Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:18, курсовая работа
Цель исследования : повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования, творческого развития личности школьников посредством декоративно прикладного искусства.
Задачи:
1. Рассмотреть психологи-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
2. Определить роль занятий декоративно прикладной росписью для детей среднего школьного возраста.
3. Изучить историю,технологию и символику орнаментальных элементов Мезенской росписи.
4. Разработать учебную программу занятий Мезенской росписью в условиях допролнительного художественного образования для учащихся 5-6 классов.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Историческая часть
1. Психоло-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста…………………………………………………………………………..5
2. История промысла
2.1 Происхождение мезенской росписи………………………………………..11
2.2 Тематика изображений……………………………………………………...13
2.3 Символика элементов мезенской росписи…………………………………15
2.4 Технология мезенской росписи……………………………………………..20
Глава 2. Практическая часть
3. Тематический план на год……………………………………………………21
3.1 Иллюстративно-тематический план на год………………………………..23
3.2 План-конспект на вторую четверть ………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….33
Приложение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………61
Государственное
образовательное учреждение
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Факультет Художественного
«Развитие творческих способностей на занятиях
Мезенской росписью учащихся 5-6 классов»
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Историческая часть
1. Психоло-педагогические особенности детей среднего школьного
возраста…………………………………………………………
2. История промысла
2.1 Происхождение
мезенской росписи…………………………………
2.2 Тематика изображений…………………………………………………
2.3 Символика элементов мезенской росписи…………………………………15
2.4 Технология мезенской росписи……………………………………………..20
Глава 2. Практическая часть
3. Тематический
план на год…………………………………………………
3.1 Иллюстративно-тематический план на год………………………………..23
3.2 План-конспект на вторую четверть ………………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема представленной курсовой работы «Развитие творческих способностей на занятиях Мезенской росписи для учащихся 5-6 классов»
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления.
Исключительно
важное значение в духовном развитии
дошкольников, в их трудовом и эстетическом
воспитании, в подготовке их к труду
в народном хозяйстве имеет декоративно-
Актуальность проблемы исследования : Проблема
развития творческой активности личности школьника
имеет ярко выраженную социальную направленность и
является частью общей проблемы формирования
личности учащегося. В отечественной педагогике
исследуются вопросы формирования и развития
творческой активности учащихся в условиях
средней школы в трудах Н. И. Болдырева,
Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева,
Н. И. Мищенко, Е. В. Шиянова, А. И. Щербакова и
других. Опираясь на методологию системного
анализа, ученые рассматривают формирование
и развитие творческой активности личности
учащихся в системе целостного
Развитие творческой активности личности, как важнейшая теоретическая проблема, находит известное освещение в современной философской, социологической, психолого-педагогической и социальной литературе.
Цель исследования : повышение эффективности эстетического
В качестве объекта исследования выступает процесс развития творческой активности личности учащихся среднего школьного возраста в дополнительном образовании.
Предмет исследования: содержание,
формы, методы, обучения изобразительному
Задачи:
1. Рассмотреть психологи-педагогические особенности детей среднего школьного возраста.
2. Определить
роль занятий декоративно
3. Изучить
историю,технологию и
4. Разработать учебную программу занятий Мезенской росписью в условиях допролнительного художественного образования для учащихся 5-6 классов.
Образовательные задачи:
-дать сторические сведения о мезенткой росписи
-изучить технологические приёмы росписи
Воспитательные задачи: -
воспитание
эстетического вкуса,любви
-воспитание уважения к ремеслу, истории России
Обучающая задача: развитие глазомера, моторики, чувтва ритма и основам композиции
В основу исследования положена гипотеза, согласно
которой изобразительное
Психолого-педагогические особенности детей среднего школьного
Согласно многим
периодизациям психического развития личности, подростковый возраст
определяется периодом жизни человека
от 10-12 до 14—15 лет — периодом между детством
и юностью. Это один из наиболее кризисных
возрастных периодов, связанный с бурным
развитием всех ведущих компонентов личности
и физиологическими перестройками, обусловленными
половым созреванием.
Контингент школьников подросткового
возраста — это ученики средних классов.
Обучение и развитие в средней школе специфически
отличается от таковых в младшей школе
(появляется много новых предметов, учителей
и др.). К тому же эту специфичность придает
и сама «кризисность» возраста.
По внешним
признакам социальная ситуация развития
в подростковом возрасте ничем не
отличается от таковой в детстве.
Социальный статус подростка остается
прежним. Все подростки продолжают учиться в школе
и находятся на иждивении родителей или
государства. Отличия отражаются скорее
во внутреннем содержании. Иначе расставляются
акценты: семья, школа и сверстники приобретают
новые значения и смыслы.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток
приходит к заключению, что между ним и
взрослым никакой разницы нет. Он претендует
на равноправие в отношениях со старшими
и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»
позицию.
Конечно, подростку еще далеко до истинной
взрослости — и физически, и психологически,
и социально. Он объективно не может включиться
во взрослую жизнь, но стремится к ней
и претендует на равные с взрослым права.
Новая позиция проявляется в разных сферах,
чаще всего — во внешнем облике, в манерах.
Стремление
к взрослости и самостоятельности подростка
часто сталкивается с неготовностью, нежеланием
или даже неспособностью взрослых (прежде
всего — родителей) понять и принять это.
Особенно характерен в этом отношении
младший подростковый возраст.
Для этого возраста часто характерным
является определенное отчуждение от
взрослых и усиление авторитета группы
сверстников. Такое поведение имеет глубокий
психологический смысл. Чтобы лучше понять
себя, необходимо сравнивать себя с подобными.
