Режиссура на эстраде

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:49, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе режиссёр на эстраде необходим. Сегодняшний день диктует то, чтобы концертно-зрелищные мероприятия поднимались на новую ступень развития. Современный концерт — это яркое, динамичное зрелище. Для постановки таких мероприятий и эстрадных номеров для современного зрителя нужны современные режиссёры. Концерт — один из показателей уровня развития общества. Однако, по-прежнему многие недооценивают значимость профессии «режиссёр эстрады», не понимают специфику этого вида искусства. Подготовкой профессиональных режиссёров занимаются ВУЗы в центральной части России и ВУЗы культуры по всей России.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Эстрада, как особая область искусства. 5
1. Явление и сущность понятия «эстрада». 5
2. Виды эстрадного искусства. 6
3. Из истории эстрадного искусства. 6
Глава 2. Режиссура как художественный процесс создания произведения искусства. 8
1. Сущность понятия «режиссура». 8
2. Задачи режиссёра как создателя сценического действа. 8
3. Из истории режиссёрского искусства. 9 Глава 3. История эстрадной режиссуры. 11
1. Возникновение и становление профессии режиссера на эстраде. 11
2. Эстрадная режиссура на современном этапе. 12 Глава 4. Значение режиссёра в эстрадном искусстве. 13
Глава 5. Задачи режиссёра эстрады. 20
5.1Номер как основная единица эстрады. 20
2. Непрерывность и динамичность эстрадной программы. 21
3. Индивидуальность артиста - отправная точка в создании номера21
4. Идейность и злободневность в эстрадном номере. 21 Заключение. 23
Список использованной литературы. 23

Работа содержит 1 файл

Режиссура на эстраде.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

другому достоверность, узнаваемость, реалистичность - имеет  свои особенности. К созданию образа эстрадник идет путями, на которые не ступает больше ничья нога. И творческий принцип Станиславского: «Играя злого, ищи, где он добрый» вырастает до полной гиперболизации. Это вообще главный прием всех сатириков: гиперболизация, концентрация недостатков, или вполне нейтральных человеческих свойств. Именно таким путем произошли от реальных прототипов герои Мирова, Райкина и Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична или студент кулинарного техникума. Гиперболизацию вообще можно назвать ключевым приемом эстрады. Пародии. Пародии -это присущий только эстраде особый способ творческой самопроверки и самокритики, испытание смеха смехом. Публичный тест на популярность, на известность, на модность. То что не модно, не будет принято даже у самого талантливого пародиста. Поскольку пародистов становиться все больше и больше, необходимо разделить их жанровую характеристику. Например, отделить имитатора от пародиста. Имитатор копирует голос, интонацию, манеру речи, походку оригинала. Это нелегко. Но то, что для имитатора цель, для пародиста средство. Маски. Прием старой, балаганной драматургии, Миров - добродушный, ленивый, хитрый - это маска. Тетя Соня, студент кулинарного техникума... И какое же нужно иметь мастерство, чтобы не имея в руках ничего, заставить сопереживать, верить, восхищаться! Драматический театр отказался от этого «пережитка». Маска - это своеобразное амплуа эстрады. «Чем будем удивлять?» для настоящей эстрады это ключевые слова. Да и не только для эстрады. В драматургии любого зрелища должны быть скрыты неожиданности, ошеломления, взрывы, Эта потребность в удивлении, от которого захватило бы дух, с особой силой проявляется в отношении публики к эстрадному искусству. Здесь, может быть, заключен секрет влияния эстрады на человеческую душу. Удивлять -значит сегодня показывать то, чего не было вчера, и придумать на завтра такое, чего пока невозможно и предвидеть. Отсюда и слова о вечном поиске, о неуспокоенности, о необходимости риска и эксперимента. Драгоценная особенность эстрады - как бы самозарождаться там, где люди шутят, веселятся, поют, разыгрывают друг друга, поддразнивают, Такова естественная атмосфера эстрадного искусства, такова среда, в которой оно возникает. Так обрисовывается перед нами ответ на вопрос, чем же занят режиссер на эстраде. Он организует и ставит эстрадное зрелище, работает с исполнителями и коллективами, он, следовательно, несет ответственность за его уровень. Одного этого достаточно для того, чтобы сказать, что он не зря ест свой хлеб на эстраде.

Вывод: Режиссёр на эстраде является руководителем всего постановочного процесса. Режиссёр на эстраде - это идейный вдохновитель, публицист, это организатор, педагог, художник, создающий полноценное произведение искусства. Он несёт ответственность за всё и за всех в процессе работы.

Глава 5. Задачи режиссёра эстрады.

5.1 Номер как  основная единица эстрады.

20 век, особенно  вторая его половина, был насыщен  разного рода политическими, экономическими  и социальными событиями и  переменами. Мир стал другим. Люди  в современном обществе стараются не терять ни минуты. Они погружены в свои дела, спешат обрести своё место в общественной жизни. Главное для человека сегодня - не выпадать из ритма времени. И именно этим продиктованы изменения и в эстрадном искусстве.

Важная задача режиссера концерта сегодня - непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.

