Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:38, реферат
По преданию, слава русского театра ведет свое начало от старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.
К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
Если бы разрешил
военкомат – весь состав Театра имени
Ф. Волкова целиком ушел бы на фронт...
(Из воспоминаний
Давида Манского)
Суровая, строгая
военная драматургия становится
ведущей в театральном
В 1943 году на Волковской
сцене состоялась премьера «Старика»
М. Горького в постановке И. А. Ростовцева,
ставшая заметным явлением театральной
жизни страны.
Роль Старика
стала зенитом актерской славы
замечательного актера Павла Гайдебурова.
Спектакль вскрывал глубинную природу
и звериную идеологию фашизма. Гайдебуров
виртуозно передавал
Тогда же спектакль
был показан на гастролях в
столице и назван «выдающимся
событием в театральной жизни
Москвы».
В 1950 году вся
страна торжественно отмечала 200-летие
Первого русского театра.
Начиная с 50-х
годов театр вступает в пору подлинного
расцвета. Лучшие мастера сцены –
народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты
Государственных премий Григорий Белов,
Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра
Чудинова, Клара Незванова – несут в своем
творчестве немалый заряд старой русской
классической театральной культуры. Спектакли
Волковского театра отмечены единством
и цельностью почерка.
В конце 40-х годов
в театр приходит новый художественный
руководитель Петр Васильев – художник
яркого, мощного и темпераментного дарования,
особенно сказавшегося в постановке горьковских
пьес «Егор Булычов и другие», «Сомов и
другие».
В середине 50-х
годов труппа театра пополняется выпускниками
столичных театральных вузов. Любимцами
публики в Ярославле
быстро становятся молодые актеры Тамара
Никольская и Феликс Мокеев (Лариса
и Карандышев в «Бесприданнице»,
Нина Заречная и Треплев в «Чайке»,
Лиза и Паншин в «Дворянском гнезде»),
Наталья Терентьева, Сергей Тихонов, Феликс
Раздьяконов, Игорь Баранов, Лев Дубов,
Юрий Караев.
Разнообразная
и щедрая актерская палитра позволяет
режиссеру Тихону Кондрашеву создать
спектакли «Царь Федор
С 1960 года по 1978
год руководство театром
Это был русский
характер, размашистый, стихийный, с
громадными внутренними противоречиями.
Русский театр второй половины ХХ
века может назвать немногих режиссеров,
столь страстно, увлеченно и темпераментно
работавших над глобальной и трагической
проблемой русского народа и истории.
Время Шишигина в театре – время творческой
увлеченности и небывалого единства труппы.
В разные годы (1960,
1963, 1975), стремясь увековечить образ
Федора Волкова, театр обращается к
созданию спектакля о первом русском актере.
Автором всех сценических
версий был актер-волковец, драматург
Николай Михайлович Север. В 1960 году
на сцене возникает романтическая
драма (режиссер Р. Вартапетов).
Затем к 1963 году
Ф. Шишигин ставит мощное народное действо,
включая в него русские игрища, отрывки
из драмы «Царь Максимилиан», эпизоды
из трагедий Сумарокова «Хорев», «Синав
и Трувор», маскарада «Торжествующая Минерва».
В начале 60-х
годов на Волковской сцене работает
энергичный, пленяющий своими спектаклями
режиссер Виктор Давыдов.
Рядом со старейшинами
Волковской сцены – Г. Беловым, В.
Нельским, А. Чудиновой, Г. Свободиным,
К. Незвановой, С. Ромодановым наиболее
ярко проявляются талант и дарования
мастеров Волковской сцены новой
генерации – Николая Кузьмина, Юрия
Караева, Владимира Солопова, Натальи
Терентьевой, Сергея Тихонова, Феликса
Раздьяконова.
На рубеже 70 –
80-х годов традиции русской сценической
школы продолжены возглавившим театр
Владимиром Кузьминым. Остросовременно
и психологически насыщенно решены
«Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького.
Романтической окрыленностью и взволнованным
лиризмом отмечена «Соловьиная ночь»
В. Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское
поле» Ч. Айтматова.
Одна из наиболее
заметных постановок 80-х годов – спектакль
«Дело» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (литературная
редакция Виктора Розова, постановка Сергея
Розова). «Дело» на Волковской сцене –
спектакль о том, как совесть человеческая
мало-помалу начинает сдаваться, уступать.
Человек строгого долга, мечты, Муромский
– В. Нельский становится человеком, ослушавшимся
собственного голоса. Театр рассказывает
не только о крахе Тарелкиных, о том, как
не выгорело дело, не удалась взятка, но
и о падении человека, о том, как погублена
была совесть.
С 1983 года по 1987
год театром руководит режиссер Глеб Дроздов.
Впервые руководитель
театра столь открыто декларирует
установку на отказ от прежних
традиций, оправдывая это необходимостью
освобождения от «академизма» и консервативных
способов сценического существования.
Впервые столь резко театр отрывается
от своих истоков, от корней, от сердцевины.
Дроздов отстаивает театр зрелища и представления,
угадывая наступающую стихию рынка и коммерциализации
зрелищных предприятий.
