Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:39, доклад
Румыния впервые приняла участие в летних Олимпийских играх в Париже в 1900 году, на тех играх Румынию представлял всего один участник. Пропустив затем 4 летние Олимпиады, румынские спортсмены вернулись в олимпийскую семью только в 1924 году. С тех пор Румыния пропустила только две летние олимпиады: в 1932 году в Лос-Анджелесе и в 1948 году в Лондоне. На зимних Олимпийских играх румынские спортсмены дебютировали в 1928 году в Санкт-Морице и с тех пор не пропустили ни одной зимней Олимпиады, кроме Игр в Скво-Велли в 1960 году.
О румынской музыке можно говорить долго и увлекательно. Но гораздо увлекательнее её слушать. В нашей фонотеке представлены образцы инструментальной музыки в исполнении ансамбля виртуозов под управлением Георге Замфира (Gheorghe Zamfir). Скрипичные номера исполняет Думитру Потороакэ (Dumitru Potoroaca) в сопровождении народного оркестра под управлением Параскива Опреа (Paraschiv Oprea).
Представленные композиции — это или инструментальные версии известных румынских песен или же танцы: хора, сырба, брыул и т.д. Несмотря на некоторый концертный лоск (как-никак профессионалы-виртуозы!) исполнение проникнуто замечательной живостью и темпераментом.
Совмещая приятное с очень приятным, познакомимся заодно с некоторыми музыкальными инструментами традиционной Румынии:
Най — румынская разновидность широко распостранённого, древнего инструмента, более известного, как флейта Пана. Представляет собой набор тростниковых трубок разной длины, скреплённых между собой. Строй ная диатонический. В настоящее время кроме тростника используются также и другие материалы (дерево, металл). В силу своего строения, най не очень виртуозный инструмент. Тем не менее, в руках мастера он может быть не только певуч, но и искромётен.
Тарагот (в венгерском варианте – тарагато) — название двух различных духовых инструментов. Один родствен зурне, имеет два язычка и ведёт своё происхождение от турецкого гобоя. Звук его ярок и пронзителен. (В османской армии его даже использовали для устрашения противника). Другой — нечто среднее между кларнетом и саксофоном-сопрано. В отличии от своих классических "родичей", он более густой и тёплый по звучанию. (В нашей фонотеке представлен — и в звучании, и на иллюстрации — именно этот инструмент).
Цимбалы — струнный ударный инструмент, непременный участник румынского народного оркестра. Чаще выпоняет функцию аккомпанемента, но способен и довольно эффектно солировать. Для игры на нём используют две палочки, с обтянутыми кожей головками. Традиционно строй диатонический (по аналогии с белыми клавишам фортепианоно), но в современной практике используют хроматические цимбалы. Происхождение этого инструмента довольно старинное. Он встречается в Европе под различными именами ещё в XVI веке.
Рыбья чешуя — элементарный самозвучащий инструмент. Это действительно РЫБЬЯ ЧЕШУЯ (чаще всего чешуя карпа). Исполнитель, держа её во рту может высвистывать целые мелодии. Звук горячий, яркий, пронзительный. Возможны разного рода глиссандо, форшлаги и другая, подчас весьма тонкая орнаментика. А вот быстрые арпеджио и скачки для чешуи не типичны.
Окарина — небольшая свистулька в виде сосуда с дырочками для пальцев. Её отличительная особенность — отсутствие специального выдувного отверстия. Собственно, это даже не инструмент, а скорее, игрушка. И название у него тоже не серьёзное — гусёнок (если перевести с итальянского). Впрочем, далеко не все окарины напоминают голову гусёнка. Инструментов такого рода великое множество. Их формы и строй весьма разнообразны.
Кавал — пастушеская продольная флейта. Красивый мелодический инструмент, родственник русской свирели. Имеет диатонический звукоряд. Несмотря на внешнюю незатейливость, звучит очень выразительно и мелодично. Особенно хорош нижний регистр с его характерным мягким шипением. Кроме Румынии кавал распостранён в Болгарии и Албании.
Лаута — общее название струнных инструментов (лютня, скрипка и т. д.). Народных музыкантов-инструменталистов нередко называют лаутарами. Скрипки, изготовленные сельскими умельцами, разумеется отличались от традиционных итальянских скрипок. В настоящее время это различие значительно уменьшилось, однако манера игры народных музыкантов весьма отличается от классической. Пожалуй, в ней есть что-то от цыганского музыцирования. Тот же огонь, та же свобода, но всё гораздо светлее и без душераздирающих цыганских страстей.
Важнейшая черта традиционной румынской одежды женщины представляет сорочка, изготовленная из полотна, конопли или шерсти. В области талии, которая обязательна была искусно опоясана. Относительно длины этих национальных рубашек можно сказать, что и для мужчины, и для женщины длина одинаковая, но те, которые одевают женщины обычно, достают длиной до лодыжки, тогда как естественно рубашки мужские доходят в длину до колен. Передник (фотэ), который носят всегда женщины, обязателен. Он первоначально являлся единой составляющей композиции одеяния. Фотэ, таким образом, носился в более низкой части тела и тканый пояс на талии поддерживал его. Неотъемлемость этого убора подчеркивает то что, прошло много времени, и в определенных областях это стало двумя отдельными передниками. На удивление, один носился со спины, а другой спереди. Все же по сей день можно встретить области, где все еще носят одну часть. Украшают эти одеяния вышивкой из кожи и шелка.. Орнаменты одежд, есть символика носящая глубокие смыслы, такие как: плодородие, происхождение (для каждой области индивидуально), религиозные взгляды, отвага. в праздничных и свадебных - счастье.
