Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:49, реферат
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе режиссёр на эстраде необходим. Сегодняшний день диктует то, чтобы концертно-зрелищные мероприятия поднимались на новую ступень развития. Современный концерт — это яркое, динамичное зрелище. Для постановки таких мероприятий и эстрадных номеров для современного зрителя нужны современные режиссёры. Концерт — один из показателей уровня развития общества. Однако, по-прежнему многие недооценивают значимость профессии «режиссёр эстрады», не понимают специфику этого вида искусства. Подготовкой профессиональных режиссёров занимаются ВУЗы в центральной части России и ВУЗы культуры по всей России.
Введение. 2
Глава 1. Эстрада, как особая область искусства. 5
1. Явление и сущность понятия «эстрада». 5
2. Виды эстрадного искусства. 6
3. Из истории эстрадного искусства. 6
Глава 2. Режиссура как художественный процесс создания произведения искусства. 8
1. Сущность понятия «режиссура». 8
2. Задачи режиссёра как создателя сценического действа. 8
3. Из истории режиссёрского искусства. 9 Глава 3. История эстрадной режиссуры. 11
1. Возникновение и становление профессии режиссера на эстраде. 11
2. Эстрадная режиссура на современном этапе. 12 Глава 4. Значение режиссёра в эстрадном искусстве. 13
Глава 5. Задачи режиссёра эстрады. 20
5.1Номер как основная единица эстрады. 20
2. Непрерывность и динамичность эстрадной программы. 21
3. Индивидуальность артиста - отправная точка в создании номера21
4. Идейность и злободневность в эстрадном номере. 21 Заключение. 23
Список использованной литературы. 23
Режиссура на эстраде
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Эстрада, как особая область искусства. 5
1. Явление и сущность понятия «эстрада». 5
2. Виды эстрадного искусства. 6
3. Из истории эстрадного искусства. 6
Глава 2. Режиссура как художественный процесс создания произведения искусства. 8
1. Сущность понятия «режиссура». 8
2. Задачи режиссёра
как создателя сценического
3. Из истории
режиссёрского искусства. 9 Глава
3. История эстрадной режиссуры.
1. Возникновение и становление профессии режиссера на эстраде. 11
2. Эстрадная
режиссура на современном
Глава 5. Задачи режиссёра эстрады. 20
5.1Номер как основная единица эстрады. 20
2. Непрерывность и динамичность эстрадной программы. 21
3. Индивидуальность артиста - отправная точка в создании номера21
4. Идейность и злободневность в эстрадном номере. 21 Заключение. 23
Список использованной литературы. 23
Введение.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на современном этапе режиссёр на эстраде необходим. Сегодняшний день диктует то, чтобы концертно-зрелищные мероприятия поднимались на новую ступень развития. Современный концерт — это яркое, динамичное зрелище. Для постановки таких мероприятий и эстрадных номеров для современного зрителя нужны современные режиссёры. Концерт — один из показателей уровня развития общества. Однако, по-прежнему многие недооценивают значимость профессии «режиссёр эстрады», не понимают специфику этого вида искусства.
Подготовкой профессиональных режиссёров занимаются ВУЗы в центральной части России и ВУЗы культуры по всей России. Режиссёры эстрады - важнейшая составляющая в концертно-праздничной сфере. Как и во все времена, эстрада - это источник идейности, нравственности и духовности народа. Режиссёр - это центральная фигура, направляющая всё коллективное творчество.
Изучением специфики эстрадной режиссуры занимались многие мастера и теоретики эстрады. На сегодняшний день мы имеем твёрдую теоретическую основу режиссуры эстрады, принципы и законы постановочной работы, а опыты многих поколений режиссёров послужили прекрасной школой для студентов РЭиТП.
Объект исследования —режиссура эстрады.
Предмет исследования —особенности профессии режиссёра на эстраде, задачи, выполняемые режиссёром при постановке концерта, представления, зрелищного мероприятия.
Цели исследования - выяснить, что значит — профессия «режиссёр», в чём заключается его задача на эстраде, каким должен быть режиссёр, какими критериями руководствоваться при создании современного, идейного эстрадного произведения?
Задачи исследования. Для подробного изучения специфики режиссуры эстрады необходимо:
- Выяснить, что
такое «эстрада», её
- Выяснить, что такое «режиссёрское искусство», специфику эстрадной режиссуры.
