. Появились  комики-буффоны, рассказчики, певцы, музыканты-жонглеры и трубадуры, которые сочиняли и  исполняли стихи, баллады и танцевальные песни.

Искусство гистрионов преследовалось и подвергалось запретам как со стороны властей, так и со стороны церковников. Но ни епископы, ни короли не могли устоять от соблазна увидеть жизнерадостные и зажигательные выступления гистрионов.

Впоследствии  гистрионы стали объединяться в  союзы, породившие кружки актеров-любителей. При их непосредственном участии  и под их влиянием в XIV—XV веках  возникло множество самодеятельных театров. Некоторые из гистрионов продолжали выступать во дворцах феодалов и  участвовать в мистериях, представляя  в них чертей. Гистрионы впервые  предприняли попытки изобразить на подмостках человеческие типы. Они  дали толчок к появлению актеров  фарса и светской драматургии, которая  ненадолго воцарилась во Франции  в XIII веке.

Литургическая и полулитургическая драма

Еще одной  формой театрального искусства Средневековья  стала церковная драма. Церковники стремились использовать театр в  своих пропагандистских целях, поэтому  боролись против античного театра, сельских празднеств с народными  играми и гистрионов.

В связи с  этим к IX веку возникла театрализованная месса, был разработан метод чтения в лицах легенды о погребении Иисуса Христа и его воскрешении. Из таких чтений родилась литургическая драма раннего периода. Со временем она усложнилась, костюмы стали более разнообразными, движения и жесты – лучше отрепетированными. Литургические драмы разыгрывали сами священники, поэтому латинская речь, напевность церковной декламации еще слабо воздействовали на прихожан. Церковники приняли решение о том, чтобы приблизить литургическую драму к жизни и обособить ее от мессы. Такое новшество дало весьма неожиданные результаты. В рождественские и пасхальные литургические драмы были внесены элементы, изменившие религиозную направленность жанра.

Драма приобрела  динамичность развития, намного упростилась  и обновилась. Например, Иисус временами  вел разговор на местном диалекте, пастухи также разговаривали  бытовым языком. Кроме этого, у  пастухов изменились костюмы, появились  длинные бороды и широкополые  шляпы. Вместе с речью и костюмами  изменилось и оформление драмы, жесты  стали естественными.

Постановщики  литургических драм уже имели  сценический опыт, поэтому стали  показывать прихожанам Вознесение Христа на Небеса и другие чудеса из Евангелия. Приближая драму к жизни и  используя постановочные эффекты, церковники не привлекали, а отвлекали  паству от службы в храме. Дальнейшее развитие этого жанра грозило  его уничтожить. Это было другой стороной новшества.

Церковь не хотела отказываться от театральных постановок, но стремилась подчинить себе театр. В связи с этим литургические  драмы стали ставить не в храме, а на паперти. Таким образом, в  середине XII века возникла полулитургическая драма. После этого церковный театр, несмотря на власть духовенства, попал под влияние толпы. Она стала диктовать ему свои вкусы, заставляя давать представления не в дни церковных праздников, а в дни ярмарок. Кроме этого, церковный театр заставили перейти на понятный народу язык.

Для того чтобы  и впредь руководить театром, священники позаботились о подборе житейских  сюжетов для постановок. Поэтому  темами для полулитургической драмы стали в основном библейские эпизоды, истолкованные на бытовом уровне. Более других популярностью у народа пользовались сцены с чертями, так называемые дьяблери, которые противоречили общему содержанию всего спектакля. Например, в весьма известной драме «Действо об Адаме» черти, встретив в аду Адама и Еву, устроили веселую пляску. При этом черти имели кое-какие психологические черты, а дьявол был похож на средневекового вольнодумца.

Постепенно  все библейские легенды подверглись  поэтической обработке. Понемногу  в постановки стали вводить некоторые  технические новшества, т. е. претворять в жизнь принцип симультанной декорации. Это означало, что одновременно показывалось несколько мест действия, а кроме этого, увеличилось количество трюков. Но, несмотря на все эти новшества, полулитургическая драма оставалась тесно связанной с церковью. Ее ставили на церковной паперти, средства на постановку выделяла церковь, репертуар составляло духовенство. Но участниками представления, наряду со священниками, становились и мирские актеры. В таком виде церковная драма просуществовала довольно длительное время.

Светская  драматургия

Первые упоминания об этом театральном жанре касаются трувера, или трубадура, Адама де Ла-Аль (1238—1287), родившегося во французском  городке Аррас. Этот человек увлекался поэзией, музыкой и всем, что связано с театром. Впоследствии Ла-Аль переехал в Париж, а затем в Италию, ко двору Карла Анжуйского. Там он получил очень широкую известность. Люди знали его как драматурга, музыканта и поэта.

Первую пьесу  – «Игра в беседке» – Ла-Аль  написал, живя еще в Аррасе. В 1262 году ее поставили участники театрального кружка его родного города. В сюжете пьесы можно выделить три линии: лирико-бытовую, сатирическо-буффонную и фольклорно-фантастическую.

В первой части  пьесы рассказывается о том, что  юноша по имени Адам собирается уехать в Париж на учебу. Его отец, мэтр Анри, не хочет его отпускать, мотивируя  это тем, что он болен. В сюжет  пьесы вплетено поэтическое воспоминание Адама о своей уже умершей матери. Постепенно к бытовой сцене примешивается сатира, т. е. появляется лекарь, который ставит мэтру Анри диагноз – скупость. Оказывается, что такое заболевание имеется у большинства зажиточных граждан Арраса.

После этого  сюжет пьесы становится просто сказочным. Слышится звон колокола, возвещающий  о приближении фей, которых Адам пригласил на прощальный ужин. Но выясняется, что феи своим внешним видом  уж очень напоминают городских сплетниц. И опять сказка сменяется былью: на смену феям появляются пьяницы, которые отправляются на всеобщую попойку в кабачок. В этой сцене показан монах, рекламирующий священные реликвии. Но прошло немного времени, монах опьянел и оставил в кабаке так рьяно охраняемые им святые вещи. Снова раздавался звук колокола, и все шли на поклонение иконе Девы Марии.

Такой жанровый разнобой пьесы говорит о том, что светская драматургия находилась еще в самом начале своего развития. Этот смешанный жанр получил название «pois piles», что означало «толченый горох», или в переводе – «всего понемножку».

В 1285 году де Ла-Аль  написал и поставил в Италии пьесу  под названием «Игра о Робене и Марион». В этом произведении французского драматурга ясно просматривается влияние провансальской и итальянской лирики. В эту пьесу Ла-Аль внес также элемент социальной критики:

идиллическую  пастораль влюбленного пастуха  Робена и его возлюбленной – пастушки Марион – сменяет сцена похищения девушки. Ее украл злой рыцарь Обер. Но ужасная сцена длится всего лишь несколько минут, потому что похититель поддался на уговоры пустушки и отпустил ее.

Снова начинаются пляски, народные игрища, пение, в котором  присутствует соленый крестьянский юмор. Повседневная жизнь народа, его  трезвый взгляд на окружающий мир, когда  прелесть поцелуя влюбленных воспевается  наравне со вкусом и запахом еды, приготовленной для свадебного пира, а также народный говор, который  слышится в поэтических строфах, – все это придает особое обаяние  и шарм этой пьесе. Кроме того, автор  включил в пьесу 28 народных песен, что как нельзя лучше показало близость произведения Ла-Аля к народным игрищам.

Информация о работе Театр Средневековья