Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа
В истории мировой культуры значительное место занимает вопрос возникновения и развития праздника как феномена, который представляет ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, но и в исследовании материальной и духовной культуры народа.
Начиная с эпохи каменного века, праздники стали неотъемлемым элементов жизни людей. Это позволяет считать их важной составляющей человеческой культуры. А их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей.
Вступление……………………………………………………………………….3
Глава1. Основы драматургии………………………………..………………… 1.1 Понятие о драме……………………………………………………………..6
1.2 Действие в драме, действие в театрализованном представлении ……….9
1.3 Драматический конфликт, конфликт в
театрализованном представлении…………………………………………….11
1.4 Композиция в драме и в сценарии театрализованного представлении…13
Глава 2. Работа над сценарием театрализованного представления……………
2.1 Общее и особенное в театрализованном представлении и театре…..................................................................................................................15
2.2 Замысел. Тема и идея ……………………………………………………….17
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа ……………………………….20
2.4 Архитектоника сценария………..…………………………………………..24
2.5 Номер в сценарии театрализованного представления. Виды и жанры
Номеров………………………………………………………………………26
2.6 Слово в сценарии. Сюжетные связки в сценарии…………………………28
2.7 Актуальность и новизна в сценарии………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………….32
Нет постоянной труппы актеров, каждый раз новый коллектив;
Иные пропорциональные
соотношения декораций и
Задействовано большое количество человек, т.к. массовое театрализованное представление построено на действии массы людей, человек должен быть участником, а не зрителем, поэтому необходимо предусмотреть пути активизации зрителя, выстроить сценарий так, чтобы сделать толпу главным действующим лицом;
В массовом празднике зачастую используется сразу несколько площадок;
Выражением идей осуществляется средствами, ведущими к аллегории, обобщению, плакатности;
Массовое театрализованное представление более доступно для зрителя;
Театрализованные
представления и праздники
Нет постановочных цехов, декораций, костюмов. Все создается в процессе работы;
Постановочные трудности: необходимо разместить большое количество людей, большие колонны техники и т.д.;
Минимальное количество репетиций;
В представлении синтезируются различные виды искусств (музыкальные, хореографические, цирковые и пр.)
Документальная основа театрализованных представлений и праздников.
Все эти особенности
характеризуют театрализованные представления
и праздники как уникальное искусство,
способное удовлетворить
2.2 Замысел. Тема и идея.
Сценарий –
это подробная литературная режиссерская
разработка, содержание массового театрализованного
действа. Сценарий в строгой последовательности
и взаимосвязи показывает все, что
будет происходить в
Тема и идея составляют идейно – тематическую основу сценария. Они взаимосвязаны и определяются в процессе осмысления противоречий, развития драматического конфликта.
Зарождение замысла
и его воплощение зависит от жанра
искусства. Приступая к созданию
замысла театрализованного
Тематика театрализованных представлений разнообразна и связана с жизнью страны, прошлым и настоящим, военными событиями, достижениями, юбилеями и т.д., поэтому, если говорить о теме, то она всегда конкретна, т.к. отображает определенное событие в жизни общества.
Идея – это авторская оценка событий, главная мысль, позиция, которая в сценарии пронизывает все эпизоды и номера и является стержнем, благодаря которому представление становится единым и законченным.
В театрализованном представлении может раскрывать несколько тем, но идея всегда должна быть одна. Тема и идея неразрывно связаны между собой.
Массовые театрализованные представления тяготеют к широким обобщенным темам и образному их решению. Логика развития действия, расстановка эпизодов и номеров, отбор содержания осуществляется на идейно – тематической основе представления.
Тематическая основа определяется социальным заказом.
В театре исходным материалом становится пьеса, а в театрализованном представлении режиссер начинает работу с чистого листа.
Постановочное решение – воплощение в действии идейно – тематической основы замысла, с использованием выразительных средств. Тема и идея – это основа, по которой выверяется любая творческая работа. Часто режиссеру приходится отказываться от интересных находок из-за того, что они не соответствуют теме и идее.
Режиссерский замысел – основа для сценария.
Написать сценарий
массового театрализованного
В теории искусства процесс рождения замысла состоит из 3-х этапов:
Итак, работа режиссера с документом и фактом.
Характерной особенностью
театрализованного
Таким материалом может выступать бумага, фото, кинолента, личные вещи и т.д. Документальный материал может быть литературным (мемуары, очерки, статьи), эпистолярным (дневники, письма, фото и др.) и также это подлинные вещи (личные предметы).
В театрализованном представлении и массовом празднике используется не только кино, фото, вещи, письма, но и включаются в действие реальные герои. Документализм тесно связан с местом действия, которое зачастую само является героем, т.к. архитектура, ландшафт, время дня и года вызывают исторические ассоциации (пример – Мамаев курган).
