Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:20, реферат
(1399-1464 гг) художник нидерландской школы. Деятельность Рогира ван дер Вейдена была разнообразной: он создавал монументальные алтари и картины на религиозные и исторические сюжеты, писал портреты. Вейден вошел в историю живописи как один из самых значительных портретистов XV века. Наиболее известные и значимые его произведения: полиптих «Страшный суд», «Снятие с креста», «Филипп де Круа» и «Св. Лука, рисующий Б.»
Любопытная деталь: рентгеноскопический анализ картины ван Эйка показал, что первоначально Ролен был изображен с тугим кошельком. Можно лишь строить догадки, почему эта красноречивая деталь была удалена художником…
Канцлер Ролен повернут к
Взгляд канцлера сосредоточен, он
осознает всю серьезность
Рогир ван дер Вейден в гораздо меньшей степени, чем это принято канонами нидерландской живописи, уделил внимание окружающим вещам и на первый план вывел человеческие силуэты, занимающие в картине самое важное место и доминирующими своими крупными, монументальными формами. Они выделены и цветом.
За спиной Луки сквозь
Будничная обстановка кельи
В центре, в просвете между
двумя колоннами, виден
В картине ван Эйка «Мадонна
канцлера Ролена» обстановка
намного богаче, чнм у ван дер
Вейдена. Где происходит
За окном кельи Луки художник изобразил висячий сад, который огражден кирпичной стеной, около зубцов которой видны две маленькие, но очень выразительные фигурки мужчины и женщины в ярких одеждах XV века. Они заполняют и оживляют пространство между фигурами св. Луки и Б., а с другой стороны, своим обращением в глубину связывают первый план с отделенным пейзажем, привлекая к нему внимание зрителя.
Этот пейзаж, отнесенный вдаль,
является как бы картиной в
картине. Он не только имеет
совершенно самостоятельное
Лука и Б. далеки от суетного,
шумного мира. Они прибывают в
уединении, погруженные в
На берегах реки раскинулся
большой город. Он предстает
перед ними во всех
Изобразил ли Рогир ван дер
Вейден часть какого-либо
Пейзажи двух рассматриваемых картин очень похожи - позади Мадонны и канцлера, за резными колоннами из яшмы и агата, виден пейзаж. Лентой извивается река, уходящая к горизонту. Лодки и барки плывут по воде, омывающей острова и заросшие лесом берега. Голубоватые горы закрывают горизонт. На берегах реки раскинулся большой город. По его узким улочкам снуют люди в разноцветных одеждах. Неповторима каждая деталь пейзажа, все говорит о восторженном отношении художника к миру. Изображение столь правдиво, что зритель чувствует себя как бы побывавшим в этом городе. Исследователи долгое время пытались идентифицировать пейзаж дальнего плана с конкретным городом (Брюгге, Отеном, родиной канцлера, Льежем, Маастрихтом или Женевой), а реку – с Маасом, Рейном и др., однако ни одна из гипотез не получила однозначного подтверждения. Два города, соединенные мостом, скорее всего, имеют в общей программе картины не конкретно-географическое, а сакральное, символическое значение – земного и Небесного Иерусалима, согласно трактату блаженного Августина «О Граде Божием», а река, их разделяющая – «река жизни», описанная в Апокалипсисе. Река (символ границ между двумя мирами) разделяет пейзаж на две части. Слева, за фигурой канцлера, виден город с площадями и светскими зданиями, а в глубине – холмы, деревушки и горы на гозизонте; справа, за фигурой Младенца, - панорама церквей. Два мира, соединенных мостом… Пейзаж в глубине картины разделен рекой надвое (река — древний символ границы между мирами). Если на левом ее берегу изображены в основном светские здания (эта половина пейзажа служит фоном для фигуры Ролена), то на правом (в той части картины, где изображена Богоматерь) высятся многочисленные церкви, среди которых выделяется громада собора, к которому стекаются по окрестным улицам пестрые фигурки людей. Это два града — земной и небесный. Берега реки соединяет мост, и Младенец Христос, поднимая руку, чтобы благословить Ролена, одновременно указывает ему на этот мост, как бы побуждая канцлера перейти из земного града в град Божий.
Вся группа помещена в
Средний план отведен для
Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, но выступает как важный, самостоятельный образ: Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии — панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа. Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи.
Информация о работе Сравнительный анализ художественных произведений