- Рассмотреть исторические этапы развития эстрадной режиссуры.
- Изучить труды
известных теоретиков и
- Выяснить, какие задачи выполняет режиссёр при постановке эстрадного концерта или представления, принципы работы.
Гипотеза исследования
- особенности профессии
Методологической основой исследования работы послужили труды выдающихся эстрадных теоретиков, режиссёров и актёров, статьи эстрадных деятелей, словарь по режиссуре массового театрализованного действа Л.И. Футлика и Р.П. Козловой, труды И. Шароева, И.Богданова.
Научная новизна исследования. В ходе изучения теоретического материала по эстрадной режиссуре, сопоставления и переработки материалов, автор по-новому осмыслил тему исследования, сопоставил опыт классиков и опыты современных деятелей эстрады.
Практическая значимость курсовой работы заключается в той, что ее положения и выводы могут применяться на практике, в ходе воспитания студентов. Собранный фактический материал, теоретические положения и выводы автор применил в учебной и постановочной работе.
Достоверность
исследования - всё исследование основано
на теоретическом материале
Основные положения, выдвигаемые на защиту курсовой работы —профессия режиссёра на эстраде имеет свои отличительные, присущие только ей особенности, потому режиссёр эстрады - профессия востребованная. Режиссёр занимает центральное место в подготовке эстрадного мероприятия.
Базой исследования
послужили опыты студентов и
педагогов отделения РЭиТП
Апробация и реализация теории и технологии исследования —все основные положения настоящей работы и выводы были применены автором в практических учебных и внеучебных постановочных работах.
Структура исследования. Во введении автор формулирует цели и задачи исследования, описывает основные методы анализа. Далее изучает теоретическую базу по эстрадному искусству, опыт известных артистов и режиссёров эстрады. Всё это является необходимыми пунктами в исследовании темы. В заключении автор делает выводы из исследования, подводит итог проделанной работе, выносит основные постулаты, раскрывающие сущность темы.
Глава 1. Эстрада, как особая область искусства. 1.1 Явление и сущность понятия «эстрада».
ЭСТРАДА (фр. Estrade - помост, возвышение), Специальная (постоянная или временная), приподнятая над землей (или с рядами кресел на земле) сценическая площадка для концертных выступлений артистов. 2) Синтетический вид сценического искусства. Включает т. н. малые формы драмы, комедии и вокального искусства, музьш, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера полифонической пестроты дивертисмента объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Кратковременность эстрадного действия требует предельной концентрированности выразительности средств. Отсюда яркость, преувеличенность деталей, мгновенность актерского перевоплощения. Развернутая психологическая характеристика противопоказана эстраде. Это отнюдь не исключает актерского перевоплощения, однако достигается оно своими эстрадными средствами: заостренной гиперболой, гротеском, буффонадой, эксцентрикой, Эстрада обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности.
Современная эстрада оперирует такими элементами комедии дель арте, как маска, жест, выразительная пластика, стремительность развития действия, интрига. Для Эстрады типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательным функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-политической, гражданской патетикой. Будучи одним из наиболее подвижных видов искусства, эстрада в то же время более других искусств подвержено штампу, снижению художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кич. Эстрада обретают не только большую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, других выразительных средств экранных искусств), яркую зрелищность. (АЯозик-холл, Варьете, Кабаре, Шоу, Театр миниатюр),
1.2 Виды эстрадного
искусства. Все многообразие
1.3 Из истории эстрадного искусства.
Истоками эстрадных жанров является народное творчество - национальный фольклорный пласт, давший жизнь многим видам искусства. Мы можем утверждать, что эстрада - древнейшее из искусств - возникла тогда же, когда родилась поэзия, музыка и появились песни и танцы.
На Руси с давних времён развивался устный фольклорный эпос, нашедший наиболее полное и убедительное воплощение в творчестве сказителей, гусляров и лирников. В своих сказах и былинах они прославляли великие подвиги народа, его славу и мужество. Не следует забывать так же, что в народе издавна развивалась и своеобразная «смеховая культура», построенная на сатирических темах и образах.
Эстрада — народное искусство. Оно родилось в самой гуще народа, народом выпестовано и для народа существует.