В 1988 году спектакль
«Горячее сердце» по пьесе А.Н. Островского
в постановке Сергея Яшина и Владимира
Боголепова возник как долгожданный отклик
на обновление общества, начавшееся с
перестройкой. Не пора ли сегодня, сокрушая
прежних курослеповых и градобоевых, вспомнить
именно о горячем сердце? – спрашивал
театр. Спектакль стал своеобразным испытанием
волковцев на творческую жизнеспособность
– на готовность после мучительно-сонной
депрессии к театральной игре-трансформации,
к ярким характеристикам внутри слаженного
актерского ансамбля, к изображению «живой
жизни» через поэтику гротеска и карнавала.
Красота природы (художник Елена Качелаева)
и красота души, слившись, вели одну, поэтическую
и лирическую мелодию, и весь спектакль
был напоен воздухом родного приволья.
В начале 90-х
годов театр возглавил режиссер
Владимир Воронцов, предугадавший и отразивший
в своем творчестве ритмы катастрофического
времени. К его несомненным удачам следует
отнести остропсихологическую постановку
«Профессора Сторицына» Л. Андреева, зрелищно-площадную
«Корсиканку» И. Губача, поэтическую исповедальность
«Вье карре» Т. Уильямса.
Общественные
сдвиги, повлекшие за собой распад
СССР, и последующие события, несомненно,
отразились на резких попытках кадрового
реформирования театра и на состоянии
коллектива, пережившего в этот период
немало потрясений.
Образ старинного
русского театра, подлинного театрального
братства возникал в романтической
феерии «Зеленая карета» (1993), поставленной
Михаилом Мамедовым по сценарию А. Гладкова.
Труппа театра
в настоящее время представляет
собой ансамбль, в котором гармонично
сочетаются опыт старейших мастеров –
народных артистов России Николая Кузьмина,
Натальи Терентьевой, Владимира Солопова,
Феликса Раздьяконова – и молодых актеров.
Все ярче заявляет о себе «третье» поколение
волковцев, воспитанников Волковского
театра (все они окончили Ярославское
театральное училище при театре имени
Ф. Г. Волкова, а впоследствии и Ярославский
театральный институт), которое возьмет
на себя ответственность за будущее театра
в 90-е годы – В. Сергеев, Т. Иванова, Т. Исаева,
Г. Крылова, И. Чельцова. Актерскими удачами
отмечены образы, созданные актерами В.
Асташиным, С. Куценко, В. Романовым. Уверенно
«держат» репертуар выпускники 80-х годов
– Т. Гладенко, И. Сидорова, М. Зенкина,
В. Балашов, В. Кириллов, Т. Малькова, Н.
Кудымов, Е. Мундум, И. Сидоренко, А. Зубков.
С 1996 года главным
режиссером театра становится Владимир
Боголепов, вдумчивый художник, в
прошлом учившийся у знаменитых
волковских «стариков», чтящий исторические
традиции и художественные завоевания
театра. Театр берет курс на русскую и
мировую классическую драматургию.
В репертуаре театра
– «Фома» Ф. М. Достоевского, «Кавказский
роман» (по «Казакам» и «Хаджи-Мурату»
Л. Н. Толстого), «Платонов» А. П. Чехова,
«Без вины виноватые», «Лес», «На всякого
мудреца довольно простоты» А. Н. Островского,
«Ревизор» Н. В. Гоголя. Мировая классика
представлена «Гамлетом» Шекспира, «Декамероном»
Боккаччо, «Венецианскими близнецами»
Гольдони, спектаклем «Перед заходом солнца»
Г. Гауптмана.
В это время
постановки спектаклей осуществляют мастера
режиссуры России, ближнего и дальнего
зарубежья Борис Голубовский, Станислав
Таюшев, Александр Кузин, художественный
руководитель Пражского Национального
театра Иван Раймонт (Чехия), главный режиссер
Минского театра имени Горького Борис
Луценко (Белоруссия), Владимир Красовский.
В составе творческих групп работают известные
художники Дмитрий Мохов (Белоруссия),
Анатолий Шубин, Елена Сенатова, Иозеф
Циллер (Словакия), композиторы Александр
Чевский и Юрий Прялкин.
Театр осуществил
значительные гастрольные поездки в России
и зарубежье. С 1995 по 1998 год: Киев, Минск,
Рига, Нальчик, Новороссийск, Краснодар.
В 1997 году со спектаклем
«Детоубийца» Ф. Горенштейна театр
был приглашен в Прагу, на сцену
Национального театра «Народны дивадло».
В мае – июне 1998 года при поддержке Российских
центров культуры театр провел гастрольную
поездку со спектаклями «Фома» Достоевского
и «Платонов» Чехова по городам Европы
– Париж, Прага, Будапешт, Братислава,
Берлин. Гастроли имели большой художественный
резонанс и способствовали установлению
новых творческих связей театра. В 1999 году
состоялись новые гастроли театра по Северной
Европе – театр представил свое искусство
в Финляндии, Дании и Норвегии.
2000, юбилейный
год открыл новую страницу
в жизни театра.
В юбилейном году волковцы дают гастроли в театральных столицах России – Петербурге и Москве, Первому русскому театру предоставлены сцены Александринки и Малого театра.
В Ярославль,
на поклон земле, где родился
Первый русский театр, приехали
театры со всей России, из ближнего и дальнего
зарубежья: Александринка, Малый театр,
оба МХАТа – чеховский и горьковский,
Санкт-Петербургский Большой драматический
театр имени Г. Товстоногова, Пражский
Национальный театр («Народны дивадло»),
Национальный театр Белоруссии, театры
из Твери, Нижнего Новгорода, Севастополя.