Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:38, реферат
По преданию, слава русского театра ведет свое начало от старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.
К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
XVIII век
По преданию,
слава русского театра ведет свое
начало от старинного кожевенного амбара,
в котором устраивал
К 1750 году в Ярославле
возникает уже не любительский, а профессиональный
театр с постоянной труппой, обширным
репертуаром и новым зданием для представления
трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
Первые ярославские
комедианты, составившие труппу Федора
Волкова, – служащие Ярославской провинциальной
канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников,
Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой
слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии
(Украины) Яков Шумский и Демьян Галик.
В труппу входят также братья Федора Волкова
– Григорий и Гавриил. В репертуар Волковской
труппы входили духовные драмы митрополита
Димитрия Ростовского, трагедии Расина,
Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков
и его сподвижники-ярославцы составили
ядро первого государственного русского
профессионального национального общедоступного
театра. В 1751 году вести о ярославском
театре доходят до Петербурга. Сенатский
экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле
по определению Сената для расследования
злоупотреблений по винным откупам, в
свободное время посещает спектакли Волковской
труппы, а по возвращении его восторженные
отзывы о ярославском театре доходят до
императрицы Елизаветы Петровны. 5 января
1752 года был издан высочайший Указ: «Федора
Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин,
c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя
в Ярославле содержат театр и играют комедии)
и кто им для того еще потребны будут, привесть
в Санкт-Петербург...»
Высокое профессиональное
мастерство, природная одаренность
способствовали признанию таланта
Волкова, утверждению славы первого
актера Российского театра.
Значение деяний
Волкова огромно. Он отстаивал национальную
самобытность русского театра, заложил
фундамент школы русской
Волков создал
новые театральные формы, явившись
постановщиком «общенародного зрелища»,
маскарада «Торжествующая Минерва»,
устроенного в Москве в честь
коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое
искусство как школу гражданских чувств,
связал его с проблемами эпохи. Необычайно
важным для дальнейшего развития отечественной
сцены было стремление Волкова к демократизации
театра и его общедоступности.
Традиции Волкова
были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским,
соратником Волкова, которому суждено
было пройти путь от писчика Ярославской
провинциальной канцелярии до академика.
Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского,
великие русские трагики Катерина Семенова
и Алексей Яковлев, идущие следом Павел
Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения
мастеров русского театра.
С отъездом Волкова
и его труппы в Петербург культурная
и театральная жизнь в
С 1777 года развитию
культуры в крае способствует просвещенный
губернатор А. П. Мельгунов, покровитель
литературы, театра и истории края.
Губернатор поощряет развитие театра,
в его доме ставятся любительские
спектакли. В 1786 году в ярославском
театре Мельгунова даст свою гастроль
Первый актер Русского Императорского
театра, преемник Волкова, Иван Афанасьевич
Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии
Сумарокова «Синав и Трувор». При Мельгунове,
в 1778 году, утверждается герб Ярославля
с изображением медведя, выходит сокращенная
«Псалтырь» в стихах, а в 1786 году появляется
первый в России провинциальный журнал
«Уединенный пошехонец», основанный В.
Д. Санковским. В 1780 году ярославские семинаристы
представляли в Полушкиной роще оперу
Я. Соколова «Ставленник». Здесь, в книгохранилище
Спасо-Преображенского монастыря, было
найдено графом А. И. Мусиным-Пушкиным
«Слово о полку Игореве».
ВXIX
век
Ярославская сцена
всегда помнила о своем театральном
первородстве. Ярославский театр
взрастил крупные дарования, впоследствии
украсившие столичные сцены.
Три сезона на ярославской
сцене (1844 – 1847) способствовали формированию
таланта Любови Павловны Косицкой (впоследствии
Никулиной-Косицкой).
Юная Косицкая,
обладавшая привлекательной внешностью,
хорошим голосом, быстро становится любимицей
ярославской и рыбинской публики. Она
играет в трагедиях, комедиях, драмах и
водевилях, возбуждая восторг зрителей
изяществом исполнения и искренностью
чувства. Младшая современница Мочалова
и Щепкина, Никулина-Косицкая явилась
на русской драматической сцене предшественницей
Ермоловой, Стрепетовой, Ольги Садовской.
Ей суждено было стать лучшей исполнительницей
роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.
Приблизительно
в те самые годы, когда Никулина-Косицкая
переживает закат своей творческой и жизненной
судьбы, на сцене Рыбинского театра дебютирует
еще никому не известная юная актриса
Пелагея Антипьевна Стрепетова. Два сезона
– в 1865 – 1866 годах, актриса прослужила
в антрепризе Смирнова на сцене Ярославского
театра. (Фрагмент из воспоминаний П. А.
Стрепетовой)
Большим событием
в жизни Ярославля стали
М. С. Щепкин приезжал в Ярославль дважды: весной 1856
и в мае
1858 года. Первый приезд Щепкина в Ярославль
совпал с празднованием 100-летия Русского
театра в Петербурге. На торжественном
обеде, устроенном в честь актера губернским
предводителем дворянства, Щепкин призвал
поставить памятник основателю Русского
театра Федору Григорьевичу Волкову.
