Автор: v*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа
Цель данной работы – анализ особенностей готической архитектуры Франции.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть понятие и особенности готического стиля в архитектуре;
проанализировать особенности готического стиля во Франции;
проанализировать особенности архитектурных памятников эпохи готики во Франции.
Введение 3
Глава 1. История готического стиля 8
1.1. Готический стиль в архитектуре Франции – общие замечания 8
1.2. Готика в европейских странах 11
Глава 2. Готические соборы Франции 16
Заключение 20
Список литературы 22
В Германии, отмечает Томан, расцвет готики относится к середине 13 в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235— 83); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275—1334; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Немаловажные сведения дает также и Гуревич, упоминая, что «скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец 14—начало 16 вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499— 1525) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне)»8.
Славу нидерландской готике принесли башни соборов в Антверпене и Мехелене, но особенно богато декорированные гражданские постройки (суконные ряды в Ипре, 1200—1304, Брюгге; ратуши в Брюсселе, Лёвене).
Интересно отметить, что в Великобритании предпосылки готики возникли раньше, чем на Европейском континенте, но её развитие, постоянно прерывалось внутренними потрясениями, в связи с чем крайне замедлилось. Гуревич пишет, что «английские соборы, большей частью монастырские, обычно представляют собой невысокий, вытянутый в длину объём с прямоугольным завершением хора и башней над средокрестием. Строгая геометрическая простота объёмов как бы компенсируется богатством и сложностью узоров на фасаде и сводах. По формам декора различают стили: ранний ("ланцетовидный"; собор в Солсбери), "украшенный" (близкий к "пламенеющей" готике (собор в Эксетере, между 1275—1375) и "перпендикулярный", отличающийся дробным ритмом вертикалей на стенах и окнах и прихотливым плетением нервюр на сводах и потолках (капелла Кингс-колледжа в Кембридже, 1446—1515)»9.
В Испании, как отмечает Томан, «обширные городские соборы (в Севилье) имели обычно чётко расчленённые декором на ярусы плоскости стен и небольшие окна. Интерьер разделялся надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. На готическую архитектуру Каталонии и Южной Испании оказало влияние мавританское искусство (1-нефный позднеготический собор в Жероне, 1325—1607). Крупные сводчатые залы создавались в светских зданиях (биржа в Пальме на о-ве Мальорка, 1426—51). В 16 в. готические конструкции были перенесены в испанские колонии в Америке»10.
В Италии в 13—14 вв. элементы готики включались в романскую по духу архитектуру храмов. Стрельчатые готические своды и декор сочетались со статичностью архитектурных масс, пропорциональной ясностью просторных интерьеров, мраморной полихромной облицовкой фасадов и интерьеров (собор в Сиене, церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции). Наиболее ярко готика в Италии проявилась в гражданском строительстве — ратушах (Палаццо Публико в Сиене, Палаццо дель Подеста во Флоренции) и дворцах (Дворец дожей в Венеции). Их суровый (в Сиене, Флоренции) или изящный (в Венеции) декор контрастировал с монолитной кладкой стен. Воздействие венецианской готики сказалось на архитектуре Далмации (Хорватия), Греции, Крита, Кипра. В изобразительном искусстве Италии развитие готики было ограничено ранним сложением культуры Возрождения. Готическим постройкам Восточной Европы нередко присущи крепостные черты, лаконизм и внешняя суровость форм, контрастирующие с нарядным декором окон, башен, порталов11. В Венгрии готика распространилась в конце 13—15 вв. (церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде). Расцвет чешской готики относится к 14—15 вв. (собор св. Вита и Карлов мост в Праге, зальный храм св. Барбары в Кут-на-Горе, зальные церкви Юж. Чехии). Готика распространилась также в Словакии, Словении, Трансильвании. В Польше готика развивалась в 13—15 вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали крепостное строительство, а развитие городов способствовало расцвету светской архитектуры (ратуша в Торуни, городские укрепления с барбаканами в Кракове и Варшаве. Ягеллонский университет в Кракове). На юге Польши костёлы строились из камня и кирпича (костёл Девы Марии в Кракове), на севере — из кирпича (костёл Девы Марии в Гданьске). В Латвии переход к готике произошёл в 13—14 вв. (Домская церковь в Риге; замок в Цесисе, 13—16 вв.). В южной Эстонии в 14 в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту). Готический облик Таллина определился в 14—15 вв. (Вышгород и бюргерская часть города с ратушей, церковь Олевисте). К 14—15 вв. относятся раннеготические памятники Литвы (замок в Тракае), в 15—16 вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе и дом Перкуно в Каунасе12.
