Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Искусство - одно из важнейших и интереснейших явлений в жизни
общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая
значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества.
Суть искусства определяется тем, что что оно представляет собой наиболее
полную и действенную форму эстетического осознания окружающего мира.

Работа содержит 1 файл

Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики.docx

— 43.67 Кб (Скачать)

полотен, благодаря  высочайшему  умению  мастера  создавать  пространственный

объем при помощи штриха. Главное действующее лицо на этой гравюре не  Иисус,

а Свет (именно Свет с большой буквы).  Свет,  врывающийся  и  всепокоряющий.

Свет - онова композиции. Рембрандт - не  просто  мастер  штриха  в  графике,

мазка в  живописи  (пусть  даже  босая  пятка  коленопреклоненного  сына  на

каритне “Возвращение блудного сына”  была  написана  не  кистью,  а  ладонью

художника). Он - мастер Света (“Ночной дозор”, “Ассур, Аман и  Эсфирь”  -  в

живописи, “Три  креста”,  “Христос  в  Эммане”  -  в  графике).  Но  линией,

тончайшим легким штрихом, Рембрандт достигает невозможного -  ослепительного

сияния живого света.

Конец лирического  отступления.

 

      Литография  же, в сравнении с другими видами  печатной  графики,  стоит

совсем особняком. Как самое непостредственное, гибкое и  послушное  средство

выражения художественных замыслов. И материал в  данном  случае  не  диктует

никаких своих условий. Художник может рисовать на камне  как  на  бумаге,  и

изображенное им с точностью отпечатывается на листе.

      Но  литографии  недоступна  четкость  линии,  она  мене  “графична”  по

сравнению с ксилографией и гравюрой на металле. Ей  свойственны  мягкие  как

бырхат, широкие  линии штриха. Ночь и ткман ближе  этой технике, чем  днейвной

свет  (Французский  художник  Одилон  Родон:  “Болотный  цветок”,  из  серии

“Посвящение Гойе”, 1885г.)

      Таким  образом,  в зависимости своих  замыслов, художник волен  выбирать

разные техники  гравюры.

 

      Более  доступным в  исполнении,  не  требующим  специальных  технологий

травления, печати  является  станковый  рисунок  (рисунок  не  как  одно  из

художественных  средств изобразительного  искусства,  а  как  вспомогательное

произведение).  Рисунок  исполняется  художником  непосредственно  на  листе

бумаги  каким-либо  графическим  материалом  -  карандашом,  углем,   тушью,

сангиной, акварелью, гуашью.

      Рисунок  -  изображение,  выполненное   от  руки.  На  глаз,  с   помощью

графических  средств:  контурной   линии.   Штриха   и   пятна.   Существуют

многочисленные  разновидности рисунка, различающиеся  по  методам  рисования.

Темам и жанрам, технике  и характеру исполнения.

      Зародился  рисунок еще в эпоху верхнего  палеолита -  рисунки  животных,

процарапанные  на  камне,  кости,  нарисованные  на  стенах  пещер   (пещеры

Альтамиры в Испании, пещеры фон  де  Гон,  Монтеспан  фо  Франции).  Рисунок

эволюционирует  от линий выдавленных или процарапанных  к линиям  нарисованым,

силуэту, штриховке, к цветному пятну.

      От  искусства древневосточной цивилизации,  искусства Древнего Египта  и

Древней Греции, эпохи  средневековья и всех послкдующих  эпох  до  наших  дней

обучение изобразительным  искусствам начиналось с изучения рисунка.  Основные

правила построения изображения на плоскости были  в  центре  внимания  таких

известных художников как Леонардо да Винчи, Дюрер.

      “Рисунок, который иначе  называют  искусством  наброска,  есть  высшая

точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник  и  корень

всякой науки,”  -  писал  великий  итальянский  художник  эпохи  Возрождения

Микеланджело Буанарроти (1475-1564).

      Длительное  время рисунок служил лишь  вспомогательным  материалом  для

художника. В эпоху  Ренессанса,  в  эпоху  наблюдения  за  натурой,  рисунок

освобождается  от  зависимости  и   начинает   становиться   самостоятельной

ценностью (17-18 в.в.).  Сначала  для  рисунка  используют  сангину,  уголь,

серебряный  карандаш.  Позже  появляется  графитный  какандаш  и   резиновый

ластик. В 19 веке авторская  графика  становится  совершенно  независимой  от

живописи. Возникают  краски на водной основе (акварель,  гуашь).  В  20  веке

возникает цветная  тушь.