Эстрадная специфика заключается в том, что основой эстрады является номер. Как режиссёр в театре, определив общую идейно-художественную направленность постановки, должен отработать каждый эпизод, каждую мизансцену и только после этого собрать спектакль в единое целое, так и режиссёр эстрады сначала создаёт номера, корректирует их, т.е. приводит в соответствие с общим замыслом, а затем объединяет в эстрадное представление,

Необходимо отметить, что номер в данном случае имеет  большую самостоятельность, нежели эпизод в театральном спектакле. Если эпизод всегда определяется общим решением спектакля, то в эстраде зачастую номера определяют направление всего эстрадного представления. Номер - та ячейка, из которой слагается любое эстрадное зрелище. Поэтому изучение природы эстрадных номеров, их структуры, законов построения номеров различных эстрадных жанров уделяется особое внимание в работе по профессиональному воспитанию режиссёра эстрады.

Готовя концерт, режиссёр, прежде всего, должен добиваться четкой идейной выразительности и художественной образности, путём театрализации его номеров.

5.2 Непрерывность  и динамичность эстрадной программы.

Задача режиссера  заключается в том, чтобы с  первого номера собрать, сконцентрировать, сфокусировать внимание зрителя  на сценической площадке. Завладев вниманием, нужно его удержать, не дать ему распылиться. Главное в эстрадной режиссуре -непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, нанизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Это достигается твердой организацией всего концертного организма. Если же закулисная часть не мобилизована, режиссерская композиция не продумана и оформление плохо с ней связано, возникают те разрывы в ткани концерта, которые отвлекают зрителя, снижают эффективность самого концерта,

Между тем у  режиссеров эстрады очень большие  интересные возможности и при  соответствующей помощи художника  их осуществление повышает значимость концерта. Одна из них - укрупнение каждого  номера.

5.3 Непрерывность  и динамичность эстрадной программы.

Ещё одна особенность  эстрадной режиссуры заключается  в том, что эстрадный номер  всегда создается не просто для конкретного  исполнителя или исполнителей: индивидуальность артиста служит отправной точкой в возникновении эстрадного номера.

Если  у режиссера при создании замысла и драматургии номера нет «прикидки» на конкретного артиста, а есть некое общее представление, замысел, для которого он затем надеется найти исполнителя, то тем самым нарушается один из основных законов эстрады. Именно поэтому иногда целые номера рождаются спонтанно, т.е. импровизационно, незадуманно.

Особенность драматургии эстрадного номера в  том, что в ней режиссером-сценаристом  заранее определяются места, в которых  артист может в той или иной мере импровизировать. Режиссёр должен найти точное соотношение драматургической точности и импровизации. Чёткая драматургия и идейность — важнейшие основы любого эстрадного номера или представления в целом.

5.4 Индивидуальность  артиста - отправная точка в  создании номера

Режиссёр  и актёр на эстраде выполняют одну общую задачу. Всё их творчество должно быть направлено на пользу обществу. Эстрада — это отклик на современность, на проблемы сегодняшнего дня. Режиссёр эстрады в основном работает над современной темой. Но в этом заключается не только большая творческая радость, но и главная трудность, потому что режиссёр каждый раз соприкасается с совершенно новым материалом, который выдвигает жизнь, и этот материал должен быть по-новому, свежо решён. Здесь режиссёр выступает в роли первооткрывателя. Ему предстоит исследовать ещё не опробированный сценой жизненный материал, выявить его действенность, политическую, социальную и эстетическую сущность, его нравственное начало, отыскать новые черты человеческой личности, формирующийся сегодня.

Что мы хотим  сказать людям новым сценарием или постановкой? Для чего взяли мы эту тему? Что за ней скрывается для нас как художников, граждан? Взволнует ли людей то, что сегодня потрясло нас? Будут ли это «мысли, нужные современности»?

Вывод: эстрадная режиссура имеет свои специфические особенности. Основа эстрады - это номер. Всё основано на нём. Режиссёр из всего многообразия номеров создаёт единое, связанное общим замыслом сценическое произведение. Специфика эстрадного концерта -непрерывность его программы, незамедлительная смена номеров, которые, изнизываясь как звенья одной цепи, увлекают за собой зрителя. Чёткая идейность, публицистичность, яркость и ясность в изложении - необходимые условия для создания полноценного эстрадного произведения.

Заключение.

Режиссура эстрады имеет свои особенности, которые необходимо усваивать будущим постановщикам эстрадных представлений. Режиссёр эстрады, создавая сценическое произведение, имеет своим материалом разные по жанру номера. Задача режиссёра -объединить их в единое целое, синтезировать и создать целостное произведение со своей идейной направленностью.

Эстрада - это зрелище динамичное и яркое, потому от режиссёра требуется  создать непрерывность действия. Спектакль должен быть ясным и  доступным.

Кроме того, эстрада - это  «хо времени». Режиссёр эстрадных программ обязан быть в курсе всего, что происходит в общественной жизни, быть в курсе событий.

Список использованной литературы: L. И.Г. Шароев - «Режиссура эстрады и массовых представлений». Москва, 1986 г,

| Словарь. Режиссура массового театрализованного действа. Составители - П.И. Футлик, Р.П. Козлова. Пермь, 1999г.

3. И.А. Богданов - «Постановка  эстрадного номера». Санкт-Петербург, 2004г.

§ «Мастерство режиссёра» под общей редакцией Н.А. Зверевой. - М. ГИТИС, 2002 г.

5. Рубб А.А. Тайна режиссерского замысла. М., 1999


Информация о работе Режиссура на эстраде