Пенза театральная

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 09:15, доклад

Описание работы

Пенза принадлежит к числу старых русских городов с достаточно развитой и богатой театральной культурой. И сегодня девизом главного театра города являются следующие слова: «Работать для зрителя, не взращивая его слабостей, а пробуждая все лучшее в нем. Вести за собой, давать простор для размышления – это наша позиция.

Работа содержит 1 файл

курсовик театр основная часть.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

     В сентябре 2004 года фрагменты спектакля «Самоубийца» по пьесе Н.Эрдмана театр показывал на сцене Академического театра им. А.С. Пушкина в рамках открытия 249 театрального сезона на торжественном вечере, посвященном 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и 130-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда.

     В октябре 2006 года в Пензе прошел I региональный фестиваль «Театральные встречи на Суре». В его программе  было 10 спектаклей.

     С февраля 2006 года по февраль 2007 года творческой деятельностью театра руководил  главный режиссер Валерий Маркин. За этот период он выпустил три спектакля.

     В сентябре 2007 года главным режиссером театра стал заслуженный артист России и Литвы Вячеслав Анатольевич Гунин. За время своей работы в пензенском театре драмы он выпустил восемь спектаклей.

2 января 2008 года в драмтеатре произошёл  сильный пожар, который практически  полностью уничтожил внутренние  конструкции его здания, оставив  одни внешние стены. В феврале-июне 2008 г. сгоревшее здание театра  было полностью снесено. Был  проведен открытый конкурс на архитектурный образ нового здания театра. В конкурсе участвовали наиболее авторитетные мастерские и проектный институт города Пензы. На конкурсе было выставлено более 10 вариантов архитектурного решения здания, отличающихся между собой объемно-планировочным решением, архитектурным решением фасада (от классики до хай-тека). В итоге большинство голосов (учитывались так же голоса жителей города), жюри присудило проекту выполненному персональной творческой мастерской под руководством А. А. Бреусова (гл. арх. проекта А. В. Чибирева, автор архитектурного решения фасадов И. А. Кудряшов). Здание называют шедевром современной архитектуры. Новый Пензенский драматический театр, выполненный в великолепной манере позднейшего классицизма с использованием элементов русского модерна, является крупнейшим, самым оснащенным и самым современным театром новой российской провинции. Новое здание увенчано стеклянным куполом и взято в гранитные колонны. При отделке фасада использован настоящий, природный красный карельский гранит, а элементы декора выполнены из стеклопластика. Изменения коснулись не только внешнего облика здания, но и интерьера. Когда вы входите в фойе – вы попадаете в пространство, наполненное светом, хрусталем, мрамором. Каждая дверь театра – настоящий образец резьбы по дереву. Полы фойе исполнены из искусственного отделочного камня, не уступающего подлинным камням. Кроме того на входе - живописное панно «Любовь. Совесть. Мораль. Красота. Сострадание». Его нарисовали пензенские художники Косырев и Кузнецова. Фойе освещено роскошной люстрой из испанского хрусталя, которую подарил новому пензенскому драмтеатру наш земляк - певец Сергей Пенкин, также фойе освещается и самим куполом театра, выполненным из особо прочного стекла. Сметная стоимость проекта составила 1 миллиард 489 миллионов рублей, из них 651 миллион рублей выделено из федерального бюджета. Общая площадь нового здания театра составила 16,5 тысяч квадратных метров, что в два раза больше прежней. Новый театр имеет свою собственную гостиницу на 15 номеров, в которой могут проживать до 40 актеров. Большой зал – это сплав изящества, уюта, благородных линий и красоты, рассчитанный на 1000 мест. Выстроенный в манере глубокого итальянского тондо, он обладает великолепной акустикой. Она позволяет слышать текст актера с любого места - как в партере, так и на всех ярусах бельэтажей. Зал оснащен современным световым и звуковым оборудованием, системой климат - контроля и пожаротушения. Вся инженерная конструкция театра – это, практически, девятиэтажное здание, наполненное техникой. Механика большой сцены с 12-метровым кругом полностью компьютеризирована. Все это позволит создавать в Пензенском театре самые сложные постановки. Купол большого зала украшает хрустальная люстра, взятая в живописное фресковое панно, исполненное известным пензенским художником А. Косаревым. Для курящих зрителей предусмотрена специальная комната с удобными креслами и мощной вытяжкой. Для любителей перекусить в антракте - два буфета, черный и белый. Каждый на 40 посадочных мест. Малый зал рассчитан на 100 мест. Он является уютной камерной сценой, выдержанной, как и сцена большая, в строгих классических  категориях, с отдельным входом. Актеры нового Пензенского драматического театра теперь имеют гримуборные, рассчитанные на 1-2 человек, оборудованные всем необходимым. Современная труппа театра состоит из 35 человек, в том числе заслуженные и народные артисты России, такие как Михаил Каплан, Олег Зеленченко, Сергей Казаков, Василий Конопатин, Генрих Вавилов, Галина Репная, Наталья Старовойт, Николай Шевкуненко. Также в состав театрального коллектива входят и молодые артисты – это Ольга Битюцкая, Анатолий Громов, Екатерина Гузеева, Альберт Ибраев, Владимир Карпов, Владислав Матюкин, благодаря этим людям, мы можем наслаждаться столь замечательными спектаклями. Новое здание Пензенского драматического театра в самом центре старинного российского города, который вскоре отметит свой 350-летний юбилей, считается одним из символов не только современной Пензы, но и театральной России. 

