Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:05, реферат
Таким образом, целью данной работы является раскрытие особенностей искусства рококо как самостоятельного стилевого явления.
Задачи реферата:
- определить сущность стиля рококо;
- охарактеризовать историю становления стиля рококо;
- рассмотреть проявления стиля рококо в разных видах искусства.
Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто21, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен, и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера)22. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.
Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств. с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий. Благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.
В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора. И нашел подходящую для этого глину. В Мeйсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер23. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.
Посуда, которая использовалась не
только для сервировки стола, но и
для украшения интерьера
Это время принесло и новый способ
золочения стеклянной посуды. Для
этого специально делались фужеры и
бокалы с двойными стенками, в промежутке
между ними устанавливалась золотая
или серебряная с позолотой пластина
с заранее выгравированным
Очень ценился хрусталь, но предпочтение отдавалось только поташному, славившемуся особой прозрачностью. Кроме того, эта разновидность хрусталя отличалась большой прочностью и плотностью, которая позволяла делать даже самую тонкую глубокую гравировку24.
Из серебряной посуды остались только
дутые чайники и вытянутые
кофейники с ребристой
Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт -изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».
Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.
В колористической гамме рококо
всегда и повсюду присутствует золото.
В основном его использовали, чтобы
выделить важные детали и элементы
оформления: те же завитки, раковины, рамки
филенок. Если денег на сусальное
золото не хватало, выручала желто-золотистая
краска. Для фонов интерьеров характерны
были пастельные тона: голубые, зеленые,
розовые, желтые, кремовые, беловатые
и цвет слоновой кости. С ними хорошо
гармонировали глянцевые
Стиль рококо, характерен абсолютным отсутствием прямых линий. Мебель стиля рококо изящная, небольшая по размерам, со скругленными углами и удобная для пользования. Характерные изогнутые ножки, спинки и подлокотники, диваны обильно украшенные резьбой и бронзовыми накладками в виде гирлянд цветов, растений, раковин, составляющих своеобразный рисунок орнамента. Большая часть кресел, стульев и других сидений становятся мягкими, для их обивки применяется тончайшие и дорогие ткани. Входит в моду специализированная мебель, например, дамские секретеры; кофейные столики и столики для завтрака в постели; письменные и швейные столы. Кресла и стулья теперь имеют широкие сиденья и спинки. Для отдыха широко используются небольшие диваны, спинки которых высоко подняты. Деревянные части предметов окрашены в светлые тона - белый, голубой, фисташковый, - покрыты лаком или позолотой. Обилие подушек, обитых шелковой материей, с крупными букетами цветов25.
Материалы изготовления в основном - липа, орех, красное дерево, вишня, пальмовое дерево, легко поддающиеся мелкой и тонкой резьбе.
Наиболее распространенным предметом мебели в европейской обстановке начала XVIII века был стол. А вернее сказать, множество разновидностей столов и столиков: туалетные, рукодельные, столы-серванты, столы-консоли, ломберные и пр. Во Франции в это время появились маленькие изящные столы-бобики, получившие свое название из-за формы столешницы, которая напоминала бобовое зерно, и служившие для письма, чаепития, рукоделия и т.д. Однако никакой другой вид столика нельзя было сравнить по популярности с пристенным - столом-консолью.
Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства 18 в. по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Основными принципами этого стиля в искусстве был уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов. Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Для декора рококо характерны текучие асимметричные изгибы, намеренно антиклассичные, вдохновленные китайскими и индийскими первоисточниками. Так называемые "причудливые" узоры сочетают необычные изображения удлиненных бутонов, зонтиков и насекомых. Китайские элементы в виде фигурок и зданий фигурируют в рисунках тканей этого периода. Декораторы отходят от узоров, плотно заполняющих всю поверхность. Большая часть фона обычно не украшается, рисунок становится как бы прозрачным, живописно и часто асимметрично покрывающим ткань. Модным мотивом становятся цветущие китайские деревья, хрупкие стволы которых украшают ленточки в постоянном движении и цветочные охапки, падающие на них. Появление этих связок вызвано влиянием художника и декоратора стиля рококо Жана-Батиста Пиллемана26. Он напечатал более двухсот гравюр, иллюстрировавших китайские орнаменты, в частности цветы в китайском стиле, которые служили для печатных шелков и ситцев. Цветочные мотивы развиваются в сторону натурализма, соединяют разнообразные цветки, виноградные лозы, деревья, вазы, шелковые ленты или сцены с фигурами. К концу периода рококо "индийский" мотив вводит из расписных и печатных хлопковых тканей рисунки лепестков цветов, обрамленных папоротником, узор индийского "древа жизни".
Внутри дом всегда украшался
настенной живописью, достаточно часто
встречалась и роспись
В отделке полов в одинаковой степени присутствовали и каменная мозаика, и паркет, которые всегда гармонировали с остальным витиеватым убранством комнат.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что вся декоративность рококо укладывается в три компонента:
1) цвет помещения,
2) мебель исторических форм,
3) стильные аксессуары.
2.4. Музыка и литература
Совершенные музыкальные образцы Рококо мы находим в творчестве Франсуа Куперена и Жана-Филиппа Рамо (1683 - 1764). В Германии элементы рококо обнаруживаются в музыке Телемана, но его творчество можно рассматривать также и в русле Барокко.
О каких характерных особенностях
в музыке можно говорить в связи
с этим стилем? Многое проясняет, во-первых,
то обстоятельство, что стиль Рококо
возник в период завершения эпохи
Барокко; во-вторых, что он появился
как своеобразная реакция протеста
против строгости и даже некоторой
жесткости музыкальных форм Барокко.
Протест - это, пожалуй, слишком сильно
сказано о стиле, менее всего
демонстрирующем какую бы то ни было
силу; скорее это каприз - неприятие
формальной жесткости барочных конструкций
и серьезности содержания барочной
музыки, а вместе со всем этим и монументальных
музыкальных форм Барокко (кстати, и
в других видах искусств тоже). Это
будет особенно очевидно, если для
примера взять такую
Интересы композитора рококо лежат в совершенно иной сфере. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух этих музыкантов. Вероятно, это произошло также в силу различия их эстетических позиций: в Дрездене 1717 года, где должен был состояться этот турнир, господствовал стиль Барокко. Именно в это время (1709 – 1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит жемчужину саксонского Барокко знаменитый дворец Цвингер, где теперь расположена Дрезденская галерея. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере28.
Для музыки рококо характерны миниатюрность
форм, ясность гармонических
Информация о работе Сущность и история становления стиля рококо