Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа
В истории мировой культуры значительное место занимает вопрос возникновения и развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.
Начиная с эпохи каменного века, праздники стали неотъемлемым элементов жизни людей. Это позволяет считать их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.
Вступление……………………………………………………………………….3
Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32
Эпизодное
построение сценария
Сценарий театрализованного представления состоит из эпизодов, поэтому движение логики происходит от одного эпизода к другому. Одному эпизоду невозможно реализовать емкое сценическое задание. Обеспечить художественную реализацию темы и идеи могут лишь несколько эпизодов – блок эпизодов. Блок эпизодов – совокупность нескольких эпизодов, которая объединяется одним сценическим заданием, т.е. соединяются эпизоды, отвечающие определенной теме.
Каждый эпизод содержит разные аспекты общего конфликта.
Меры членения сценария (уровни сценария):
Название блоков в сценарии не всегда прописывается, но название эпизодов должно быть обязательным. Каждый эпизод должен быть драматически и логически выстроен, иметь завязку, кульминацию, финал. Название эпизода должно полностью раскрывать его сущность и содержание.
Необходимо различать, что стоит показать в эпизоде в соответствии с его темой и идеей.
Мейерхольд говорил: «Режиссура как творчество есть создание образной партитуры состояния зрителей в зале и состояния сценической атмосферы на сцене, т.е. создание партитуры действия на сцене»
Как мы видим, монтаж и архитектоника сценария неразрывно связаны между собой, они делают сценарий целостным, логичным, законченным. Все компоненты сценария работают на одну общую цель, создавая неповторимое произведение сценического искусства.
«Важнейшими монтажными
принципами в режиссуре и драматургии
массового праздника выступают
идейность, строгая логичность и
последовательность построения сюжета,
ассоциативность сопоставления
реальных фактов и художественных эпизодов,
внутренняя ритмическая контрастность»16
2.5 Номер в
сценарии театрализованного
Как было сказано выше, единицей сценической информации сценарии является номер.
«Номер в сценарии
театрализованного
Структура номер схожа со структурой любого драматического действия.
В номере присутствуют
все элементы композиции: экспозиция,
развитие действия, кульминация, финал.
Но также существуют временные рамки
– не более 10 мин, и главная особенность
номера – это его кратковременность.
Поэтому исполнителю нужно
Следующая особенность номера – его самостоятельность. Далеко не всегда номер создается специально для какого-то представления. Поэтому номер должен быть органичным, законченным и целым. Также он должен быть мобильным, т.е. приспособленным к любым сценическим площадками не требующим сложных и массивных декораций и костюмов.
Еще одна особенность номера – лаконичность. Она проявляется в подаче темы, в отборе выразительных средств и концентрации внимания на детали, привлекающие внимание.
Виды и жанры номеров.
Классификации номеров различаются, и сложно выделить какую-то одну.
Возьмем основные виды:
Это далеко не полная
классификация номеров. Их разнообразие
растет с каждым днем. И именно это
делает представление особенным, ярким,
т.к. номер – одно из главных выразительных
средств театрализованного
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии.
Слово – основное изобразительно – выразительное средство литературы. Сфера словесного выражения практически не имеет границ, и возможности проникновения в жизненные явления с помощью слова особенно велики.
Использование слова в сценарии позволяет выстроить ряд сюжетных линий, затронуть разные темы.
«Именно слово расширяет творческую палитру сценария, сообщает возможности использовать такие выразительные средства, как повествование и диалог; слово позволяет выстроить свободную конструкцию сценария, при помощи словесного выражения ввести в драматургическую ткань сценария такой сильнодействующий прием, как непосредственная передача авторской мысли (лирическое отступление)»18
Слово обладает огромной силой, поэтому обращаться с ним нужно аккуратно и точно. Весь текстовый материал должен работать идейно – тематической концепции. Речь не может быть бытовой и тусклой, она должна стремиться к обобщенности, поэтичности и метафоричности. Речь должна быть экономной и необходимой, доходчивой. Перегруженное словами представление утомляет зрителя.
«Стремительное, как летящая стрела, краткое и действенное, слово необходимо в драматургии массового действа. Оно должно прозвучать для зрителя как удар, как взрыв, добиваясь мгновенной эмоциональной реакции»19
Очень часто в театрализованных представлениях и праздниках используется поэтическое слово. Именно оно как нельзя лучше отвечает требованию лаконичности, позволяет не просто донести смысл и раскрыть тему, но и погрузить зрителя в мир образности.
Но с поэтическим словом тоже нужно обращаться осторожно. Избыток стихотворений, не отвечающих теме и идее, а также неоправданных в данной ситуации, создает впечатление рыхлости, разрозненности представления.
Для того, чтобы сделать сценарий целым, единым, нужно чтобы зрелищный художественный образ театрализованного представления стал результатом слияния его формы и содержания, чтобы было последовательное непрерывно развивающееся действие эпизодов. Приходится находить приемы, с помощью которых можно соединить все эпизоды и целостное произведение.
Таких приемов, как и сюжетных ходов, очень много, они зависят от замысла и той образной формы, которую выбрал режиссер. Одни из таких удачных приемов – сюжетные связки.
Сюжетными связками может быть:
- закадровый дикторский текст
- речь ведущих или речевого хора
- текст персонажей
Разыгрывая различные сценки или произнося слова, ведущие (или персонажи) связывают представление воедино. Также связывать эпизоды могут и другие выразительные средства (песня – лейтмотив, звуко – шумовые эффекты, кинофрагменты, пантомима и прочее).
Нередко режиссер использует целый синтез этих приемов.
В написании
связок главная задача – найти
слова, которые не иллюстрировали бы
действие, а входили в общую
образную систему, были эмоциональными
и выразительными.
2.7 Актуальность и новизна в сценарии
Театрализованные
представления и массовые праздники
являются своего рода отражением жизни
народа, его проблем и забот. Именно
театрализованные представления и
праздники очень быстро реагируют
на любые события, происходящие в
политической или социальной жизни
страны. Отсюда и еще одни особенности
содержания сценария театрализованного
представления и массового
Праздничная культура стремится к процессу рождения новых жанров и обогащению старых. Поиск новых путей, приемов, не должен отвергать то, что накопила практика. Главное – умение создавать новое, отталкиваясь от уже существующего.
Часто в театрализованных представлениях старые приемы органично переплетаются с новыми. Мысль режиссера дает неожиданное решение только тогда, когда оно развивает идею и связывает ее с современностью.
Важно, чтобы
найденный образ не только будил
фантазию, но и давал возможность
увидеть, как будет раскрываться
тема, содержание. Главное – найти
сюжетный ход, не только внешний, но и
внутренний прием, который раскроет
содержание представления через
сценическое действие.
Заключение
Рассмотрев все
этапы работы над сценарием
Сложность работы
режиссера заключается в том,
что ему приходится работать не только
с большим количеством
Сценарно – режиссерская разработка является своего рода «теорией» представления, которое будет ставиться. В сценарии отражено абсолютно все, что должно произойти на «практике», т.е. во время самого представления.
Сценарий –
итог всей работы режиссера над театрализованным
представлением или массовым праздником.
Список литературы