Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:11, контрольная работа
Целью написания контрольной работы является изучение русской портретной живописи XIX века.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
ознакомиться с искусством портретной живописи;
проанализировать жизнь и творчество русских портретистов первой, а далее и второй половины XIX века.
Введение……………………………………………………………….…….
3
1. Искусство портретной живописи…………………………….………....
4
2. Русские портретисты первой половины XIX века………….…………
2.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)…………………......
2.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)……………………
2.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)…………………
2.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)…………………………...
6
6
7
9
11
3. Русские портретисты второй половины XIX века…………………….
3.1 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)……………………….
3.2 Николай Николаевич Ге (1831-1894)…………………………...
3.3 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)……………………..
3.4 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)……………...
3.5 Илья Ефимович Репин (1844-1930)…………………………….
3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)………………......
13
13
14
15
16
17
19
Заключение…………………………………………………………………..
22
Список использованной литературы……..…………………………….....
2
Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико-романтической идиллии.
Новые творческие поиски прерываются гибелью художника: Венецианов умер в тверском селе Поддубье 4 (16) декабря 1847 от увечий, – его выбросило из кибитки, когда лошадей занесло на скользкой зимней дороге. Педагогическая система мастера, воспитывающая любовь к простой натуре (около 1824 он создал собственное художественное училище), стала основой особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех персональных школ русского искусства 19 в. [4. C. 149]
Карл Павлович Брюллов был прирожденным портретистом. Хотя при жизни художника шумной славой своей он был обязан прежде всего „Последнему дню Помпеи", сейчас лучшим в его богатом творческом наследии представляются, скорее, портреты. Можно даже сказать, что Брюллов стал последним крупным мастером портрета всей обширной эпохи русской живописи, охватываемой нашим альбомом. Он достойно завершил развитие основных типов русского портрета этой эпохи — и парадного, и камерного. В его творчестве полнее всего отразились противоречивые черты второго этапа романтического направления в живописи.
Родился 29 ноября (10 декабря) 1798 в семье художника П. И. Брюллова, брат живописца К. П. Брюллова. Получил начальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился в Академии художеств (1810–1821). Летом 1822 его вместе с братом послали за границу за счет Общества поощрения художеств. Посетив Германию, Францию, Италию, Англию и Швейцарию, в 1830 он возвратился в Петербург. С 1831 – профессор Академии художеств. Человек замечательной судьбы поучительной и своеобразной. Он с детства окружен впечатлениями российской действительности. Только в России чувствовал он себя дома, к ней стремился, по ней тосковал на чужбине. Брюллов работал вдохновенно, удачливо, пламенно. В его мастерской за два – три месяца появились такие шедевры портретной живописи, как портреты Семеновой, доктора Орлова, Нестора и Платона Кукольника. В портретах Брюллова исполненных с беспощадной правдой и исключительно высоким мастерством видно эпоху в которой он жил, стремление к подлинному реализму, разнообразность, естественность и простоту изображенного человека. [5. C. 296]
Уйдя от исторической живописи интересы Брюллова лежали в направлении портретописи в которой и проявил весь свой творческий темперамент и блеск мастерства. Его блестящее декоративное полотно «Всадница» (1832 ГТГ), где изображена воспитанница графини Ю.П. Самойловой Джованина Паччини. Портрет самой Самойловой с другой воспитанницей – Амацилией (1839 ГРМ). В лице литератора Струговщикова (1840 ГТГ) читается напряжение внутренней жизни. Автопортрет (1848 ГТГ) – печально худое лицо с проницательным взглядом. Очень жизненный портрет князя Голицина, отдыхающего на кресле в своем кабинете.
Брюллов обладая могучим воображением, зорким глазом и верной рукой. У него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма.
Сравнительно рано
отойдя от практической работы,
мастер активно занимался
Родился в Воронежской губернии в семье мелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончании уездного училища в 1850 году служил писцом, затем ретушером у фотографа. В 1857 году оказался в Петербурге работал в фотоателье. Осенью этого же года поступил в Академию художеств.
Преобладающей областью художественных достижений оставался для Крамского портрет. Крамского в жанре портрета занимает личность возвышенная, высокодуховная. Он создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры – портреты Салтыкова – Щедрина (1879, ГТГ), Н. А. Некрасова (1877, ГТГ), Л. Н. Толстого (1873, ГТГ), П. М. Третьякова (1876, ГТГ), И. И. Шишкина (1880, ГРМ), Д. В. Григоровича (1876, ГТГ).