Одежда на каждый день, и та которую носили в дни и фестивалей, ничем практически не отличалась друг от друга, только значимое событие в честь которых прибережено самое красивое. Среди таких праздничных платьев, особенно выделялись те, которые одевают на свадьбу. Вот они были восхитительно вышиты. В те века головной убор, который с гордостью носила невеста, был необычайно декоративным. На украшения, которого влиял местный стиль. Время шло, различные составляющие костюма выпали из использования в период 20-ого столетия. Первым образом, исчезли в большинстве областей, были кожаные крестьянские сандалии (opinci), после чего встречались лишь более бедных деревнях в прошлом веке, как только тогдашний правящий режим рухнул.
Однако если присмотреться на одежду у пожилых женщин нельзя не заметить собранную юбку черного цвета или темноватую юбку с запахом, с блузой национального покроя и жилет. Обычно жилет — суконный (илик) или меховой (кожок).
Традиционная женская одежда или короткая кофта (ие) обычно туникообразного покроя, на которой видны ластовицы. Румыны именуют ее – кэмашэ. Поясная одежда — та самая черная юбка, для молодого поколения предпочитается цветная, несшитая юбка (картринцэ). Так же с разрезом на боку (вылник) плиссированная юбка. И вот, наконец, богато национально орнаментированный пояс. Из себя он представляет узкий тканый материал; на голове — покрывало (марамэ) из шёлка, косынка или чепец (чяпсэ). На голову любят одеть и покрывало из шелка, и косынку. Зимой же барышни надевали свиты из сукна или кожухи овчинные.
Румынские кружева носят
название народного творчества. В
наш век это кружевное
Это есть классика, традиции румынского кружева.
|
«Космический концерт» |
|
Во многих городах Румынии очень
ярко и зрелищно отмечают Новый Год.
Новый год у них еще называют
"малым Рождеством" Вечером, после
заката, перед иконой Христа, в каждом
доме, зажигают свечу из чистого
воска, которая, в свою очередь, горит
всю ночь. Пороги и двери в каждом
доме, в хранилищах зерна, в помещениях
для скота, обмазывали чесноком и
топленым жиром. На домашних животных
таким же составом ставили знак креста,
после чего мазали себя и всех членов
семьи. Согласно народным поверьям, обмазавшись
таким специальным составом можно
было оградить себя и свой дом от
козней дьявола. Этот новогодний вечер,
как и канун Рождества
http://www.mamadaika.ru/
19/03/2013 18:38
Собрался чабан к хозяину в город. Притащил за уши беднягу осла из стойла и стал снаряжать в дорогу.
19/03/2013 18:38
Да, в старину чего только не бывало! Захотелось зверям по-людски жить, свои законы иметь и правила, установить, кто кого главнее и кому кого слушаться. Вот и стали они просить такой указ, грамоту письменную, где бы все это было оговорено. Написал им бог... читать статью
19/03/2013 18:38
В стародавние времена, когда ещё хаживал по свету седой как лунь Дед Мороз, жил-был царь, богатый, как царю и положено. И был у него сын по имени Йоница, по прозвищу Фэт-Фрумос*. Много утех у Йоницы: и хороводы он водить горазд, и музыкантов-лаутаров...
читать статью
19/03/2013 18:38
Жил-был, сказывают,
бедняк, и было у него три сына.
Как старших величали, не помню, а
меньшого звали Тоадер или попросту Тодераш.
Выросли сыновья, возмужали, стали на охоту
ходить, да так пристрастились, что дома
их не удержишь, день-деньской по лесам...
читать статью
19/03/2013 18:38
Дружили когда-то лиса и еж. Вместе гуляли, вместе еду добывали, вместе и бедовали всяко бывало. Вот однажды идут они и беседуют по-приятельски. Лиса начала хвастаться, какая она умная и ловкая, хитростей у нее в запасе .- целый воз и маленькая тележка...
читать статью
19/03/2013 18:38
Мое мнение, если вы хотите знать его, таково: все маленькие дети, мальчики и девочки со светлыми, каштановыми или черными волосами- с карими, голубыми или серыми глазами- курносые и прямоносые, из группы малышовой, средней или старшей, все, абсолютно...
читать статью
19/03/2013 18:38
Жил-был на свете, люди добрые, жил-был на свете бедный-пребедный человек, и было у него шестеро детей, потому что у бедняка всегда много детей. Так вот, росли у него эти шестеро детей, и все наперебой кричали: Отец, дай мамалыги! Отец, дай мамалыги! И...
читать статью
19/03/2013 18:38
Солнце грело с каждым днем все сильнее. Снег стаял. Серебряные ручейки напевали веселые песенки, проворно пробегая по лесу. Вдруг потянулась к солнцу травинка, за ней другая, совсем тоненькая, и еще одна, и еще их становилось все больше и больше. Показался...
читать статью
19/03/2013 18:38
Откуда были у зайца две золотые монетки, я и сам не знаю, но только в сказке говорится о том, что однажды осенью отправился заяц на ярмарку. Уже давно подумывал он, что хорошо бы ему завести себе белую шляпу с павлиньим пером да зеленую курточку Но об...
читать статью
|
|