Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, реферат
Данный проект можно использовать в качестве обучающего материала на уроках культуры Башкортостана, истории Башкортостана и классных часах.
В ходе изучения проблемы проведены следующие исследования:
изучена литература по творчеству художника, в особенности статьи А.Г. Янбухтиной;
изучены материалы краеведческого отдела в центре детского чтения им. Ахмет-Заки Валиди;
I Введение стр.
II Старая Уфа в живописи А.Э. Тюлькина стр.
1. А. Э. Тюлькин – редкого дарования живописец и замечательный педагог. стр.
2. А. Э. Тюлькин – певец красоты башкирского края. стр.
III «Маленький кусочек мирового пространства,
принадлежащий мне» стр.
IV Заключение стр.
V Литература стр.
В музее, также, проводятся выставки современных художников. При музее имеется садовый участок. Картины 1922-1980 гг. Вещи, мастерская, все, что связано с личной жизнью художника и его творчеством. Классическая школа живописи.
Улицы
Волновой на
данный момент
практически не существует, но дом-мастерскую по инициативе
Союза художников и Художественного музея
сохранили. Большая заслуга в этом принадлежит,
безусловно, Альмире Гайнуловне Янбухтиной,
которая приложила много сил для увековечения имени А. Тюлькина. Она стала первым биографом
художника. Будучи лично знакома с ним,
Альмира Гайнуловна с особым интересом изучала
его произведения и одной из первых дала искусствоведческий анализ творческого наследия мастера. Отремонтированный дом-музей А. Э. Тюлькина
готов распахнуть свои двери горожанам
и гостям столицы.
Заключение
Знакомство с жизнью и творчеством этого поистине замечательного человека, художника открыло мне новые стороны человеческого характера.
Тюлькин – певец красоты башкирского края. Он глубоко чувствовал природу, находя красоту и в обрывистых берегах реки Белой с расположившимися на ее уступах домишками, и в забельских далях с их своеобразным колоритом и богатством красок. Уральская природа стала основной темой его живописных работ: «Весной на Белой» (1917), «Теплый вечер», «Башкирская деревня» (обе – 1919), «Тишина» (1930-е), «Овраги в Уфе» (1935), «Река Дема» (1951), «Лесная пристань» (1956), «Ледоход» (1962).
Пейзажи настроения, камерные по духу, стали особой гранью в творчестве автора, безмерно влюбленного в родные, как он сам говорил, овраги. Тюлькин сумел в неказистых домишках, прилепленных к уступам оврагов, увидеть определенную поэзию родного края. Такие работы, как «Челн смолят», «Овраги», «Избушка рыбака», – это картины-элегии, картины-ностальгии, в которых нашли отражение любовь художника к родине и размышления о жизни.
Тюлькин по складу характера лирик, и технические достижения страны не находят в его душе отклика. Как он сам вспоминал: «Всегда, когда я писал и любовался отживающим, невольно возникали мысли о колючем, новом, некрасивом. И мучительно хотелось проникнуть в него и найти в этом красоту... Я хотел написать новую Башкирию, но картина не получалась. В этом противоречивом борении прошла вся моя жизнь».
Именно потому, что «лирики» были не в почете у времени, Тюлькин переживал, что его творчество останется невостребованным. Назаров вспоминал – Тюлькин с тоской говорил, что его работы выкинут, а на возражения ученика отвечал: «А отчего колокола и иконы выкидывали?» Но время расставило свои акценты, и сегодня работы Тюлькина хранятся и в Государственном Русском музее в Петербурге, и в Третьяковской галерее в Москве, и в нашем Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.
Живопись в полотнах уфимского мастера «тихая». Она лишена пафоса, эффектов, броскости, сюжетной занимательности. Обращенная к чуткому, внимательному зрителю, она воздействует далеко не на каждого. Но если задержится взгляд, остановится на холсте, на каком-то даже его фрагменте, то западет в душу надолго.
Ныне, оглядывая весь путь, пройденный художником, отмечая его главные вехи, анализируя отдельные произведения (теперь уже несколько отстраненные от личного обаяния самого автора), убеждаешься, что живописные образы старой Уфы - провинциальной окраины России, уральского края, объединяясь в единую, большую тему Родины, составляют главную тему — основную линию творчества Александра Тюлькина.