     Первое  выступление в новом здании состоялось 5 марта 2010 года, в преддверии Международного женского дня. Сейчас художественным руководителем театра является Сергей Казаков. В репертуар входят такие постановки как «Золушка» Евгения Шварца, и как сказал сам Казаков 12 декабря день исторический, и неспроста: впервые на пензенской сцене появился настоящий мюзикл, «Дураки» Нила Саймона, «Женитьба» Николая Гоголя и т д.

     Театральная жизнь интересует всех, в частности  и губернатор Пензенской области  Василий Бочкарев, который принял участие в совещании по вопросам развития театрального искусства в Приволжском федеральном округе под председательством Григория Рапоты.

          Григорий Рапота рассказал, что  в настоящее время в Приволжском  федеральном округе действует  130 государственных и муниципальных театров, порядка 50 — работают на национальных языках.

     По  словам Василия Бочкарева:

          «Мы считаем, что благодаря  вниманию, уделяемому со стороны  региональных властей, наш театр  имеет потенциал стать одним  из лучших в Приволжском федеральном округе». В декабре будут проходить: балет «Золушка» С. Прокофьева, в исполнении Русского Национального балета, концерт хора им. О.В.Гришина, финал Пензенской областной Лиги КВН. И Новый год театр не оставит без внимания, сказочные представления ждут своих юных зрителей. После нового горда планируется восстановить спектакли «Люкс №13», «Поминалка», «Ужин дураков». Благодаря большой работе театральной команды мы имеем столь замечательный постановки, благодаря архитекторам и дизайнерам мы можем смотреть спектакли в приятной и уютной обстановке, благодаря инвесторам получили возможность ходить в театр, а благодаря зрителям в театр нужно вдохнуть жизнь, а нужно ли зрителю театр?

     «Зачем  мы так любим театр? Затем, что  он освежает нашу душу, завядшую, заплесневелую от сухой и скучной прозы жизни, мощными и разнообразными впечатлениями, затем, что он волнует нашу застоявшуюся кровь неземными муками, неземными радостями и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!» Так характеризовал театр великий русский публицист и критик Виссарион Григорьевич Белинский 
 

Сквер имени В.Г. Белинского

     Перед вами расположен сквер, который носит  имя Виссариона Григорьевича Белинского (портфель экскурсовода №5) - русского писателя, выдающегося литературного и театрального критика, историка и теоретика литературы и искусства, публициста. Детские годы провел в уездном городе Чембар. Учился в Чембарском народном училище (1821-1825) и в Пензенской гимназии (1825-1829), где сблизился с И.И. Лажечниковым, который дал Белинскому рекомендацию в университет.

