Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:26, доклад
В России, при общем отставании, информационные структуры и информационная насыщенность развиваются быстрее, чем другие отрасли. Возможно, общая заинтересованность поможет развивать тему социальной рекламы не только в теории, но и на практике. При этом огромную роль продолжают играть СМИ, которые в век информатизации получают новые возможности.
Настоящее время в отличие от советского диктует несколько другие темы социальной рекламы. Объясняется это, прежде всего, изменившимися ценностями и установками, пришедшими в Россию с Запада. Одна из наиболее популярных тем социальной рекламы это борьба со СПИДом и наркоманией. Проблемы современного общества напрямую отражаются в социальной рекламе. Если продолжить список тем, наиболее затрагиваемых в социальной рекламе в современной России, то это:
В последнее время популярность социальной рекламы вызвала проникновение ее символов, тем, приемов и даже слоганов в рекламу коммерческую. В Перми, например, на одной из главных улиц стоит билборд, на котором крупным шрифтом, в хорошем цветовом оформлении набран лозунг: "Понимайте друг друга!" без какого- либо логотипа или иного графического символа. Только приблизившись к щиту, можно прочитать подпись: "Страховая компания "Феникс". Перед нами типичный пример использования социальных лозунгов и ценностей в коммерческих целях (данный слоган ассоциируется в первую очередь с социальными мотивами и программами). [6]
Далеко ходить не приходится - если проехать по центральным улицам Москвы, то можно увидеть, что чуть ли не половина всех рекламных лозунгов социального характера, хотя заказчиками являются конкретные компании, что и написано на тех же щитах.
Все эти примеры говорят о высокой ценности и востребованности социальной рекламы в нашей стране. Пришло время, когда она выходит на первый план рекламного пространства и становится самостоятельным видом коммуникации.
Но является ли социальная реклама поистине социальной? На мой взгляд нет. В основном это смесь политической или же коммерческой рекламы с социальной. Таким образом она преследует совершенно очевидные цели, а именно обеспечить видимость, хотя я не могу утверждать это на 100%, того, что та или иная компания или политический кандидат/партия заинтересованы лишь в позиционировании себя как социально ответственных, но отнюдь не способствовать решению социальных проблем. На мой взгляд, это вполне естественно, большего ожидать от бизнеса нельзя, именно государство и общественные организации должны обращать внимание населения на наличие проблем и мотивировать их решение.
Компаративный анализ российского и зарубежного опыта социальной рекламы
- сильно отредактированный вариант статьи [9] + некоторые статьи по истории
Критерии сравнения | Российский опыт | Зарубежный опыт |
основные участники рынка социальной рекламы, их доля на этом рынке и степень влиятельности | Государство
- основной участник, от него все ждут регулирования,
реализации программ социальной рекламы.
Однако социальная реклама государства,
как правило, реализуется в виде государственной
рекламы (МНС, МЧС и пр.) Тем не менее, есть
образцы социальной рекламы: "Все у
нас получится", "Позвоните родителям",
"Этой мой город" и пр. Крупный бизнес - иногда использует инструменты социальной рекламы для создания образа социально ответственного бизнеса (ЮКОС - программа "Федерация Интернет-образования", благотворительность и пр.). Проводятся фестивали и конкурсы, но "на улицы" их результаты попадают нечасто. Российские благотворительные фонды и организации - организуют региональные социальные кампании (если найдут денег); Международные благотворительные фонды и организации (WMF, UNICEF и пр.) |
Государство
- важнейший участник рынка социальной
рекламы и за рубежом. Активно участвует
в программах социальной рекламы по широкому
кругу социальных проблем. Финансируемая
правительством социальная реклама включает
как государственную, так и, собственно,
социальную рекламу. Бизнес - активно и осознанно использует социальную рекламу для создания образа социально ответственного бизнеса и, как прямое следствие, повышения своей капитализации. (Phillip Morris: кампания против курения; AVON - предотвращение рака груди; Liz Claiborne - домашнее насилие над женщинами; Motorola - домашнее насилие, Pilot Pen - кампания о СПИДе). Национальные благотворительные фонды и организации - организуют социальные кампании любого масштаба. (National Cancer Council - кампания о раке, Center for Decease Control: кампания против СПИДа); Международные благотворительные фонды и организации (WMF, UNICEF и пр.) - реализуют программы социальной рекламы: например, по ТВ довольно часто демонстрируются ролики этих организаций против использования противопехотных мин, в защиту беженцев, детей и т.д. Особо стоит отметить деятельность Красного Креста |