Как мы видим, эстрада родилась в народе, на ярмарках и народных гуляниях, в народном творчестве, размашистых забавах скоморохов и бродячих актёров. Их творчество было самобытным и импровизационным. Оно не загонялось в определённые кем-то рамки, за исключением придворных скоморохов. Время и место таких импровизированных выступлений зачастую не планировалось. Поэтому артисты не нуждались в режиссёре, который бы организовывал выступления. Скоморохи выступали для людей, а люди платили тем, что было за душой.
Сегодняшняя эстрада, возникнув в удалой скоморошине, в народных гуляниях, прошла сквозь века, выкристаллизировалась в чёткие жанровые формы, нашедшие законченное воплощение в эстрадном номере. Эстрада вобрала в себя многие искусства - музыку и живопись. Пение и танец, кино и цирк. Многое от искусства театра так же органически влилось в плоть и кровь эстрады, обретя в ней иной смысл и самостоятельное значение.
Появление профессии режиссёра на эстраде было продиктовано временем. Когда появилась потребность в профессионально организованных мероприятиях, выстроенных, скомпонованных, тогда появились режиссёры.
Вывод: Эстрада - синтетический вид искусства, имеющий свои специфические особенности: лаконичность, злободневность, яркость, гротесковость, законченность, короткометражность. Зародилась народном творчестве, в народных гуляниях, ярмарочных игрищах.
Глава 2. Режиссура как художественный процесс создания произведения искусства.
2.1 Сущность понятия «режиссура».
РЕЖИССЕРСКОЕ ИСКУССТВО (режисс ура) - искусство создания единого, гармонически целостного художественного сценического произведения с помощью творческой организации. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссера, ставящего пьесу или концертно-зрелищное действо и руководящего работой всех участников создания постановки - актеров, художника, композитора и др. Это вид художественного творчества, позволяющее создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно-тематического замысла произведения одного из зрелищных искусств, с помощью присущих только ему выразительных средств. Различают режиссёров драмы, музыкального театра (оперы, оперетты, балета), кино, театрализованных праздников и массовых праздников и эстрады.
Слово «режиссер» произошло от латинского гедо — управляю. Понятие «режиссёр» сегодня распространяется на художественную организацию не только произведений коллективного творчества, но и жизненных, общественных акций: режиссура общественных и политических компаний, презентаций, художественных вернисажей и парада мод, режиссура книги и музыкального альбома. Широкий диапазон позволяет отдельным режиссерам с равным успехом работать в разных жанрах. Понятие режиссура можно определить как художественный процесс создания композиции гармонического целого из различных компонентов произведений искусства и явление реальной жизни. Все эти виды режиссуры отличаются друг от друга своими специфическими особенностями и в то же время имеют свои общие принципы, основанные на естественных законах композиции целого в природе и искусстве.
2.2 Задачи режиссёра как
создателя сценического
Режиссёр - человек, направляющий и объединяющий работу отдельных исполнителей, творческих коллективов и технических служб в создании цельного художественного произведения коллективного творчества.
Отсюда вытекают главные функции режиссера:
1) вызвать в актере творческий процесс;
2) непрерывно поддерживать
и направлять его к
3) согласовывать результат
творчества каждого
актера с результатом
творчества остальных исполнителей
для создания гармонически
Конфликт, лежащий в основе действия, вызывает столкновение, борьбу между персонажами (действующими лицами). Организовать и выявить конфликты через взаимодействие актеров, - задача режиссера. Отношения между режиссером и актером в процессе работы строятся на основе их творческого взаимодействия.
2.3 Из истории режиссёрского искусства.
Большое значение для развития первооснов режиссерской культуры имела деятельность великих драматургов эпохи Возрождения -Шекспира и Попе де Вега. Создавая театр больших гуманистических идей, они рисовали борьбу сложных и сильных человеческих характеров. Отсюда - их внимание к актерскому творчеству, стремление научить актеров исходить в своей игре из авторского замысла, требование правдивости чувств, простоты и сдержанности исполнения.
Однако, до 20 века профессии «режиссёр», какой мы её знаем сегодня, не существовало. Актёры разыгрывали пьесы самостоятельно. И если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха - театра режиссерского. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля (актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д.