     В Пензе юноша впервые увидел театральные  спектакли в крепостном театре Гладкова. Они потрясли мальчика и предопределили его увлеченность театром на всю  жизнь. «Театр! Театр! Каким магическим словом был ты для меня во время оно! Каким невыразимым очарованием потрясал ты тогда все струны души моей, и какие дивные аккорды срывал ты с них!.. в тебе я видел весь мир. Всю вселенную со всем их разнообразием и великолепием со всею их заманчивой таинственностью!.. Поступив в Московский университет в 1829 году, лето 1830 года Белинский проводит в Чембаре, работая над трагедией «Дмитрий Калинин». Пенза и Чембар явились для будущего критика источниками множества наблюдений, прямо или косвенно отраженных и в дальнейших его произведениях. Не случайно первое крупное произведение – цикл статей «Литературные мечтания» (1834) подписано «Чембар». С этого времени начинается тесное сотрудничество критика с журналами «Телескоп», «Московский наблюдатель», а с 1839 года с «Отечественными записками» и «Современником».

     Белинским написано около 1100 статей и рецензий. Его оценки творчества крупнейших российских писателей XVIII-XIX веков до сих пор  не потеряли своего значения и стали  хрестоматийными. Белинский положил  начало не только теории литературы и театральной критики, но и истории русской литературы, определив периоды и направления ее развития. Идеи Белинского о патриотизме и гуманизме русской литературы и искусства содействовали развитию духовной культуры общества. Он воспитал и образовал русскую читающую публику, многие поколения которой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием.

     Именно  он заложил также основы демократической  театральной критики. Его литературно-эстетическая теория имела самое непосредственное отношение и к искусству сцены. Театральной критикой Белинский занимался в течение всей своей журналистской деятельности. В 1835 г. в газете «Молва» была опубликована статья «И мое мнение об игре г. Каратыгина». В ней критик определил два направления в русском театре: народное, связанное с такими именами, как Грибоедов, Мочалов, Щепкин, и казенно-патриотическое, связанное с Марлинским, Кукольником, Каратыгиным. Белинский мечтал увидеть на сцене «всю Русь с ее добром и злом». Программной явилась его статья 1838 г. «Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета», открывавшая отдел критики в журнале «Московский наблюдатель». Здесь дана развернутая характеристика драматургического произведения, сложного актерского труда на основе изучения характеров героев, который позволил Мочалову добиться «истинности чувств».

     Критерии  оценки литературных произведений Белинский  применял и к театральному искусству. Театр как верное зеркало общественной жизни, театр как трибуна, как  учебник жизни — эти установки  были исходными в его театральной критике.

     Белинский рассматривал искусство сцены в  определенном триединстве, составляющими  которого были публика, репертуар и  актер. При этом главная внутренняя задача его критических выступлений  состояла в воспитании зрителя.

     Белинский считал, что драматургическое искусство «может развиваться только на почве родного быта, служа зеркалом действительности своего народа». Именно поэтому он отрицательно относился к репертуару, состоявшему из переводного водевиля, псевдопатриотической драмы и пустой мелодрамы. Из всех жанров особым расположением властей пользовалась патриотическая драма, о которой Белинский отзывался так: «Это пьеса чисто патриотическая и национальная. В ней одна русская баба побивает ухватом и кочергою 60 000 китайцев, которые все представлены трусами, дураками и шутами. У их генерала такой огромный живот, что раек животики надорвал от хохота».

     Эталоном  современной драматургии для  Белинского были произведения Грибоедова, Пушкина и Гоголя. Конечно, они  не могли противостоять тому потоку малохудожественной литературной продукции, которая хлынула на Александрийскую сцену с благословения правительства, но разъяснение достоинств «Ревизора», «Горя от ума» сделалось для Белинского постоянной задачей. «Чтобы понимать их, — писал критик, — нужны вкус, образованность, эстетический такт, верный и тонкий слух, который уловит всякое характеристическое слово, поймает на лету всякий намек автора». Рассматривая пьесы Гоголя как образцы национальной драматургии, так же как и в литературной критике, Белинский определил эстетические и общественные критерии, на основе которых развивался реалистический отечественный театр.