основные цели реализации кампаний | Государство:
продвижение собственных услуг (государственная
реклама), выборы государственных чиновников
и политиков, в том числе и через стабилизацию
общественных настроений (использование
в рамках политических кампаний); Общественные организации: привлечение внимания населения и органов государственной власти к насущным социальным проблемам; создание позитивного общественного мнения Крупный бизнес: имидж, маркетинг, оптимизация налогового бремени. |
Цель
- не разговаривать о проблеме, а
мотивировать на поступки, создавать
новые ценности Государство: продвижение собственных услуг, выполнение социальных функций Бизнес: позиционирование компании как социально ответственной, продвижение собственных продуктов/ услуг, оптимизация налогового бремени. Общественные организации: привлечение внимания населения и органов государственной власти к насущным общественным проблемам, создание позитивного общественного мнения. |
Координирующие органы и их функции | Государственные
органы: самостоятельно занимаются
вопросами социально рекламы, координирующего
органа нет. Министерство печати и информации: финансирование, регулирование, контроль. |
США:
темы предлагаются федеральными властями
и некоммерческими |
уровень и формы законодательного регулирования сферы социальной рекламы | Закон РФ "О рекламе": Ст. 2 - определение рекламы; Ст.18 - "Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей"; порядок размещения социальной рекламы в СМИ | Великобритания: вопросы социальной рекламы не регулируются законодательством - саморегулирование рекламной индустрии. |
наличие профессиональных общественных организаций | Рекламный совет России (входят все ведущие СМИ, коммуникационные консультанты). Создан в 1993 году. | Есть отраслевые ассоциации, которые занимаются также вопросами социальной рекламы, например, Outdoor Advertising Association of America, Inc., National Association of Broadcasters и пр. |
основные темы, к которым обращаются авторы рекламных кампаний | Налоги:
"Пора выйти из тени"; Курение, алкоголизм, наркотики; Защита детей:"Детей не бросать" Анти-СПИД; Контроль за рождаемостью ("Эта мелочь защитит нас обоих"); Семья "Позвоните родителям"; Безопасность на дорогах; Армия: уклонения от призыва. |
Защита
природы WWF Безопасность на дорогах: Канада: каждому водителю, который не желает использовать ремни безопасности, выдают табличку, похожую на ярлык, который вешается на большой палец покойника для опознания. В ярлык вписывается полное имя водителя и координаты ближайших родственников; на обратной стороне - полное описание всех увечий, которые водители могут получить при аварии. Великобритания: Телевизионный ролик о том, что водитель по имени Джон, который погиб сам и погубил свою семью из-за того, что заснул за рулем своего автомобиля. Курение; Семья: Германия: кампания "Дайте папе поиграть" цель - помочь отцам семейства найти время для своих детей Домашнее насилие над женщинами; Контроль за рождаемостью; Болезни: Анти-СПИД, рак груди; Терпимость к гражданам другой веры/цвета кожи и пр. Армия, патриотизм Специфические проблемы: Германия: холокост (серия плакатов "Холокоста никогда не было" - призыв пожертвовать деньги на сооружение памятника жертвам нацизма) Пособия безработным, как пользоваться соответствующими правительственными службами Помощь больным и престарелым: Германия: "Вы боитесь старости? А туберкулезные больные третьего мира были бы счастливы до нее дожить!"; "Миллионы немцев больны диабетом и не знают об этом!" |
основные носители, используемые для продвижения рекламных идей | ТВ, пресса, наружная реклама | ТВ, наружная реклама, пресса, радио, "от двери к двери" Бесплатное или платное предоставление места в масс-медиа зависит от налогового статуса организации и от содержания: если реклама поднимает серьезную социальную проблему, место или время, как правило, дается бесплатно. |
эффективность | данные не найдены | США:
рекламная кампания по борьбе с курением
в Калифорнии заставила отказаться
от сигареты в 3 раза больше калифорнийцев,
чем в среднем по стране. США: Исследования National Cancer Institute об осведомленности о риске раковых заболеваний, показывает, что эффективность ТВ как носителя социальной рекламы составляет 55%, на остальные СМИ (радио и пр.) пришлось около 4%. США: Кампания против детского алкоголизма спровоцировала более 76000 звонков по 800 телефонам, где можно было получить информацию о местных справочных центрах. 62% позвонивших предприняли дальнейшие шаги. |