В сезоне 1896 – 1897 годов в Ярославле начал свою сценическую деятельность Иван Михайлович Москвин. Здесь пришла к нему первая слава, здесь его талант получил признание публики и поддержку. В первом сезоне Московского
Художественного
театра, в 1898 году, Москвину доверят роль
царя Федора Иоанновича.
В Ярославском
театре неприметным статистом начинал
свой сценический путь юный ярославец
Леонид Витальевич Собинов, будущий
великий русский певец. 9 августа
1898 года в родном городе состоится первый
концерт Собинова, тенора Императорских
театров, уже завоевавшего славу.
В первой половине
XIX века лучшие актеры труппы Волковского
театра утверждали новую сценическую
правду, в их творчестве в противовес
рутинной манере игры зрело яркое
реалистическое начало.
Большим событием
в жизни Ярославля стали
XX ВЕК
В Москве вторым
университетом было принято называть
московский Малый театр. Но таким
же университетом являлся в русской театральной
провинции и театр в Ярославле.
Сезон 1899 – 1900 годов
ознаменован подготовкой к
В 1909 году был
объявлен конкурс на лучший проект
здания нового городского театра, прежнее
здание обветшало,
и Дума постановила
построить новый театр
На фасаде театра
и боковых стенах – скульптурные
композиции, на портике – скульптурная
группа, в центре которой покровитель
искусств – Аполлон-кифаред, слева – муза
трагедии Мельпомена, справа – муза комедии
Талия (или, по другой версии, муза лирической
поэзии Евтерпа). Боковые скульптурные
горельефы (метопы) посвящены мотивам
античной трагедии.
Зрительный зал
украшен живописным фризом «Торжество
Диониса» работы известного художника
«серебряного века» Николая Верхотурова
и его помощницы Веры Сакен.
Исполнителем
живописных работ был ярославский
художник Алексей Корнилов.
В 1911 году новое
здание театра было торжественно открыто
при огромном стечении народа.
На открытии
театра была зачитана приветственная
телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите
сердечную благодарность за приглашение
и память... Искренне желаю, чтобы
на родине основателя русского театра
зародилось и расцвело симпатичное молодое
дело. Примите поздравления и передайте
участникам дела. Станиславский».
В этом же году театру
было присвоено имя Федора Григорьевича
Волкова.
Два года (1914 – 1916)
в театре держал антрепризу молодой,
но уже известный в России режиссер И.
А. Ростовцев, собравший очень сильную
труппу, привлекший зрителей
талантливыми
постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки»
А. П. Чехова, вниманием
к русской классической драматургии.
В первые годы советской
власти Ярославский театр получает название
«Советский имени Волкова театр».
В 20 – 30-е годы
настоящими энтузиастами и собирателями
театрального дела в Ярославле, создателями
крепкого и сильного актерского коллектива
в дальнейшем становятся художественные
руководители Волковского театра: Б. Е.
Бертельс, И. А. Ростовцев, Д. М. Манский,
художники А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков,
люди большой творческой смелости, внутреннего
темперамента, с огромной требовательностью
к себе и другим, с желанием поднять уровень
театра до подлинных высот искусства.
Во второй половине
30-х годов труппа Волковского
театра объединяется в замечательный,
строгий и стройный ансамбль мастеров
сцены, на многие десятилетия определивших
творческое лицо театра. Это С. Ромоданов,
А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С.
Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин.
Репертуар 30-х годов представлен русской
классикой, прежде всего драматургией
Островского («Гроза», «Бесприданница»,
«Без вины виноватые», «Последняя жертва»),
где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой,
Кручининой, Юлии Тугиной блистательно
раскрывается
поэтико-трагическое
дарование Александры Чудиновой. Сильнее
становится способность театра к
глубокому, философскому и психологическому
раскрытию «кризисного»
человека советского
времени. Дыхание времени врывалось на
сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком»
А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука
и «Моем друге» Н. Погодина.
В спектаклях «Три
сестры» А. П. Чехова, «Анна Каренина»
(по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта»
Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство
и любовь» Шиллера волковцы утверждают
стремление к театру глубоко психологическому,
к раскрытию душевной правды.
Первыми на провинциальной
сцене ярославцы поставили «
В годы Великой
Отечественной войны многие волковцы
ушли на фронт, встав с оружием
в руках на защиту Родины. Среди
них актеры Валериан Соколов, Владимир
Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир
Мосягин, декоратор, а впоследствии
актер Константин Лисицын, удостоенный
звания Героя Советского Союза, актриса,
ставшая фронтовой разведчицей, Софья
Аверичева, актриса Мария Рыпневская,
художественный руководитель театра Давид
Манский. Молодой режиссер Семен Оршанский
пришел в театр в 1940 году. Дебютировал
спектаклем «Горячее сердце»
А. Н. Островского,
успел поставить «Парень из нашего
города», «Овод». В 1942 году погиб в
боях за Сталинград.
Враг был под
Москвой. У нас в театре шли
споры, что важнее в трудные годы
для Родины: искусство, вдохновляющее
людей на бой, или непосредственное участие
в бою. Мнения были разные. А когда однажды
к уходящим на запад войскам присоединились
наши актеры В. Г. Соколов, А. П. Демин, С.
П. Аверичева, В. И. Митрофанов – им позавидовали
все.