Танец эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

В развитии мировой культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время (XIV-XVI вв) является переходным от феодального Средневековья к Новому времени - эпохе капитализма.

Содержание

Введение
Краткая характеристика эпохи Возрождения
Периоды эпохи Итальянского Возрождения
Жанровая палитра танцевального искусства
Характеристика популярного танца эпохи Возрождения: Менуэт
Заключение

Работа содержит 1 файл

Историко-бытовой танец.docx

— 48.86 Кб (Скачать)
 
 

Совместный  проект Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А. Шолохова и I Национальной школы современной хореографии «Дункан» 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

на тему:

«Танец эпохи  Возрождения» 
 
 
 

Доклад подготовила:

слушательница курсов

дополнительного образования 

по программе  «Хореограф-постановщик»

Сметанникова Д.О. 
 
 
 
 

Москва, 2012

Содержание:

  1. Введение
  2. Краткая характеристика эпохи Возрождения
    1. Периоды эпохи Итальянского Возрождения
  3. Жанровая палитра танцевального искусства
  4. Характеристика популярного танца эпохи Возрождения: Менуэт
  5. Заключение
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение
 

В развитии мировой  культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время (XIV-XVI вв) является переходным от феодального Средневековья к Новому времени - эпохе капитализма. 

В эту эпоху бурно  развивается международная торговля, все большее значения приобретают  города. Появляются первые зачатки  капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Наступает  период первоначального накопления капитала, развивается банковское дело. Наряду с классом феодалов активную роль начинает играть нарождающаяся  буржуазия. На первый план выдвигается  человеческая личность, обязанная своим  положением и успехами не знатности  предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям. 

Некогда могущественнейшие  силы средневекового мира - империя  и папство - переживают глубокий кризис. Зарождается современное экспериментальное  естествознание. Формируется научная  картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии. Это эпоха Великих географических открытий. 

Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых  пут и вместе с тем, еще неразвитость капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культур и эстетической мысли того времени. В этих условиях складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. 

Главным в новом  – гуманистическом - мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Идеалом стала гармоничная, сильная, свободная, духовно богатая личность - « универсальный человек». 

Образцы нравственного, прекрасного, языческую любовь ко всему  земному гуманисты (прежде всего  в Италии) находили в наследии античности - памятниках культуры, искусства, литературы, философии, возрожденных в это время. Отсюда и название культуры эпохи - Возрождение или Ренессанс (от фр.renaissanse - возрождение) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Краткая характеристика эпохи  Возрождения
 

Возрождение (Ренессанс), период в культурном и идейном  развитии стран Западной и Центральной  Европы (в Италии XIV – XVI вв., в других странах конец XV -- начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. 

Отличительные черты  культуры Возрождения: антифеодализм в своей основе, светский, антиклериканский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). 

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII – XIV вв. его  предвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения большую идейную значительность, величественный героический масштаб. 

В архитектуре ведущую  роль стали играть светские сооружения – общественные здания, дворцы, городские  дома. Используя арочные галереи, колоннады, своды, купала, архитекторы (Альберти, Палладио в Италии; Леско, Делорм во Франции и др.) придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку. 

Художники (Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан и др. в Италии; Ян ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Дюрер, Нитхардт – в Германии; Фуке, Гужон, Клуэ во Франции) последовательно овладевали отражением всего богатства действительности – передачей объема, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в том числе и обнаженной) и реальной среды – интерьера, пейзажа. 

Литература Возрождения  создала такие памятники непреходящей ценности как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533 – 1552 гг.) Рабле, драмы Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605 – 1615 гг.) Сервантеса и т.д., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героическая поэма Аристо, философский гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе Монтеня – в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах воплотили идеи Возрождения. 

В музыке, проникающейся  гуманистическим мироощущением, развивается  вокальная и инструментальная полифония, появляются новые жанры светской музыки – сольная песня, кантата, оратория и опера, способствующие утверждению  гомофонии. 

В эпоху Возрождения  были сделаны выдающиеся научные  открытия в области географии, астрономии, анатомии. Идеи Возрождения способствовали разрушению феодально-религиозных  представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождающегося буржуазного общества.

    1. Периоды эпохи Итальянского Возрождения

Итальянское Возрождение делят  на 5 этапов:

  • Проторенессанс (2-я половина 13 века — начало 14 века)
  • Раннее Возрождение (середина 14 — начало 15 века)
  • Высокое Возрождение (конец 15 — первые 20 лет 16 века)
  • Позднее Возрождение (середина 15 — 30-е — 90-е годы 16 века)
  • Северное Возрождение

Проторенессанс

Проторенессанс тесно  связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Ранее всего искусство  проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее  Возрождение

Период так называемого  «Раннего Возрождения» охватывает собой  в Италии время с 1420 по 1500 года. В  течение этих восьмидесяти лет искусство  ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать  к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники  совершенно бросают средневековые  основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство  в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго  держалось традиций готического  стиля. К северу от Альп, а также  в Испании, Возрождение наступает  только в конце XV столетия, и его  ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Сюда перенаправляется запрос «Высокое Возрождение». На эту тему нужна отдельная статья.

«Ватиканская пьета» Микеланджело (1499): в традиционном религиозном сюжете на первый план вынесены простые человеческие чувства — материнская любовь и скорбь

Третий период Возрождения  — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния  итальянского искусства из Флоренции  перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Позднее Возрождение

Кризис Возрождения: венецианец Тинторетто в 1594 г. изобразил  тайную вечерю как подпольную сходку в тревожных сумеречных отсветах

Позднее Возрождение  в Италии охватывает период с 1530-х  по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи  причисляют к Позднему Возрождению  и 1630-е, но эта позиция вызывает споры  среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени  настолько разнообразны по своим  проявлениям, что сводить их к  одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что  «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской  смотрела на всякое свободомыслие, включая  воспевание человеческого тела и  воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство  надуманных цветов и изломанных линий  — маньеризм. В Парму, где работал  Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

Северное  Возрождение

Итальянский Ренессанс  практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился  по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления  эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и  Франции принято выделять в отдельное  стилевое направление, имеющее некоторые  различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».

«Любовное борение  во сне» (1499) — одно из высших достижений ренессансного книгопечатания

Наиболее заметны  стилевые различия в живописи: в  отличие от Италии, в живописи долго  сохранялись традиции и навыки готического  искусства, меньшее внимание уделялось  исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители  — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Танец эпохи Возрождения