Театр как вид искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра.

Работа содержит 1 файл

Реферат по театру 1.docx

— 29.76 Кб (Скачать)

Балетное  искусство, как и оперное, не допускает  слишком заземленного сюжета. Разумеется, в искусстве не может быть категорических запретов. Но невозможна и абсолютная свобода. Можно, например, перевести  на язык балета даже «Анну Каренину»  Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая  доказали, что можно. Однако этот перевод  отнюдь не адекватный — он намерение  выборочный. Понять проблематику толстовского социального романа по балету Щедрина  не просто трудно, а невозможно. Балет  на это и не претендует. «Анна  Каренина» Щедрина—песнь прекрасной и трагической любви. Это балет  по мотивам даже не романа Толстого, а толстовского сюжета. То же самое  можно сказать и о «Дон Кихоте» Минкуса, и о «Медном всаднике» Глиэра и т. д. Сам отбор сюжетного материала в подобных балетах показывает, что балетное искусство может и чего не может. Оно не может быть ни слишком бытовым, ни излишне назидательным, ни сиюминутно-злободневным.

Важная  проблема современности не может  решаться в балете прямолинейно. Сама его художественная природа не допускает  этого. К. С. Станиславский как явный  курьез приводил пример постановки балета на злободневную тему борьбы с малярией: «В городе свирепствовала малярия, и  надо было популяризировать средства для борьбы с нею. Для этого  был поставлен балет, в котором  фигурировал путешественник, неосторожно  уснувший в болотном тростнике, изображенном качающимися красивыми полуобнаженными  женщинами. Укушенный юрким комаром, путешественник танцует па лихорадки. Но приходит доктор, дает хину или другое средство, и на глазах у всех танец  больного становится спокойным»[2].

Эта постановка относится к первым годам революции, когда искусство особенно интенсивно стремилось «вмешиваться в жизнь», быть предельно активным, преодолевать традиции. К сожалению, похожие примеры (хотя и не столь анекдотические) встречались в истории балета и в более поздние годы.

Балет этот, с его прямолинейно понятой «актуальностью» и «жизненностью», далек от специфики и возможностей танцевального образа, и ошибка его создателей носит принципиальный характер. Как отметила критик, «музыкальный театр все-таки прежде всего театр обобщений, и к балету это относится еще больше, чем к опере». «Балет, как и музыка, способен передать тончайшие оттенки чувства и высочайшие, грандиознейшие, героические его взлеты. Но балет не в силах передать обыденных и прозаических действий, он не может изъясняться прозой, даже если за нею скрыты вдохновенные идеи, великие помыслы». 
 
 

Театр в XX веке 

Что касается уникального XX столетия, то в это  время бурно развивалась мировая  художественная культура, появились  новые виды художественного творчества, активно развивались и традиционные - литература, музыка, народное искусство. 

Среди ниx особое место принадлежит театральному искусству. Театр является Храмовым видом искусства. Его во многих культурах света сравнивают с Храмом, именно с тем, что пишут с большой буквы. В культурном просторе XX столетия многонациональный театр нашей Родины, которая до 1991 года называлась Советским Союзом, подтолкнул мировую театральную культуру к новым идеям и проектам, экспериментам и открытиям. Вот только один пример. В 20 - 30-е годы в Советском Союзе сложилась театральная модель, которая позволила реализовать свои творческие замыслы многим поколениям драматургов, режиссеров. Модель всем хорошо знакомую - театр государственный, стационарный, репертуарный, с постоянной труппой.

Именно  в таких театрах имели реальную возможность разработать свои знаменитые системы и сделать открытия Станиславский  и Мейерхольд, Макс Рейнхард и Бертольд Брехт, и другие реформаторы театрального общества. В такой модели реализовали свой огромный потенциал Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев, Лев Додин, Роберт Стуруа и другие известные режиссеры.

Именно  о таких театральных моделях  мечтали многие лидеры западноевропейской драматической культуры ХХ столетия - Питер Брук и Джорджо Cтреллер, Жан Bилаp и Мадлен Рено, Жан-Луи Баро и Петер Штайн.

XX столетие  доказало универсальность и уникальность  художественной гуманистической  культуры и принесло для многих  народов радости и разочарования,  взлеты и падения.

Беларусь  и белорусы - не исключение. Более того, для белорусов XX столетие, как никакое другое, принесло столько идей, явлений, породило столько чувств, что их хватит, пожалуй, на несколько столетий. Тут и светлые идеи о своем возрождении: национальное, культурное, государственное; тут и тяжкие испытания войнами и оккупациями, репрессиями, а потом и самой большой в истории современной цивилизации трагической катастрофы, которая произошла в Чернобыле. Теперь снова, в конце столетия, новые надежды на возрождение и достойное место среди других европейских народов. Купаловцы на своей сцене создали богатые, многокрасочные художественные отражения исторического процесса. Купаловский театр за сравнительно небольшое время смог не только сложиться в высокопрофессиональный коллектив, но и стать большим художественным явлением, масштабы которого выходят за границы одной национальной культуры.

Театр как вид искусства живет в  своем времени, в конкретной исторической действительности, и должен находить понимание со зрителем. Современный  театр получил заметную возможность  вернуться к своей сущности, к  своей первичной природе, в основе которой - игра. Игра своеобразная, именно та, что дает возможность подготовленному зрителю эмоционально и интеллектуально заглянуть дальше и глубже за свой обычный, будничный горизонт. Заглянуть и увидеть, удивиться красоте, почувствовать некоторый новый смысл своей жизни единой и неповторимой. Одним словом, театр - школа жизни. В этой формуле - тот прочный фундамент, благодаря которому сценическому мастерству предназначена судьба вечного и верного спутника в нашем временном пребывании на этой земле.

XX столетие, безусловно, займет особое место  в истории мирового, в том числе,  и отечественного театра. Например, становлением и развитием режиссерского  творчества, которое в решающей  степени стало определять главные  направления поисков и экспериментов  в сценическом искусстве. Именно  режиссура породила такое сложное  и противоречивое явление, которое  отмечают аналитики мирового  театра, - оттеснение драматургии  на другой план в сценическом  искусстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 
 

1.                 Абалкин Н. Рассказы о театре.- М., 1981.

2.                 Бахтин М. М. Вопросы литературы  и эстетики. – М., 1975

3.                 Кагарлицкий Ю. И. Театр на века.- М., 1987.

4.                 Лесский К. Л. 100 великих театров мира.- М., Вече, 2001.

5.                 Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном.- М., Просвещение, 1982.

6.                 Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра.- М., 1989.

7.                 Сорочкин Б.Ю. Театр между прошлым и будущим.- М., 1989.

[1] Таиров А.  Я, Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970, с. 79.

[2] Станиславский  К. С. Моя жизнь в искусстве.  — Собр. соч. в 8-ми т. М., 1954, т. 1, с. 393-394. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Белорусский государственный университет культуры и искусств» 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Театр  как вид искусства» 
 
 
 

                                                               Подготовила:

                                                                                       студентка 3курса 316 А(с) группы

                                                                 Скируха Мария

                                                          

                  
 
 
 

Минск

2012

Информация о работе Театр как вид искусства