Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Цель исследования : повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования, творческого развития личности школьников посредством декоративно прикладного искусства.
Задачи:
1. Рассмотреть психологи-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
2. Определить роль занятий декоративно прикладной росписью для детей среднего школьного возраста.
3. Изучить историю,технологию и символику орнаментальных элементов Мезенской росписи.
4. Разработать учебную программу занятий Мезенской росписью в условиях допролнительного художественного образования для учащихся 5-6 классов.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Историческая часть
1. Психоло-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста…………………………………………………………………………..5
2. История промысла
2.1 Происхождение мезенской росписи………………………………………..11
2.2 Тематика изображений……………………………………………………...13
2.3 Символика элементов мезенской росписи…………………………………15
2.4 Технология мезенской росписи……………………………………………..20
Глава 2. Практическая часть
3. Тематический план на год……………………………………………………21
3.1 Иллюстративно-тематический план на год………………………………..23
3.2 План-конспект на вторую четверть ………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Приложение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………61
“Курицы и конь на крыше – в доме тише” (понимай: спокойнее, охраняют). Равно с ними украшали крыши и оленьими рогами. По преданию славян, олень связывался с дождем
Панно "Плодородие"
условно делится на две части:
верхняя олицетворяет небесный мир,
а нижняя — земной. В центре композиции
изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и
земной миры. В основе “Плодородия” красный
крест — совмещение небесного и земного.
Многократно повторяется круговая охрана
этого важного символа в виде летящих
птиц . По сторонам четким строем вытянулись
елочки — олицетворение мужской силы.
В основании “Плодородия” — вечное Древо
Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками
— родами. Четыре стороны света обозначены
солярными знаками различной конфигурации.
Вокруг них вьются уточки — души предков.
Венчает знак “Плодородия” “окно” в
небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы,
подательницы жизни. В земном мире вереница
красных коней означает движение солнца
по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной
земли. (см.прил. №9)
Технология Мезенской росписи
Традиционно предметы,
расписанные мезенской
Мезень писалась сажей и красной глиной,
которые растворяли в настое смолы лиственницы.
Роспись наносилась на негрунтованное
дерево специальной деревянной палочкой
(тиской), пером глухаря или тетерева, что
указывает на очень древние традиции,
а также кисточкой из человеческого
волоса. Затем изделие олифилось, что придавало
ему золотистый цвет. В настоящее время
в целом технология и техника мезенской
росписи сохранились, за исключением разве
что того, что чаще стали применяться кисти.
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина
должна были три раза укладываться в ее
длине. Древесина пропитывалась льняным маслом.
От этого ее структура становилась яснее
и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам
орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее
содержание символов, точное происхождение,
взаимная связь уже практически утрачены.
№ урока |
|
Теор. занятия |
Практ. занятия |
| |||
1 |
Рассказ о промысле. Зарисовка элементов в карандаше |
1 |
1 |
2 |
Доработка элементов в красках. Изучение новых |
2 | |
3 |
Рассказ о композиции. Подготовка доски для росписи |
1 |
1 |
4 |
Разработка композиции для доски (копия с готовой композиции с корректиповкой под свою форму) |
2 | |
5 |
Доработка композиции в цвете. Покрытие доски фоном |
2 | |
6 |
Перевод рисунка на доску. Отвод рамки на доске |
2 | |
7-8 |
Работа с материалом в цвете |
4 | |
9 |
Покрытие изделия лаком |
2 | |
| |||
1 |
Рассказ об особенностях постороения композиции на объёмных предметах. Разработка эскиза композиции для объёмного предмета |
2 | |
2 |
Доработка эскиза в цвете. Покрытие изделия фоном |
2 | |
3 |
Перевод рисунка. Начало работы в материале |
2 | |
4 |
Роспись |
2 | |
5 |
Нанесение орнамента |
2 | |
6-7 |
Завершение работы. Покрытие изделия лаком |
4 | |
Комплект росписных изделий(3-5 предметов) | |||
1 |
Рассказ о символике орнамента. Составление композиций |
1 |
1 |
2 |
Доработка эскизов в цвете |
2 | |
3 |
Составление орнамента. Покрытие изделий фоном |
2 | |
4 |
Перевод рисунка |
2 | |
5 |
Роспись красным цветом в материале |
2 | |
6 |
Роспись чёрным цветом в материале |
2 | |
7 |
Доработка. |
||
8 |
Нанесение орнамента |
2 | |
9 |
Роспись объемного предмета |
2 | |
10 |
|||
11 |
Завершение работы. Покрытие изделий лаком |
2 | |
| |||
1 |
Разработка композиции. |
2 | |
2 |
Доработка эскиза в цвете |
2 | |
3 |
Обсуждение эскизов.Выбор лучшей композиции. Доработка. |
2 | |
4 |
Доработка эскиза в натуральной величине. Покрытие изделия фоном. |
2 | |
5 |
Перевод рисунка |
2 | |
6-8 |
Роспись изделия. Покрытие лаком |
6 |
Иллюстативно-тематический план на год
1четверть
Знакомство с Мезенской росписью
2четверть
Роспись объёмного предмета
3четверь.
