Сравнительный анализ художественных произведений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:20, реферат

Описание работы

(1399-1464 гг) художник нидерландской школы. Деятельность Рогира ван дер Вейдена была разнообразной: он создавал монументальные алтари и картины на религиозные и исторические сюжеты, писал портреты. Вейден вошел в историю живописи как один из самых значительных портретистов XV века. Наиболее известные и значимые его произведения: полиптих «Страшный суд», «Снятие с креста», «Филипп де Круа» и «Св. Лука, рисующий Б.»

Работа содержит 1 файл

Искусство.doc

— 82.00 Кб (Скачать)
    1. Биография Рогира ван дер Вейдена
 

         (1399-1464 гг) художник  нидерландской школы. Деятельность  Рогира ван дер Вейдена была  разнообразной: он создавал монументальные  алтари и картины на религиозные  и исторические сюжеты, писал  портреты. Вейден вошел в историю  живописи как один из самых значительных портретистов XV века. Наиболее известные и значимые его произведения: полиптих «Страшный суд», «Снятие с креста», «Филипп де Круа» и «Св. Лука, рисующий Б.» 

         2) Биография Яна  ва Эйка 

         Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 13901441) — фламандский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.

         Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе голландских графов. С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который ценил его как художника и щедро оплачивал его работы. В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.

         Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Ван Эйка считают изобретателем масляных красок, хотя на самом деле он лишь усовершенствовал их. Но именно после него масло получило всеобщее признание, масляная техника стала традиционной для Нидерландов; в XV в. пришла в Германию и во Францию, оттуда — в Италию. Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка — Гентский алтарь, созданный, возможно, совместно с братом Хубертом. Ян ван Эйк выполнил его по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы в 1422—1432 гг. Это грандиозный многоярусный полиптих из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур. Среди шедевров Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена», а также портрет купца, представителя банкирского дома Медичи, Джованни Арнольфини с женой — так называемый «Портрет четы Арнольфини». Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон — 9 июля 1441). Имел несколько учеников, в числе них — Петрус Кристус. В честь Ван Эйка назван кратер на Меркурии. 

                 3) О «Св. Л рис-ий Б» 

                В 1884 году в Питербург приехал парижский торговец картинами, некий Антуан Бер, и привез с собой для продажи картину на дереве, изображающую «Богоматерь с младенцем» работы Рогира ван дер Вейдена. Картина эта происходила из распрданной в 1881 году в Париже коллекции барона Берновилля, а еще раньше находилась в собрании испанской королевы Изабеллы. Поскольку сумма, запрошенная Бером, была значительна (60 тыс. франков), вопрос о покупке рассматривался специальной комиссией экспертов, в которую вошли крупнейшие знатоки старой живописи. Комиссия дала самую высокую оценку худ. качествам картины и отметила в своем отзыве, что в Эрмитаже уже имеется очень близкое произведение того же мастера - «Св. Лука», - приобретенное в 1850 году в Гааге при распродаже знаменитой коллекции нидерландского короля Виллема II. После того как «Б с М» была куплена и обе доски соединили вместе, они по своим живописным компазиционным особенностям совпали во всех деталях, образовав единое целое - картину «Св. Лука рис-ий Б». Так коллекция в Петербурге обогатилась первоклассным памятником старой нидерландской живописи.  

                4) Мадонна канцлера Ролена 

              Николя (Николас) Ролен (1376—1462), бургундский канцлер. В 1408 году Ролен поступил на службу к Жану Бесстрашному, отцу Филиппа Доброго, а в 1422 году Филипп, наследовавший своему отцу, произвел Ролена в канцлеры. Этот пост Ролен занимал на протяжении 40 лет, за это время невероятно разбогатев. Много денег он вкладывал в строительство. Поддерживал Ролен и живописцев — в своем родном городе Отоне он был известнейшим меценатом. Важнейшее значение для истории искусства являются работы, созданные по его заказу Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом.