Меня порадовало то, что творчество художника и сегодня востребовано. К юбилею отремонтирован дом-музей Александра Эрастовича, мы посетили выставку в художественном музее имени Нестерова, посвященную этой дате.
В ходе
работы над проектом тщательно изучила
художественные методы, как темпера,
увлеклась его творчеством, пришла
к выводу, что художественное наследие
Александра Эрастовича обширно и еще предстоит
изучить ни одному поколению критиков.
Список использованной литературы
Участие на выставках
Выставка общества «Любителей живописи», Уфа, 1917 — 1919.
Выставки отделения АХРРа, Уфа, 1926, 1928.
8-я выставка АХРРа «Жизнь и быт народов СССР». Москва. 1926.
8-я выставка АХРРа «Жизнь и быт народов СССР», Ленинград, 1926.
1-я выставка картин и рисунков «Путь живописи», Москва, 1927.
Юбилейная выставка искусства народов СССР, Москва, 1927.
Межобластная выставка искусства народов СССР, Уфа, 1929.
Выставка «Жизнь и быт народов СССР», Москва, 1937.
Всероссийская художественная выставка «Жизнь и быт народов РСФСР», Москва, 1939.
Всероссийская выставка «Художники старшего поколения РСФСР», Москва, 1940.
Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1946.
Межобластная художественная выставка, Казань, 1947.
Всероссийская выставка произведений художников краев, областей, автономных республик РСФСР, Москва, 1949.
Выставка произведений художников РСФСР, Москва, 1953.
Всероссийская художественная выставка, Москва, 1957.
Республиканские, Уфа, с 1937 г. на всех, кроме молодежных.
Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, 1955.
Декадная выставка произведений художников БАССР, Москва, Ленинград, 1969.
Выставка произведений художников БАССР, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, Ульяновск, 1970.
Выставка произведений художников 3-х зон, Москва, 1971.
Выставка произведений художников автономных республик, РСФСР, Москва, 1971.
Зональные выставки «Урал социалистический»: Свердловск, 1964; Пермь, 1967; Челябинск, 1969; Уфа, 1974.
Международная выставка «Художники окраины СССР», г. Сан-Диего, США, 1929.
Выставка произведений художников БАССР в ГДР, г. Галле, 1975.
Персональная выставка, Уфа, 1943.
Персональная выставка, Уфа, 1966.
Персональная выставка, Ленинград, 1963.
Персональная выставка, Москва, 1975.
Основные работы
Дворик на даче, х. темп., 1919.
Челн смолят, х. темп., 1921.
Гортензии, х. темп., 1920.
Восточный натюрморт, х. темп., 1920.
Карусель, х. темп., 1923.
Лодки, х. темп., 1927.
Тракторы, х. темп., 1930.
Первая нефтевышка, х. темп., 1934.
А. С. Пушкин среди башкир, х. м., 1937.
Танковый десант идет на фронт, х. темп., 1943.
Урал фронту, х. темп., 1943.
Мясо фронту, х. темп., 1944,
Тишина, х. темп., 1946.
На родине Нестерова, х. темп., 1946 — 1947.
Праздник на окраине, х. темп., 1949.
Шиханы под Уфой, х. темп., 1953.
Долина реки Юрюзань, х. темп., 1953.
Уральские россыпи, х. темп., 1954.
Натюрморт, х. темп., 1959.
В. И. Ленин в Уфе, х. темп., 1955 — 1965.
В. И. Чапаев под Уфой, х. темп., 1959.
Крекинг, х. темп., 1959.
Ледоход, х. темп., 1962.
Зимнее утро, х. темп., 1963.
Ишимбаево, х. темп., 1964.
Терраса, х. темп., 1964.
Цветущие окна, х. темп., 1924.
Весна на реке Белой, х. темп., 1964.
Лето, х. темп., 1965.
Весна, х. темп., 1967.
Сирень, х. темп., 1967.
Изба Салавата, х. темп., 1967.
Огни большой нефтехимии, х. темп., 1974.
Въезд Красной Армии в Уфу, х. темп. м., 1975 (совместно с А. М. Кудрявцевым).