Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:11, контрольная работа
Целью написания контрольной работы является изучение русской портретной живописи XIX века.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
ознакомиться с искусством портретной живописи;
проанализировать жизнь и творчество русских портретистов первой, а далее и второй половины XIX века.
Введение……………………………………………………………….…….
3
1. Искусство портретной живописи…………………………….………....
4
2. Русские портретисты первой половины XIX века………….…………
2.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)…………………......
2.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)……………………
2.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)…………………
2.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)…………………………...
6
6
7
9
11
3. Русские портретисты второй половины XIX века…………………….
3.1 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)……………………….
3.2 Николай Николаевич Ге (1831-1894)…………………………...
3.3 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)……………………..
3.4 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)……………...
3.5 Илья Ефимович Репин (1844-1930)…………………………….
3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)………………......
13
13
14
15
16
17
19
Заключение…………………………………………………………………..
22
Список использованной литературы……..…………………………….....
2
После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России, когда Финляндия обретает независимость, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репин умер 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся. [4. C. 116]
Родился в Петербурге в семье композитора А. Н. Серова. С самого детства В. А. Серова окружало искусство. Учителем был Репин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружил талант и самостоятельность. Репин направляет его в Академию художеств к П. в. Чистякову. Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение. Серов написал «Девочка с персиками». Первое крупное произведение Серова. Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Она написана в розово-золотистых тонах. Получил премию Московского общества любителей художеств за эту картину. На следующий год Серов написал портрет своей сестры Марии Симонович и назвал впоследствии «Девушка, освещенная солнцем» (1888). Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на втором плане.
Серов стал модным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, аристократы, артисты, художники, предприниматели и даже цари. В зрелом возрасте Серов продолжал писать близких, друзей: Мамонтова, Левитана, Остроухова, Шаляпина, Станиславского, Москвина, Ленского. Серов выполнял заказы коронованных – Александра III и Николая II. Император изображен в простой тужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Мастер писал и титулованных чиновников, и коммерсантов. Над каждым портретом Серов работал до изнеможения, с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последней работой. Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова).
На рубеже 19–20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, если кому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888–1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890; К. А. Коровин, 1891; Ф. Таманьо, 1891; Н. А. Лесков, 1894; все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей; Г. Л. Гиршман, 1907; В. О. Гиршман, 1911; И. А. Морозов, 1910; Княгиня О. К. Орлова, 1911; все – там же). [1. C. 229]
В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва; М. Н. Ермолова, 1905; Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905; оба портрета – в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в 1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К. Ф. Юон, Н. Н.Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.
Заключение
По мере развития и утверждения
в русском искусстве
Работа над портретом приводит
художника к тесному
Русское искусство имеет богатые традиции реалистической портретной живописи, идущие от XVIII века, оставившего значительное наследие. В эти эпохи именно портрет по реалистической полноте своих образов шёл впереди и сюжетной – исторической, и бытовой живописи, которая делала в русском искусстве лишь первые шаги.
Лучшие портретисты XVIII века и первой половины XIX века доносят до нас типические черты своих современников. Но задачи типизации при сохранении индивидуального в человеческом образе вступали в противоречие в этих портретах с господствовавшей классической концепцией, в которой типическое понималось как отвлеченное от индивидуального. В передвижническом же портрете мы встречаем как обратное понимание типического: чем глубже проникновение в индивидуальность человека, чем конкретней и ярче воссоздан его образ, тем отчетливее выступают в его портрете общие черты, сложившиеся под воздействием определенных жизненных условий.