финансирование | Объем рынка социальной рекламы по итогам 2002 года составил около $20 млн. (менее 1% от всей рекламы). Государство, в том числе отдельные политики, крупные компании | Крупнейшие рекламодатели - национальные правительства - соответствующие министерства, бизнес, общественные организации и фонды |
производство. Как построено производство социальной рекламы? | Социальная реклама может быть государственной, общественной, некоммерческих объединений, а также собственно, социальной. Социальная реклама, в основном, рассматривается как сфера самореализации креативщиков, рекламистов, но не как бизнес и социально ответственная функция. С другой стороны, сейчас такое мнение постепенно меняется. | Рекламная кампания в США - это программа, в рамках которой происходит разработка стратегии, включая исследования, креатив, производство, распространение и оценка. Великобритания - Центральный офис информации: социальная реклама - это призыв к вполне конкретному действию. |
отношение к социальной рекламе среди ее потребителей | Зависит от образцов социальной рекламы: от злости и раздражение, до реальных действий. | Зависит от образцов социальной рекламы, однако степень эффективности, как правило, достаточно высокая - и отношение как правило положительное. |
Выводы
1. Содержание
Социальная реклама - в основном - содержит послания государства обществу и содержат запрос/призыв/требование относительно тех или иных сторон общественной жизни. В частности, платить налоги, служить в армии и пр. Естественно, здесь не исключаются и такие темы, как курение, алкоголизм, но активные действия в этом направлении ожидаются именно от государства. В любом случае, в России или за рубежом, одинаково признается тот факт, что социальная реклама должна шокировать. Как правило, она должна воздействовать на уровне сильнейших эмоций, а не логической аргументации. Здесь, однако, важно отметить следующую качественную характеристику социальной рекламы: шокировав человека, социальная реклама обязательно должна предлагать ему "выход". Натянув его нервы до предела, дать ему возможность снять это напряжение, выполнив социально полезное действие: сдать кровь, перечислить деньги в фонд помощи больных СПИДом и т.д. то обязательное условие грамотной социальной рекламы.
2. Инструменты
Здесь, как правило, никаких расхождений нет. Основное понимание социальной рекламы в этом случае - как набор различных методов продвижения идей, который в зависимости от конкретного случая обретает ту или иную конфигурацию.
Пытаясь сформировать картину социальной рекламы в России и за рубежом, мы можем следующим образом описать их сходства и различия.
Сходства
Различия
Причины различий
Уровень жестокости, который нам подают российские СМИ, чрезвычайно высокий. Поэтому даже шокирующая социальная реклама не всегда оказывается достаточно эффективной.
Государственная роль в существовании и развитии социальной рекламы [29]:
Однако перейти к в основном бюджетному финансированию социальной рекламы на сегодняшний день государство вряд ли найдет в себе силы. Еще не сумели мы почувствовать, что социальная реклама может быть самоокупаемой.
Тогда как же раскрутить социально-рекламную индустрию в условиях безнадежной малобюджетности, кризиса доверия общества к власти, а власти к обществу и высокого монополизма на рынке производителей рекламы?
Один из выходов состоит в том, чтобы создать рынок социального креатива и обеспечить на нем достаточный уровень вертикальной мобильности. Расширить максимально число участников творческого процесса, не выпуская из виду при этом задачи обеспечения качества продукции.
Не поставить
ли на службу обществу неиссякаемый и
практически бесплатный источник энергии:
желание продвинуться и получить
известность начинающих деятелей искусств?
Социальная реклама как синтетический
жанр искусства предоставляет
Государство взамен на вдохновение и креативность может предоставить молодым художникам очень важный бонус - доступ к общенациональным СМИ, доступ к известности. Прокрутка клипа начинающей группы, дизайнерской или видео студии на первом национальном канале в прайм-тайм - неплохой старт творческой карьеры.
Не менее важно
также оставить возможность разработчикам
для гражданской самореализации
и самостоятельного поиска тем для
социального творчества и попутного
осуществления мониторинга
Здесь мне так же хотелось бы затронуть такую важную тему, как "социальная ответственность бизнеса". Ведь социальная реклама должна быть одним из инструментов социально ответственного бизнеса. [18]
Государство пока
не в состоянии в полном объеме
решить социальные проблемы даже работающего
населения. В среде же самих предпринимателей
в последнее время стали очень
популярны разговоры о