Активные процессы самопознания вызывают
огромный интерес подростков к своим сверстникам,
авторитет которых на определенный период
времени становится очень сильным. В отношениях
со сверстниками младшие подростки отрабатывают
способы взаимоотношений, проходят особую
школу социальных отношений. В своей среде,
взаимодействуя друг с другом, подростки
учатся рефлексии на себя. В процессе общения
со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания,
взаимодействия и взаимовлияния.
Стиль взаимоотношений подростка с родителями,
существующий в семье, оказывает большое
влияние на развитие личности и на формирование
стиля отношений подростка к другим людям,
в частности сверстникам. Авторитарный
тип семейного воспитания приводит к тому,
что подросток, где, как ему кажется, он
ненаказуем, жестко общается со сверстниками,
явно демонстрирует свою свободу, нарушая
нормы поведения в общественных местах.
С посторонними людьми такой подросток
или беспомощно застенчив, или расхлябанно
дурашлив и неуважителен. Подросток из
семьи с попустительским стилем воспитания
в своем поведении со сверстниками зависим
от других, от внешних влияний. Если ребенок
попадет в асоциальную группу, возможны
наркомания и другие формы социально неприемлемого
поведения. Демократический тип воспитания
наилучшим образом влияет на формирование
отношений со сверстниками. Этот стиль
в наибольшей степени способствует воспитанию
самостоятельности, активности, инициативы
и социальной ответственности. (1)
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997.; Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998
В начале отрочества
меняется внутренняя позиция по отношению
к школе и к учению. Так, если в детстве,
в младших классах, ребенок был психологически
поглощен самой учебной деятельностью,
то теперь подростка в большей мере занимают
собственно взаимоотношения со сверстниками.
Именно взаимоотношения становятся основой
внутреннего интереса в отрочестве.(1)
Однако, придавая особое значение общению,
подросток не игнорирует и учебную деятельность.
Подросток, подрастая, уже готов к тем
видам учебной деятельности, которые делают
его более взрослым в его собственных
глазах. Такая готовность может быть одним
из мотивов учения. Для подростка становятся
привлекательными самостоятельные формы
занятий. Подростку это импонирует, и он
легче осваивает способы действия, когда
учитель лишь помогает ему. Важным стимулом
к учению младших подростков является
стремление занять определенное положение
в классе, добиться признания сверстников.
При этом для подростка продолжают иметь
значение оценки, так как высокая оценка
дает возможность подтвердить свои способности.
В старшем отрочестве многие подростки
испытывают потребность в профессиональном
самоопределении, что связано с общей
тенденцией этого возраста найти свое
место в жизни. Поэтому стимулом к учению
у них может выступать и истинный интерес
к предмету, и прагматическая цель — необходимость
знания определенных предметов для поступления
в другие учебные заведения (там же,с.358)
Учебная деятельность, а также трудовая
и общественно-организационная объединяются
в общественно значимую деятельность,
которая, по мнению В. В. Давыдова, становится
ведущей в подростковом возрасте. Осознавая
социальную значимость собственного участия
в реализации этих видов
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1997, с. 356
деятельности, подростки вступают в новые отношения между собой,
развивают средства
общения друг с другом. Активное
осуществление общественно
выбранному
идеалу (1)
В деятельности общения, а также общественно
значимой деятельности происходят и возрастные
психологические изменения у подростка.
Так, развитие интеллекта характеризуется
тем, что подросток приобретает способность
к гипотетико-дедуктивным рассуждениям
(стадия формальных операций по Ж. Пиаже),
которые мало доступны детям более младшего
возраста. Часто период становления этой
способности характеризуется феноменом
теоретизирования.
В подростковом
возрасте качественным преобразованиям
подвергается личность ребенка: развивается
рефлексия, изменяется содержание самооценки,
формируется чувство взрослости
и др.
Развитие рефлексии характеризуется повышенной
склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ
на вопрос: каков он среди других. На основе
рефлексии развивается самосознание —
главная черта психологии подростка по
сравнению с ребенком младшего школьного
возраста.
У подростка также происходит формирование «Я-концепции» — системы внутренне согласованных представлений о себе. При этом процесс формирования «образа-Я» сопровождается сильным аффективным переживанием. Особого внимания заслуживает эмоциональный компонент самооценки подростка. Развитие самооценки связано с анализом своих переживаний, обусловленных как внешними, так и внутренними стимулами:
собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки,
1.Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА М, 2000
изучая свой внутренний мир как бы
со стороны, убеждаются в том, что они уникальны
и неповторимы. Подобные мысли повышают
у них обостренное чувство одиночества.
В конце подросткового возраста, на границе
с ранней юностью, представление о себе
стабилизируется и образует целостную
систему — «Я-концепцию». У части детей
«Я-концепция» может формироваться позже,
в старшем школьном возрасте. Но в любом
случае это важнейший этап в развитии
самосознания.
В подростковом возрасте происходит развитие
интересов. Однако они еще неустойчивы
и разноплановы. Для подростков характерно
стремление к новизне. Так называемая
сенсорная жажда — потребность в получении
новых ощущений, с одной стороны, способствует
развитию любознательности, с другой —
быстрому переключению с одного дела на
другое при поверхностном его изучении.
Практика показывает, что лишь у незначительного
числа учащихся средних классов интересы
перерастают в стойкие увлечения, которые
затем развиваются в старших классах в
период профессионального самоопределения.
Часто виной тому является поведение родителей,
которые не способствуют развитию стойких
интересов у своих детей: подтрунивают
над ними, когда у тех что-то не получается,
внушают ребенку, что у него нет способностей
к тому делу, которое его интересует.
Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом.
Всестороннему развитию личности ребенка способствует развитие творческих способностей, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.