     В июне 1938 года в Чембаре (ныне г. Белинский) открыт музей-усадьба В.Г.Белинского, в Пензе есть институт, гимназия, библиотека, парк и улица имени В.Г.Белинского. Также в городе Пензе имеются четыре памятника В. Г. Белинскому: перед главным корпусом Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, где будущий критик изображён в юные годы в студенческой форме XIX века. А бюст находится на входе в Центральный парк культуры и отдыха им. Белинского, бюст на улице Белинского. А четвертый памятник находится в этом сквере. Он является объектом культурного наследия федерального значения. В 2009 году памятнику исполнилось 55 лет. Это второй и самый известный монумент в честь критика, его заложили в 1948-ом, а через 6 лет торжественно открыли. Его автором стал Евгений Вучетич. Один из самых знаменитых скульпторов советской эпохи. Он народный художник, пятикратный лауреат сталинской премии, лауреат ленинской премии, вице-президент академии художеств. Далеко не каждый город украшают работы великого Вучетича. Скульптор создал памятники, ставшие символами ХХ века: «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина и «Родина-мать» в Волгограде, «Перекуем мечи на орала» перед зданием ООН в Нью-Йорке и памятник Дзержинскому на Лубянке в Москве. Пятиметровое бронзовое изваяние «неистового Виссариона» на постаменте такой же высоты – одна из самых монументальных и солидных скульптур в Пензе. В.Г. Белинский держит одну руку вверху и при этом делает шаг к театру и смотрит на него, это говорит о том, что великий критик следит за главным театром города, потому, что его любовь к искусству вечна, и его присутствие мы будем ощущать всегда.  

     Парк  культуры и отдыха имени В.Г. Белинского

     Возникновение городского парка, или публичного сада, как он первоначально назывался, относится к 1821 году. Тогда вышел  в свет указ императора Александра I «О устроении городов», в котором  было «изъяснено Высочайшее повеление, чтобы стараться в каждом губернском городе иметь публичный сад».

     Исполнять указ императора взялся тогдашний пензенский губернатор Федор Петрович Лубяновский. К исполнению «Высочайшей воли»  он привлек ученого садовода из Пензенского казенного училища садоводства Эрнста Магзига, который еще в 1820 году прибыл из Германии «по назначению Государя Императора Александра Павловича для основания в Пензе сада при училище садоводства». Позднее, в 1836 году, во время пребывания в Пензе Николая I, Эрнст Магзиг за свои заслуги был произведен в титулярные советники с пожалованием ордена Святого Станислава 3-й степени, что давало право на потомственное дворянство. Именно Магзигу в 1821 году губернатор Лубяновский поручил «отыскать место, где общественный сад мог бы быть устроен». После проведенных поисков губернатору было доложено, что «во всем городе нет для того не только способнейшего, но и никакого другого удобного места, как то, что состоит у так называемой засеки вверху Дворянской улицы» (ныне улица Красная). Губернатор лично «обозрел сие местоположение и признал оное весьма удобным для общественной пользы и увеселения». Земельный участок находился в ведении губернии. Лубяновский своим распоряжением передал его в собственность Городской Думы и предложил депутатам без промедления организовать расчистку леса под прогулочные аллеи, строительство скамеек, беседок, хозяйственных построек. Всего на устройство «городского общественного гулянья» было истрачено из городских доходов с 1821 по 1836 годы 14 377 рублей и 4,5 копейки.

     Первоначально парк назывался «Верхнее гулянье», но уже к 1857 году, когда купцу П. Мамонтову было разрешено построить  Летний театр на нижнем каменном основании  именно в парке, это название прочно вошло в лексикон жителей города.

     В 1875 году был построен Летний театр. В спектаклях, поставленных на его  сцене, в 1897 году во время летних каникул, уже будучи студентом Московского  университета, играл В.Э. Мейерхольд.

     В разные годы в парке бывали: в 1824 г. император Александр I, в 1836 г. – император Николай I, в 1837 – будущий император Александр II; поэты, писатели, ученые, общественные и государственные деятели: В.А. Жуковский, П.И. Сумароков, В.В. Маяковский, В.В. Каменский, А.Н. Будищев, И.И. Лажечников, М.Ю. Лермонтов, М.Н. Загоскин, В.Г. Белинский, Денис Давыдов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Г. Малышкин, Н.И. Замойский, Ф.И. Буслаев, И.И. Спрыгин, В.А. Магницкий, М.Г. Попов, Е.П. Коровин, В.В. Попов, Н.И. Лобачевский, И.Н. Ульянов, В.О. Ключевский, К.А. Савицкий, Н.Н. Бурденко и многие другие.

Информация о работе Пенза театральная