Набор расписных изделий
4четверть.
Коллективная работа.Панно
План-конспект на вторую четверть
Урок 1
Тема: Роспись объёмного предмета. Создание эскиза.
План урока:
1. Вводная беседа
2. Рассказ об особенностях построения композиции для объёмных предметов
3. Работа над эскизом в карандаше
4. Завершение. Домашнее задание.
Цель урока: Познакомить с мезенской росписью на объёмных предметах
Задачи:
Образовательная- научить выстраивать композицию на объёмном предмете
Воспитательная- развитие образного мышления
Обучающие- дать практические навыки работы на объёмном предмете;
развитие моторики.
Форма урока: лекция, практическое занятие
Используются словестно-
Оборудование:
Для учащихся- парта, стул, карандаш, резинка, листы бумаги.
Для педагога- иинтерактивная доска, проектор, компьютер, образцы работ, дидактический материал.
Ход урока:
-Здравстуйте ребята. В этой четверти мы с вами будем росписывать объемный предмет. На каникулах вы должны были подумать что вы хотите росписать и принести сегодня заготовку будущего изделия.
«При разработке композиции для объёмного предмета необходимо учитывать многоплоскостную конструкцию предмета, чтобы рисунки плоскостей перекликались друг с другом, чувствовалось общее стилистическое единство узора.
Определитесь где будет
находиться центральная, главная композиция.
При выделение главных
Не стоит забывать, что объёмный предмет рассматривается со всех сторон, учитывайте это при разработке эскиза, чтобы роспись смотрелась одинаково выигрышно с разных углов зрения».
При рассказе учитель демонстрирует на экране примеры работ.
3.Можете приступать к разработке эскиза вашего будущего изделия.
Во время урока учитель следит за успехами учащихся, советует, помогает.
4.На сегодня урок окончен.
Домашее задание: на следующее занятие принесите гуашевые краски, кисти беличьи № 2, 3, 6, банку для воды, палитру, шкурка мелкая. Мы будем дорабатывать эскиз в цвете и покроем изделие фоном.
Всем спасибо. До свидания.
Урок 2
Тема: Доработка эскиза в цвете. Покрытие изделия фоном.
План урока:
1. Проверка готовности к уроку.
2. Рассказ об особенностях покрытия объёмного изделия фоном. Работа над эскизами.
3. Покрытие изделия фоном.
4. Завершение. Домашнее задание.
Цель урока: Наглядно и практически закрепить знания технологии мезенской росписи.
Задачи:
Образовательная- научить выстраивать композицию на объёмном предмете
Воспитательная- развитие образного мышления
Обучающие- дать практические навыки кистевого письма.
Форма урока: практическое занятие
Используются словестно-
Оборудование:
Для учащихся- парта, стул, краски, кисти беличьи, банка для воды, палитра, карандаш, резинка, эскиз на бумаге, шкурка мелкая.
Для педагога- интерактивная доска, проектор, компьютер, иллюстации росписных работ.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня на первом уроке мы дорабатываем эскизы в цвете,а на втором покроем изделие фоном.
2. Можете приступать к доработке эскизов в цвете.
В процессе работы учитель следит за успехами, советует, помогает.