Реальных героев
и подлинные исторические места
можно отнести к
Несмотря на документальную природу сценария театрализованного представления это не означает, что он лишен художественного вымысла и героев. В зависимости от ситуации, художественное и документальное могут либо соединяться, либо идти двумя линиями. И суть театрализации – в художественном решении документального материала.
Помочь идейно – тематической основе сценария может также и работа с реальным героем. Именно реальные герои могут поведать интересные факты, могут сами стать участниками действия, это всегда особенно хорошо принимается зрителями.
Лишь только
когда режиссер изучил полностью
весь материал, узнал историю праздника,
пообщался с реальными героями,
увидел конкретные документы и факты,
тогда возникают первые наметки
сценария, образное видение, ход –
прием, идейно – тематическая основа.
2.3 Композиция как монтаж. Приемы монтажа
Прием монтажа используется в театре, литературе, живописи. На нем основаны выразительные возможности всех видов искусства.
Сценарист должен владеть искусством монтажа, используя средства литературы как заготовки.
Слово «монтаж» от фр. сборка, соединение.
В настоящее время в понятие «монтаж» вкладывается более широкий смысл. Это слово означает «творческая сборка», «творческий синтез».
О сведение различных элементов воедино писал еще Аристотель: «Есть некоторые искусства, которые пользуются ритмом, мелодией, метром – это диферамбическая поэзия, трагедия и комедия. Различие в них в том, что одни пользуются всем этим сразу, а другие – по отдельности».
Можно утверждать, что ростки монтажного соединения берут свое начало в площадных увеселениях, карнавальных мистериях, спектаклях массового агитационного театра.
Искусство, построенное
по принципу монтажа, верно и точно
отображает жизнь, дает новый смысл.
В монтаже складываются множественные
детали. Принцип чередования различных
деталей и планов, их сочетание
и сопоставление построено на
точной и ясной мысли. Здесь все
продумано и находится в полном
соответствии с общим замыслом. Прием
монтажа дает огромные возможности
в свободной компоновке материала
в последовательно
Искусство монтажа было особенно распространено в первые годы революции. Первая монтажная постановка – «Мистерия Буфф», поставленная Мейерхольдом, где в основе лежал монтажный прием стыка.
С помощью монтажа можно перенести действие из одного места в другое. И это служит одной цели – донести до зрителя мысль автора, его жизненную позицию и взгляд на данную проблему.
Метод монтажа нашел свое отражение в концертной деятельности Яхонтова, он мог строить целые выступления и тематические программы, используя разные стихи и прозу, тем самым создавая динамичность, разнообразность.
Искусство монтажа состоит из 2х этапов: членения материала на эпизоды и соединение этих эпизодов в единое целое. В сценарии монтаж соединяет различные номера и эпизоды в неразрывно связанное действие.
Монтаж – это метод создания художественных образов. Перед сценаристом стоят задачи не только связать документальный материал, но и придать ему образность. Монтаж основан на сопоставлении двух и более эпизодов.
Приемы монтажа:
Это наиболее распространенные виды монтажа, хотя их гораздо больше. Иногда можно использовать сразу несколько приемов, чередовать их.
С помощью монтажа можно выстроить композицию театрализованного представления, которая является каркасом и основой всего представления.
«Пытаться выстроить из огромного разнообразия компонентов плавно развивающееся действие – дело безнадежное. Монтаж номеров предполагает построение действия на совершенно иных принципах: резкие контрастные сопоставления, столкновение противоборствующих сил, борьба пластических элементов, где последующий эпизод не продолжает предыдущий, зачастую вступает с ним в борьбу; неожиданность, неподготовленность драматургических взрывов, ведущих к смысловой и эмоциональной кульминации грандиозного монументального спектакля»14
Говоря о монтаже, нельзя забывать о таком средстве художественной выразительности как ход – прием.
Ход – прием, или сюжетный ход – нить, проходящая через все представление и соединяющая все эпизоды воедино. Своеобразие хода – приема в том, что он обязательно должен быть образным, метафоричным, художественным.
Как говорит Д.М. Генкин, «заданный драматургический ход, двигающий развитие сюжета, является основным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы нанизывает все действие. При этом патетика может чередоваться с комическими моментами, трагическое со светлым, радостным»15.
Когда решена монтажная структура, выбран ход – прием, то возникает и образное видение – единый облик всего мероприятия, тот образ, на который работают все выразительные средства и элементы сценария.
Создавая мероприятие,
посвященное Дню Победы, режиссер должен
решить, что он хочет воссоздать на сцене.
Например, послевоенная деревня. Это и
есть образное видение. А ходом – приемом
здесь могут являться воспоминания солдат
и жителей деревни.
2.4 Архитектоника сценария
Архитектоника
изучает соотношение между