          Картина «Мадонна канцлера Николя  Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана  Яном ван Эйком в 1435 году. Не  очень большая (0,66x0,62 м), она кажется  больше своих реальных размеров. Ван Эйк использовал жесткие и определенные образы. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, но выступает как важный, самостоятельный образ: Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии — панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа. Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. 

)

           5) Сравнительная характеристика 

    Сравнительную характеристику двух картин я хочу начать с переднего плана, а точнее с изображения главных героев картин.

     

  1. Сюжет

   В основу сюжета картины ван  дер Вейдена положен сюжет  библейской легенды об одном  из учеников Христа - Святом Луке. Согласно легенде, Лука был  образованным человеком, занимался  различными науками, медициной,  а так же искусством. Однажды  - рассказывает - легенда он решил написать Мадонну с Младенцем, однако, никак не мог воспроизвести ее облик по памяти. Во время одной из безуспешных попыток Луки осуществить свое намерение Мадонна сама явилась ему и позировала до тех пор, пока он не нарисовал ее портрет.

      Картина ван Эйка написана  по заказу Николаса Ролена, одного  из приближенных Филиппа Доброго.  Земной и небесный миры встречаются  здесь лицом к лицу. Канцлер,  в парадных одеждах, величественный  и строгий, преклонил колена  перед престолом Богоматери и принимает благословение Младенца Христа. Вся группа помещена в великолепный интерьер дворцовой залы, за окном которой открывается завораживающая панорама 

  1. Мадонна.

   Богоматерь в картине Рогира - это красивая, молодая, богато одетая женщина. Фигура ее несколько угловата и удлинена. Одежды, ниспадающие на пол, образуют крупные складки. Особенно выразительны руки М. Точный рисунок хорошо передает нервные движения длинных, со слегка утолщенными суставами пальцев.

  Лицо  Б. лишено индивидуальных особенностей. Его правельные очертания, высокий лоб, узкие удлиненные глаза, разрез которых напоминают полумесяцы, - все это скорее отражает представления художника об образе идеально-прекрасной женщины. И все же во внешности Б. есть какие-то едва уловимые фламандские национальные черты. Возможно, такое впечатление создают длинные золотистые волосы, темно-голубые глаза и нежно-розовый румянец на щеках.

   Б. воспринимается здесь нами  как юная мать, и ее человеческие  переживания, прежде всего, подкупают  зрителя. Черты ее лица, наклон головы, взгляд, брошенный к Младенцу, движение рук - все исполнено глубокого материнского чувства.

    Если Рогир Вейден показывает  нам М. обычной молодой матерью,  в простых одеждах, сидящей  на подушках и нежно обнимающей  своего малыша, то ван Эйк представляет нам Б. более зрелой женщиной. Мадонна Яна ван Эка изображена сидящей на великолепном резном деревянном стуле. Она одета в роскошный красный плащ, подбитый драгоценными камнями. «Мадонна канцлера Ролена» представляет собой торжественное, величественное зрелище. В сиянии яркого света, преображающего предметы, среди резных узоров колонн из яшмы и агата, под радужными стеклами витражей, Мадонна, увенчанная золотой короной, выглядит, как Царица Небесная, строгая и недоступная.  

  1. Младенцы.

       В произведении «Св. Лука рис-ий Б» младенец изображен совершенно обычным ребеночком, которого мама кормит грудью. Он лишен ореола Божественности. Более того он ни чуть не идеализирован. Несмотря на некоторую скованность позы, он выглядит настоящим грудным ребенком, изображенным с поразительной точностью. У него толстый живот, большие уши, редкие волосы на головке, а кожа на шее в мелких складках. Движения угловатого тельца неуклюжи и неуверенны. Художник тонко подметил, как рефлекторно шевелятся растопыренные пальцы на руках и даже ногах, что бывает только у очень маленьких детей. И другое наблюдение Рогира ван дер Вейдена очень характерно: М. лежит не просто на пеленке, а на распашонке, рукава и ворот которой хорошо различимы.