3. Итак приступим к подготовке покрытия изделие фоном. Перед тем как покрывать изделие фоном нужно взять шкурку и выровнять его поверхность от мелких неровностей. Затем намешать коллер и покрывать изделие кистью №6. Важно намешать достаточное колличество коллера, для того, чтобы не добавлять воду или краску во время покрытия, т.к. ровно в том же соотношении это сделать не получится и покрытие будет неровным по цвету. При покрытии фоном аккуратно держите изделие,чтобы не задеть ещё непросохшие участки. Приступайте.
Во время работы учитель следит за успехами, советует, помогает.
Сегодня урок закончен. Всем спасибо. До свидания.
Урок 3
Тема: Перевод рисунка на изделие.
План урока:
Цель урока: Наглядно и практически закрепить знания технологии мезенской росписи.
Задачи:
Образовательная- научить выстраивать композицию на объёмном предмете
Воспитательная- развитие образного мышления
Обучающие- дать практические навыки кистевого письма.
Форма урока: практическое занятие
Используются словестно-
Оборудование:
Для учащихся- парта, стул, краски, кисти беличьи, банка для воды, палитра, карандаш, резинка, эскиз на бумаге, калька, ручка.
Для педагога- интерактивная доска, проектор, компьютер, иллюстации росписных работ.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята. Сегодня наша задача на первом уроке перевести рисунок на кальку, а на втором начать роспись.
2. Берём кальку кладём на ваш эскиз и переводим рисунок линейно карандашом. Затем обводим линии с обратной стороны кальки мягким карандашом. Берём изделие прикладываем кальку той стороной, с которой рисунок обведён мягким карандашом и проводим по линиям непишущей ручкой. Таким образом переносится рисунок на изделие. Приступайте.
Во время работы учитель следит за успехами, советует, помогает.
3. Теперь когда рисунок переведён, можно приступать к самой росписи.
Учитель показывает на примере одного из учеников как начать роспись: сначала прописываем все красные элементы росписи. Держите изделие аккуратно,чтобы не задеть непросохшие участки росписи. Приступайте.
В процессе работы учитель следит за успехами, советует, помогает.
4. Сегодня урок закончен. На следующее занятие нам так же понадобятся краски, чтобы завершить роспись.
Всем спасибо. До свидания.
Урок 4
Тема: Роспись изделия
План урока:
Цель урока: Наглядно и практически закрепить знания технологии мезенской росписи.
Задачи:
Образовательная- научить выстраивать композицию на объёмном предмете
Воспитательная- развитие образного мышления
Обучающие- дать практические навыки кистевого письма.
Форма урока: практическое занятие
Используются словестно-
Оборудование:
Для учащихся- парта, стул, краски, кисти беличьи, банка для воды, палитра, эскиз
Для педагога- интерактивная доска, проектор, компьютер, иллюстации росписных работ.
Ход урока:
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы завершаем работу над росписью. Можете приступать.
Всем спасибо. До свидания.
Урок 5
Тема: Выполнение орнамента
План урока:
Цель урока: Наглядно и практически закрепить знания технологии мезенской росписи.
Задачи:
Образовательная- научить выстраивать композицию на объёмном предмете
Воспитательная- развитие образного мышления, аккуратности
Обучающие- дать практические навыки кистевого письма.
Форма урока: практическое занятие
Используются словестно-
Оборудование:
Для учащихся- парта, стул, краски, кисти беличьи, банка для воды, палитра, эскиз
Для педагога- интерактивная доска, проектор, компьютер, иллюстации росписных работ.
Ход урока:
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Сегодня ваша задача нанести орнамент на свои изделия.
Всем спасибо. До свидания.
Урок 6
Тема: Выполнение орнамента
План урока:
Цель урока: Наглядно и практически закрепить знания технологии мезенской росписи.
Задачи:
Образовательная- научить выстраивать композицию на объёмном предмете
Воспитательная- развитие образного мышления, аккуратности
Обучающие- дать практические навыки кистевого письма.
Форма урока: практическое занятие
Используются словестно-
Оборудование:
Для учащихся- парта, стул, краски, кисти беличьи, банка для воды, палитра, эскиз
Для педагога- интерактивная доска, проектор, компьютер, иллюстации росписных работ.
Ход урока:
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работу над орнаментом.
Всем спасибо. До свидания.