Для художественной манеры Крамского характерна некоторая протокольная сухость, однообразие композиционных форм, схем так как в портрете заметны черты работы ретушером в молодости. Отличается портрет А. Г. Литовченко (1878, ГТГ) живописным богатством и красотой коричневых, оливковых тонов. Были созданы также собирательные работы крестьян: «Полесовщик» (1874, ГТГ), «Мина Моисеев» (1882, ГРМ), «Крестьянин с уздечкой» (1883, КМРИ). Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в которой соприкасались два жанра – портретный и бытовой. Например произведения 80 – х годов: «Неизвестная» (1883, ГТГ), «Неутешное горе» (1884, ГТГ). Одной из вершин творчества Крамского является портрет Некрасова, Автопортрет (1867, ГТГ) и портрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР). [5. C. 48]
В 1863-1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1870 году Крамской стал одним из создателей ТПХВ. При письме портрета Крамской чаще прибегал к графической технике (применение сусла, белил и карандаша). Так выполнены портреты художников А. И. Морозова (1868), Г. Г. Мясоедова (1861) – ГРМ. Крамской – художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель. Он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. Плодотворно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863–1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887. [3. C. 56]
Родился в Воронеже 15 (27) февраля 1831 в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Был одним из учредителей Товарищества передвижников (1870). Много занимался портретописью. Над портретами начал работать еще во время обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написал многих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры. М. Е. Салтыков – Щедрин, М. М. Антокольский, Л. Н. Толстой и др. Ге принадлежит один из лучших портретов А. И. Герцена (1867, ГТГ) – облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете духовную историческую личность, воплотил опыт всей её жизни, полной борьбы и тревог.
Его работы отличаются от работ Крамского своей эмоциональностью, драматизмом. Портрет историка Н. И. Костомарова (1870, ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Автопортрет написан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ) лицо мастера озарено творческим вдохновением. Портрет Н. И. Петрункевич (1893) написан художником в конце его жизни. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погружена в чтение. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояние задумчивости. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Цветовая гармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.
Стремясь подчеркнуть человеческое содержание евангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, до предела обостряя цветосветовые контрасты. Мастер писал замечательные, полные внутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л. Н. Толстого за письменным столом (1884). В образе Н. И. Петрункевич на фоне окна, открытого в сад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее). Умер Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894. [3. C. 115]
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С. К. Зарянко. Испытал особое влияние П. А. Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров – У.Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).
К рубежу 60-70 – х годов относятся лучшие портретные работы мастера: Ф. М. Достоевского (1872, ГТГ) А. Н. Островского (1871, ГТГ), И. С. Тургенева (1872, ГРМ). Особенно выразителен Достоевский, целиком ушедший в мучительные раздумья, нервно сцепивший на колене руки, образ высочайшего интеллекта и духовности. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. Портреты работы мастера (В. И. Даль, А. Н. Майков, М. П. Погодин, все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряженности. Недаром портрет Ф. М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.
В последние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание – Рассказы художника, М., 1960). В 1871–1882 Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы – под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882. [4. C. 135]
Родился в Полтаве 1 (13) декабря 1846 в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чине генерал-майора. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского и в Академии художеств (1867–1874). Много путешествовал – по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Уралу, Волге, Кавказу и Крыму. Был членом (с 1876) и одним из руководителей «Товарищества передвижников». Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.
Его произведения можно назвать портретом – типом «Кочегар» и «Заключенный» (1878, ГТГ). «Кочегар» - первое изображение рабочего в русской живописи. «Заключенный» - актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. «Курсистка» (1880, ГРМ) молодая девушка с книжками идет по мокрой петербургской мостовой. В этом образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни. [5. C. 368]
Ярошенко был военным
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии в семье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил в школе типографов и у местных художников И. М. Бунакова и Л. И. Персанова. В 1863 году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского, затем был принят в Академию художеств в 1864 году.
Репин один из лучших портретистов эпохи. Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силой запечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последней складки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностью чутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик продолжая традиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как остро щурится хирург Пирогов. Мечутся «скорбнопрекрасные» глаза артистки Стрепетовой (1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивый Третьяков. С беспощадной правдой написан им «Протодьякон» (служитель церкви 1877, ГРМ). С душевным теплом написан больной М. П. Мусоргский (1881, ГТГ), за несколько дней до смерти композитора. Проникновенно исполнены портреты молодого Горького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. «Осенний букет» (1892, ГТГ) портрет дочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочери художника. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своей молодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, ещё цветущие, но тронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят в произведение бодрящее настроение. [3. C. 292]
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристике персонажей. Таков Горбун портрет, связанный с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883,ГТГ). С горбуна Репин настойчиво подчеркивал прозаичность, убожество одежды горбуна и всего его облика, обыденность фигуры больше, чем её трагизм и одиночество.
Значение Репина в истории Русского Искусства громадно. В его портретах в особенности сказалась его близость к великим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своей живописной мощи.
Удивительно лирически - притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозные светские портреты (Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особенно красочно - задушевны образы родных художника: целый ряд картин с женой Репина Н. И. Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э. Дузе, 1891; Княгиня М. К. Тенишева, 1898; В.А.Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.