Танец эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

В развитии мировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время (XIV-XVI вв) является переходным от феодального Средневековья к Новому времени - эпохе капитализма.

Содержание

Введение
Краткая характеристика эпохи Возрождения
Периоды эпохи Итальянского Возрождения
Жанровая палитра танцевального искусства
Характеристика популярного танца эпохи Возрождения: Менуэт
Заключение

Работа содержит 1 файл

Историко-бытовой танец.docx

— 48.86 Кб (Скачать)

Краковяк  (krakowiak (польск.) – польский народный танец. Упоминается уже в 14 веке. Возник в Краковском воеводстве. Так же как и полонез, краковяк называли «большим танцем», так как он имел торжественный характер воинского шествия. С течением времени танец стал более разнообразным, сохранив, однако, двудольность. На рубеже 18-19 веков стал самым популярным народным танцем в Польше и имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской профессиональной музыкальной культуры. Образцы: Ф. Шопен «Rondo a la Krakowiak», М.И. Гланка (краковяк из оперы «Иван Сусанин»). 

Контрданс (contredanse – деревенский танец, от английского «country-dance») – старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 году. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (lonqways) танцующих. Музыкальные размеры – 2/4 и 6/8. В 17 веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, и получил наибольшее распространение в середине этого века, оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса (в противоположность придворным танцам) сделали его в 18-19 веках популярным в Европе (в том числе и в России). Возникли многочисленные разновидности контрдансов: кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К середине 19 века контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия). 

Мореска (moresca (итал.) – буквально «мавританская», морисданс – от английского morris dance) – музыкально – танцевальная сцена (род балета). В ряде европейских стран мореску считали своей национальной формой. Сцена символически воспроизводила борьбу христиан и мавров (9-15 век). Сопровождалась пением двух хоров, позднее – солистов-певцов, поясняющих сюжет. В 16-18 веке мореской завершали придворные празднества и представления комедий. К. Монтеверди ввёл мореску в финал оперы «Орфей». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Характеристика  популярного танца  эпохи Возрождения: Менуэт
 

Менуэт - один из самых популярных танцев XVI - XVII веков. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Как и большинство танцев, он возник из французского крестьянского бранля. Родиной его считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, маленьких шагов, характерных для менуэта. Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Придворный этикет наложил свой отпечаток  на фигуры и позы танца. В менуэте  стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно  изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала  к медленным движениям. Менуэт все  больше и больше обретал черты  танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед  дамой. Исполнители менуэта двигались  по определенной схеме, придерживаясь  строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между  ними нетрудно найти общие черты.

Президент Парижской  Академии танца Луи Бошан - учитель Людовика XIV - предложил схему в виде буквы S. Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной.

При французском  дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли "королем  танцев и танцем королей". Исполнители  располагались строго по рангам. В  первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число  пар стало возрастать. Менуэту  обучались долго, несмотря на его  незамысловатый основной шаг. Это объясняется  тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться  без рывков и точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке и непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно.

Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной  схемы, то для скорого свойственно  ускорение темпа, введение ряда сложных  движений; руки разрешалось поднимать  высоко в различных позах.

В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный  размер, определяющий характер основного  менуэта, который в XVII веке занимал  два полных такта по 3/4, стал занимать один такт. С такой формой шага мы встречаемся в менуэте, сочиненном Мариусом Петипа на музыку из оперы Моцарта "Дон Жуан".

Менуэт был популярным танцем не только при французском  дворе. Он исполнялся в России на ассамблеях Петра I (танцевала одна пара). Во времена  Елизаветы Петровны число пар  значительно возросло.

В эпоху французской  революции менуэт теряет свою популярность. На смену приходят другие, более  простые и общедоступные танцевальные формы. Но менуэт остался среди особо  важных танцев в системе хореографического образования. На нем воспитывались многие поколения балетных артистов всех стран. 

Менуэт (menuet (франц.) – от французского menu – маленький, мелкий; menu pas – маленький шаг) – старинный французский народный танец. Произошёл от так называемого «Бранля Пуату» (народный хороводный танец провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем (ок 1670 г.). Музыкальный размер 3/4. В России менуэт появился в начале 18 века. (Менуэт танцевали на ассамблеях Петра I).

Как самостоятельная  инструментальная форма менуэт первоначально  складывался из 2-х частей по 8 тактов с повторением каждой части (Люлли, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен). В процессе усложнения формы возникли 3-х частные менуэты – menuet da capo (в сюитах И.С. Баха, Г.Ф. Генделя). Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен вводили менуэт в оркестровые циклы и в произведения камерных жанров (сонаты, трио, квартеты). У Й.Гайдна менуэт приобрёл юмористическую окраску, сближаясь с народным танцем, у В.А. Моцарта и Л. Бетховена носил более лирический характер, иногда заменяя медленную часть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Заключение
 

    Как правило, когда  речь идет о танцах эпохи Возрождения, подразумеваются ранние европейские  танцы, которые можно восстановить по разного рода историческим материалам.

    Сегодня наши знания о том, какие были танцы в эту  эпоху, какую они играли роль, базируется на дошедших до наших дней трактатах, а также на различных дневниках  и записях.

    Первоисточники  охватывают два столетия, отображая  культуру того времени и все слои населения. Таким образом, все многообразие танцевальных стилей, дошедших до нас, основывается на сведениях этих двух столетий.

    В начале 17 века во Франции появился новый танец, который  принято называть «танец Барокко». Это принято считать отправной  точкой всех впоследствии возникших  танцев, относящихся к эпохе Возрождения.

    Самая ранняя хореографическая работа, которая фактически и является началом классического танца  – это De Arte Saltandi & Choreas Ducendi (Де Арте Салтанди и Чореас Дукенди), датируемая серединой пятнадцатого века.

    У подобного рода танцев уже была хореографическая постановка, танцорами исполнялись достаточно сложные, для того времени, па, поэтому  их можно отнести к прародителям классического балета

    Такие танцы, как  saltarello (салтарелло), galliard (галлиард), и coranto (коранта) были построены на импровизации и пользовались большой популярность среди всех слоев населения.

    К сожалению, на сегодняшний  день нет ни одного подтверждения  о точности исполнения танцев, дошедших к нам с тех давних времен. Очень  трудно получить копии большей части  исходного материала.

Информация о работе Танец эпохи Возрождения