    Младенец ван Эйка сидит на коленях материи совсем не детским,  торжественным движением руки благословляет канцлера Ролена,  который как бы приобщается к Богу. В руках Младенца хрустальный шар, увенчанный крестом – символ мира, спасенного крестной жертвой.  Он изображен совсем взрослым и разумным человеком. Взгляд Иисуса серьезный и сосредоточенный. В облике его читается величие и царственность. Читается осознанность, совершаемого им ритуала.

            

    1. Лука и канцлер.

   Напротив Б. в произведении Рогира ван дер Вейдена в коленнопреклонной, исполненной благоговения позе застыл св. Лука. На листке бумаги он набрасывает ее портрет. Рогир ван дер Вейден запечатлел здесь профессиональный прием XV века - способ работы с серебряным карандашом.

        Лука, так же как и Б. изображен в современной художнику одежде. Подобный костюм - характерную маленькую шапочку и длинный розовый плащ - носили в XIV веке врачи. Лука, согласно легенде был врачом. От взгляда художника не ускользнули мелкие подробности костюма святого: отороченные коричневым мехом обшла (отворот на рукаве мужской одежды), пояс, на котором висит прибор для письма с круглой чернильницей. Уверенные, четкие линии ясно определяют силуэт фигуры святого, очерчивают широкие тяжелые складки плаща.

         Как всегда в произведения ван дер Вейдена, особенно выразительны голова и руки святого. Лицо его, по мнению некоторых исследователей, является автопортретом самого художника, что вполне возможно, так как нидерландские живописцы XV-XVI веков, обращаясь к легенде о Луке, очень часто предавали святому свои портретные черты. В случае с картиной Рогира не удалось пока выяснить этот вопрос окончательно. Но все же в облике Луки, несомненно, воплотились черты какого-то конкретного человека.

      С большим мастерством художник  показал сложные переживания св. Луки. Он не просто потрясен чудесным явлением Б., он глубоко взволнован как художник, вдруг увидевший перед собой образ, который он долго и мучительно искал. Под его внешней сдержанностью мы замечаем огромное напряжение всех духовных сил - для него наступил высший, кульминационный момент творчества. Лоб его чуть нахмурен, брови приподняты. Благоговейно, но внимательно, взглядом профессионального живописца фиксирует он свою модель. Трудно найти в искусстве XV века более тонкое и более точное изображение художника, охваченного творческим вдохновением.

    Руки святого в значительной  мере дополняют его характеристику. Худые, тонкие пальцы, прекрасно  нарисованные, хорошо выражают нервное  напряжение человека, погруженного  в свою работу. Иными словами, руки в картине ван дер Вейдена усиливают эмоциональную насыщенность своего образа, что так же было новшеством в нидерландской живописи.

    Заказчик картины, канцлер Ролен, изображен молящимся по часослову и одновременно предстоящим перед Богоматерью с Младенцем. Никола Ролен – один из самых влиятельных людей в Бургундии середины XV века. Благодаря своим талантам и воле этот выходец из бедной семьи выбился в люди - стал юристом, финансистом, дипломатом...

У стареющего Ролена были все основания добиваться благосклонности небесных сил, ибо земная жизнь его далеко не всегда походила на житие святых. Политическая карьера его началась с того, что он выступил в парижском парламенте адвокатом Иоанна Бесстрашного – того самого герцога Бургундии, который организовал убийство Людовика Орлеанского и стал фактическим королем Франции. Благодаря Ролену герцог Филипп Добрый был признан одним из самых могучих правителей своего времени, а его владения в Бургундии увеличились в шесть раз. Используя отнюдь не безупречные методы, Никола Ролен скопил огромные богатства, которые, впрочем, он щедро тратил на многочисленные пожертвования. Сочетание алчности и благочестия не было в диковинку в те времена.

Информация о работе Сравнительный анализ художественных произведений