 

Рассмотрим особенности  различных техник рисунка:

 

Перо  -  используется  для  рисунка  жидкими  красящими  веществами   (тушь,

чернила, акварель). Ранее использовали гусиные,  тростниковые  и  соломенные

перья.  В  настоящее  время   в   художественной   практике   распространены

металлические перья  различных  размеров  и  форм.  В  зависимости  от  формы

наконечника пера  (узкого,  острого,  тупого,  широкого  или  закругленного)

получают различные  линии и штрихи, дающие возможность  как  передать  большую

форму, так  и  прорисовать  мельчайшие  детали.  Рисунки,  сделанные  пером,

трудно исправлять, так как раствор красителя  глубоко проникает  в  структуру

бумаги.  Перовая  техника  требует   от   художника   большой   собранности,

аккуратности, самодисциплины.

 

Уголь -  чрезвычайно  мягкий,  податливый  материал,  отличающийся  красивой

матовой фактурой. Изготавливается  из равномерно обозженных тонких веток  или

обструганых палочек  липы, ивы или других пород деревьев. В 19  веке  получил

распространение  твердый  уголь  из   пресованного   угольного   порошка   c

добавлением растительного  клея (сухой грифель). Линии и  штрихи,  нанесенные

на бумагу с  шероховатой  поверхностью  палочкой  рисовального  угля,  плохо

соединяются   с  бумагой  и  осыпаются.   Законченные  рисунки,   выполненые

сыпучим углем, нуждаются  в закреплении специальным  раствором-фиксатором.  В

отличие  от  натурального  рисовального  угля   палочки   из   спресованного

угольного порошка  дают жирные вязкие линии, которые очень  трудно  удаляются.

Техника  рисунка  углем  разнообразна,  так  как  заточенным  стержнем   или

палочкой угля можно  проводить  тонкие  четкие  линии,  а  боковой  стороной

закрывать целые  поверхности.  Работая  торцом  угля  и  плашмя,  меняя  силу

нажима и поворот  угольной  палочки,  направление  штрихов.  Можно  добиться

большой   выразительности   рисунка,   решать   светотеневые   и    объемно-

пространственные  задачи. (Художники, работавшие  углем: Х.  Гольбейн   (1497

- 1543), Ж. Энгр (1780 - 1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В. А.  Серов  (1865

-  1911),  И. Е.  Репин (1844 - 1938), Н. И. Фешин (1881 - 1955).)

 

Сангина - так же как и уголь, широко применяется  в рисунке.  Изготавливается

сангина в виде палочек  без  оправы  различных  красно-коричневых  тонов.  В

отличие от натуральной  искусственная  сангина  производится  из  каолина  и

окислов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии  и  штрихи.  Как

и углем, сангиной  можно  работать  торцом  палочки  и  плашмя.  Она  хорошо

растирается  различными  растушевками,  резинками   и   тонкими   наждачными

шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и  фактуру, но  и  эти

качества  могут  быть  использованы  как  новые  выразительные  средства   в

рисунке.  Техника  сангины  дает  возможность  добиться   тонких   тональных

переходов. Наиболее часто  употребляется  теплого  красно-коричневого  тона.

Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины  можно  смачивать,  что

позволит добиться большего  разнообразия  толщины  и  плонтности  штриха.  К

недостаткам  сангины  относятся  сложность   в   передаче   глубины   теней.

(Живописной техникой  сангины виртуозно владели великие  мастера: Леонардо  да

Винчи, Микеланджело, Рафаэль (1483 - 1520, П. П. Рубенс (1577  -  1640),  А.

Ватто (1684 - 1721), Ж. О. Фрагонар (1732  -1806),  Ж.  Б.  Шарден  (1699  -

1779).)

 

Пастель  -  сухие,  мягкие,  цветные  мелки  без  оправы,  изготовленные  из

спресованных, стертых  в порошок пигментов с добавлением  клея,  молока,  мела

и гипса. Пастели  присуща матовая  фактура,  чистота,  мягкость  красок,  как

правило,  долго  сохраняющих  первоначальную  свежесть.   Рисунок   цветными

мелками приближает графику к живописи. Пастельными  карандашами  (палочками)

рисуют на  шероховатой  бумаге,  картоне.  Нежную,  бархатистую  поверхность

пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений  и  сотрясений.  Чтобы

сохранить рисунки, выполненные пастелью, их  не  закрепляют  фиксативом  (от

этого  пастель  теряет  бархатистость  и   чистоту   цвета),   а   осторожно

окантовывают  и  застекляют  в  раму.  Так   называемая   “чистая   пастель”

выполняется штрихами и пятнами в  один  красочный  слой.  Но  цвета  пастели

можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая  их  растушевкой  или

рукой.  (Широко  известны  произведения,  выполненные  в  технике   пастели,

зарубежных мастеров: Л. Караччи (1555-1619), Х. Гольбейна,  Э.  Манэ  (1832-

1883), Э. Дега (1834 - 1917). В России - И. И. Левитан (1860 - 1900), В.  А.

Серова.)

