Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:35, реферат
Театральное искусство – это одно из самых сложных, самых действенных и самых старинных искусств. Притом оно неоднородно, синтетично. В качестве составляющих в театральное искусство входят и архитектура, живопись и скульптура (декорации), и музыка (она звучит не только в музыкальном, но и часто в драматическом спектакле), и хореография (опять-таки не только в балете, но и в драме), и литература (текст, на котором строится драматическое представление), и искусство актерской игры и т. д. Среди всего перечисленного искусство актерской игры — главное, определяющее для театра.
Балетное
искусство, как и оперное, не допускает
слишком заземленного сюжета. Разумеется,
в искусстве не может быть категорических
запретов. Но невозможна и абсолютная
свобода. Можно, например, перевести
на язык балета даже «Анну Каренину»
Толстого. Родион Щедрин и Майя Плисецкая
доказали, что можно. Однако этот перевод
отнюдь не адекватный — он намерение
выборочный. Понять проблематику толстовского
социального романа по балету Щедрина
не просто трудно, а невозможно. Балет
на это и не претендует. «Анна
Каренина» Щедрина—песнь
Важная
проблема современности не может
решаться в балете прямолинейно. Сама
его художественная природа не допускает
этого. К. С. Станиславский как явный
курьез приводил пример постановки балета
на злободневную тему борьбы с малярией:
«В городе свирепствовала малярия, и
надо было популяризировать средства
для борьбы с нею. Для этого
был поставлен балет, в котором
фигурировал путешественник, неосторожно
уснувший в болотном тростнике, изображенном
качающимися красивыми
Эта постановка относится к первым годам революции, когда искусство особенно интенсивно стремилось «вмешиваться в жизнь», быть предельно активным, преодолевать традиции. К сожалению, похожие примеры (хотя и не столь анекдотические) встречались в истории балета и в более поздние годы.
Балет
этот, с его прямолинейно понятой «актуальностью»
и «жизненностью», далек от специфики
и возможностей танцевального образа,
и ошибка его создателей носит принципиальный
характер. Как отметила критик, «музыкальный
театр все-таки прежде всего театр обобщений,
и к балету это относится еще больше, чем
к опере». «Балет, как и музыка, способен
передать тончайшие оттенки чувства и
высочайшие, грандиознейшие, героические
его взлеты. Но балет не в силах передать
обыденных и прозаических действий, он
не может изъясняться прозой, даже если
за нею скрыты вдохновенные идеи, великие
помыслы».
Театр
в XX веке
Что касается
уникального XX столетия, то в это
время бурно развивалась
Среди ниx особое место принадлежит театральному искусству. Театр является Храмовым видом искусства. Его во многих культурах света сравнивают с Храмом, именно с тем, что пишут с большой буквы. В культурном просторе XX столетия многонациональный театр нашей Родины, которая до 1991 года называлась Советским Союзом, подтолкнул мировую театральную культуру к новым идеям и проектам, экспериментам и открытиям. Вот только один пример. В 20 - 30-е годы в Советском Союзе сложилась театральная модель, которая позволила реализовать свои творческие замыслы многим поколениям драматургов, режиссеров. Модель всем хорошо знакомую - театр государственный, стационарный, репертуарный, с постоянной труппой.
Именно в таких театрах имели реальную возможность разработать свои знаменитые системы и сделать открытия Станиславский и Мейерхольд, Макс Рейнхард и Бертольд Брехт, и другие реформаторы театрального общества. В такой модели реализовали свой огромный потенциал Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Анатолий Васильев, Лев Додин, Роберт Стуруа и другие известные режиссеры.
Именно о таких театральных моделях мечтали многие лидеры западноевропейской драматической культуры ХХ столетия - Питер Брук и Джорджо Cтреллер, Жан Bилаp и Мадлен Рено, Жан-Луи Баро и Петер Штайн.
XX столетие
доказало универсальность и
Беларусь и белорусы - не исключение. Более того, для белорусов XX столетие, как никакое другое, принесло столько идей, явлений, породило столько чувств, что их хватит, пожалуй, на несколько столетий. Тут и светлые идеи о своем возрождении: национальное, культурное, государственное; тут и тяжкие испытания войнами и оккупациями, репрессиями, а потом и самой большой в истории современной цивилизации трагической катастрофы, которая произошла в Чернобыле. Теперь снова, в конце столетия, новые надежды на возрождение и достойное место среди других европейских народов. Купаловцы на своей сцене создали богатые, многокрасочные художественные отражения исторического процесса. Купаловский театр за сравнительно небольшое время смог не только сложиться в высокопрофессиональный коллектив, но и стать большим художественным явлением, масштабы которого выходят за границы одной национальной культуры.
Театр как вид искусства живет в своем времени, в конкретной исторической действительности, и должен находить понимание со зрителем. Современный театр получил заметную возможность вернуться к своей сущности, к своей первичной природе, в основе которой - игра. Игра своеобразная, именно та, что дает возможность подготовленному зрителю эмоционально и интеллектуально заглянуть дальше и глубже за свой обычный, будничный горизонт. Заглянуть и увидеть, удивиться красоте, почувствовать некоторый новый смысл своей жизни единой и неповторимой. Одним словом, театр - школа жизни. В этой формуле - тот прочный фундамент, благодаря которому сценическому мастерству предназначена судьба вечного и верного спутника в нашем временном пребывании на этой земле.
XX столетие,
безусловно, займет особое место
в истории мирового, в том числе,
и отечественного театра. Например,
становлением и развитием
Литература
1. Абалкин Н. Рассказы о театре.- М., 1981.
2.
Бахтин М. М. Вопросы
3. Кагарлицкий Ю. И. Театр на века.- М., 1987.
4. Лесский К. Л. 100 великих театров мира.- М., Вече, 2001.
5. Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном.- М., Просвещение, 1982.
6. Немирович-Данченко Вл. И. Рождение театра.- М., 1989.
7. Сорочкин Б.Ю. Театр между прошлым и будущим.- М., 1989.
[1] Таиров А. Я, Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма. М., 1970, с. 79.
[2] Станиславский
К. С. Моя жизнь в искусстве.
— Собр. соч. в 8-ми т. М., 1954,
т. 1, с. 393-394.
«Белорусский
государственный университет
культуры и искусств»
Реферат на тему:
«Театр
как вид искусства»
Минск
2012