 

 

 

Соус - жирные  черные  палочки  циллиндрической  формы  диаметром  8-10  мм.

обернутые в станиолевую  бумагу без оправы,  изготовленные  из  спресованного

порошка, сажи или  угля с добавлением клея. Можно  работать линией,  штрихами,

пятнами с применением  растирки (сухой соус) и  растворенным  в  воде  соусом

кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как  и  в  живописи,

применяются остроконечные  и  плоские  кисти  из  обезжиренного  прокаленного

волоса или шерсти различных  животных  -  беличьи,  барсучьи,  колонковые  и

других.

 

      Рисунок  кистью помогает решать сумму  задач: переход от линии к  тону  и

наоборот, что очень  важно  для  выявления  общих  отношений  и  характерных

деталей, совмещать  тональную широту с тонкой прорисовкой.

 

            На грани живописи  и  графики   находится  не  только  пастельная

техника, но и техника  акварели и гуаши.

 

Акварель - от латинского aqua - вода - краски, обычно на растительном  клее,

разводимые водой.  Работы  выполненные  непрозрачной  акварелью  с  примесью

белил появились  еще в Древнем Египте, античном мире,  в  средние  века  -  в

Европе и  Азии.  До  нас  дошли  произведения,  выполненные  художниками  на

папирусах и рисовой  бумаге. В средние века  в  Западной  Европе  и  на  Руси

акварель употребляли  для украшения  церковных  книг  (раскраски  орнаментов,

заглавных букв в  рукописях), а затем и в  создании  миниатюрных  работ,  при

ручной расскраске печатных книг. Чистая  акварель  -  без  примеси  белил  -

получила широкое  распространение в начале 15 века. Ее  основные  качества  -

прозрачность красок,  сквозь  которые  просвечивает  тон  и  фактура  основы

(главным образом  бумаги, реже  -  шелка,  слоновой  кости),  чистота  цвета.

Акварель совмещает  в  себе  особенности  графики  (активная  роль  бумаги  в

построении изображения  и  в  передаче  художественного  образа)  и  живописи

(богатый тон,  построение формы и пространства  цветом). Специфические  приемы

акварели - размывка и затеки, создающие  эффект  подвижности  и  трепетности

изображения. В акварель выполняемую кистью часто вводится рисунок пером  или

карандашом. В 15 - 17 веках  акварель  имела  прикладное  значение  и  сужила

главным образом  для  раскрашивания  гравюр,  чертежей,  эскизов.  Со  второй

половины 18 века акварель стала широко применяться  для  создания  пейзажей,

так как быстрота работы  акварелью  позволяет  фиксировать  непосредственные

наблюдения,  а  воздушность  этой  техники  облегчает  передачу  атмосферных

явлений. В конце 19 века  в  Италии  возникла  манера  плотной  многослойной

акварели по сухой  бумаге, с характерными звучными контрастами  света и  тени,

цвета и белого фона. (В России в такой манере работали К. П. Брюллов, А.  А.

Иванов). В конце 19 - начале 20 века все чаще стали употреблять  акварель  в

сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью и другими  материалами.

 

Гуашь - от итальянского guazzo -  водяная  краска  -  краски,  состоящие  из

тонко растертых  пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик,  пшеничный

крахмал) и примесью белил. От  названия  краски  берет  название  и  техика.

Гуашь обычно употребляется  для работы  по  разнообразной  основе  -  бумаге,

картону, полотну, шелку. Гуашь возникла как  разновидность  акварели,  когда

для достижения плотности  красочного слоя к водным краскам  стали  подмешивать

белила. Гуашь широко использовалась уже в средние  века  в  искусстве  многих

стран Европы и Азии для выполнения  книжных  миниатюр,  а  начиная  с  эпохи

Возрождения - также  для эскизов, картонов, подцвечивания  рисунков,  а  позже

- для портретных  миниатюр. Начало производства специальных   гуашевых  красок

в середине  19  века  способствовало  окончательному  обособлению  гуаши  от

акварели. В России техника гуаши достигла высокого развития  в  конце  19  -

начале 20 века в творчестве В. А. Серова, А. Я. Голована, С.  В.  Иванова  и

других  художников,  которые  применяли  гуашь  при  работе   над   большими

станковыми произведениями, используя ее особенности (плотность  и  матовость

тонов) для достижения  декоративных  эффектов.  По  технике  гуашь  ближе  к

акварели, а по художественному  воздействию - к пастели.  В  настоящее  время

гуашь используют для  выполнения оригиналов плакатов,  книжной  и  прикладной

графики, эскизов  и декоративных работ.

 

      Рассматривая  различные виды графических работ,  я  все  ближе  и   ближе

подошла к  живописи, но также в  процессе  рассмотрения  выявились  основные

отличия графики  от живописи:

Информация о работе Специфика средств создания художественного образа в искусстве графики