В позднеготическую эпоху накопление эмпирических знаний, рост интереса к реальности, к наблюдению и изучению натуры, возросшая роль творческой индивидуальности подготовили почву для ренессансной системы мировосприятия. Этот процесс проявился в 14—нач. 16 вв. во французской и бургундской миниатюре, в скульптуре (Клаус Слютер) и живописи (Мельхиор Брудерлам и др.) немецкой, чешской. польской декоративной пластике (Пётр Парлерж), в алтарной скульптуре и живописи (мастер Теодорик и др.). В 15— 16 вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой13.
Для того, чтобы полноценно представлять себе особенности готической архитектуры Франции, я хотела бы рассмотреть наиболее интересные соборы подробнее.
Шартрский
собор чудесным образом сохранился
после второй мировой войны, причем
сохранились как готические, так
и романские части –
К 1220 г. весь храм был покрыт сводами, возведены были трансепт, хор с галереей и капеллами, но затянутое строительство не помешало архитекторам создать единый комплекс, придать внешнему и внутреннему облику собора законченность, монолитность.
Материалом для постройки Шартрского собора был выбран песчаник, из которого делали огромные, порой до 2-3- метров в длину и и 1 метра в высоту, камни.
Интересную информацию дает по поводу собора Томан: «западный фасад начал строиться в XII в. Роза — относится к началу XIII в. Центральную часть фасада венчает галерея королей начала XIV в. Северная башня построена немного раньше южной, а стрела над ней относится к началу XVI в. Очень интересна облицовка стен верхнего этажа южного портала поставленными близко одна к другой колонками, создающими впечатление вибрирующей поверхности».
К шедевральным творениям раннеготического периода можно отнести и Собор Парижской Богоматери, который был замыслен зодчими как грандиознейшее здание Парижа. Он действительно огромен – его пятинефное здание вмещает 9 тысяч прихожан. Храм заложили в 1163 году и закончили в первых десятилетиях 13 века. Наиболее красивой частью собора является западный фасад, гармоничный и пропорциональный, спокойно уравновешенный. Он отличается от зрелой готической манеры только более массивными формами: здесь нет кружевной резьбы по камню, и тяжелые своды лежат на достаточно толстых столбах в центральном нефе15.
При этом можно отметить, что башни западного фасада достаточно массивны, а декор в виде скульптур четко распределен по фасаду. От витражей 13 века сохранилась только роза фасада, скорее всего постройки 1220-х годов. Скульптура Собора также уникальна – вместо пальметок и акантов здесь используются листья каштана и дуба, что придает большую массивность и мрачность зданию16.
Удивительным сооружением является также и Реймский собор, начатый в 1211 г. и законченный в XV в., ставший памятником расцвета готики во Франции. Позднейшими пристройками являются башенки собора, высокие и мощные, но вместе с тем простые и изящные, кубической формы, прорезанные вертикальными пролетами, они смягчают резкие контуры собора.
В архитектуре Реймского собора можно обнаружить новшества готической архитектуры периода расцвета: пинакли над порталами, окнами и галереей фасада, в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов.
Одной из признанных вершин готической французской архитектуры зрелого периода является верхняя церковь Сент-Шапеля в Париже (1245-1248), служившая дворцовой церковью французских королевских династий. Святая капелла была построена для тернового венца, хранившегося прежде в Константинополе и проданного византийским императором Болдуином II Людовику IX. К венцу были присоединены и другие реликвии, приобретённые на Востоке. Как хранилище величайшей реликвии, капелла должна была быть исключительно прочной и простоять века. Материалом для неё послужил особенно ценившийся твёрдый песчаник, кладки камней были скреплены железными креплениями17.
Нижняя капелла похожа по форме на крипту. Она как бы поддерживает верхнюю капеллу, общее впечатление от неё причудливо и фантастично, что создается с помощью низко опущенных сводов, испещренных нервюрами и множеству колонн. Внутри собора поражает его убранство, гармонически решенное широкими, замыкающимися в нервюрах арками, отгороженное от мира тонкими витражами. Окна собора чрезвычайно высоки – они начинаются на высоте около 2 метров от пола и доходят до самых сводов собора. Эти окна сплошь заняты витражами, что превращает капеллу в подобие драгоценного ларца. Роль камня сведена к минимуму. Стройная и полновесная форма внешнего вида капеллы сочетается с иллюзорной легкостью её внутреннего облика. Здание величайшей роскоши, Святая капелла является законченным образцом элегантной сдержанности позднего готического периода.
Итак, в данной работе я сделала следующие выводы:
Собственно, название стиля происходит от итальянского «маниера готика», то есть «готский стиль», как в Италии эпохи Ренессанса называли искусство средневековой Северной Европы (с 12 по 15 век).
Для готики характеризующим архитектурным сооружением стал собор, возвышающийся над всем массивом застройки города, и чрезвычайно вместительный. Огромные сооружения создавались с помощью каркасной системы, которая позволила не только возводить потрясающе высокие здания, но и прорезать стены витражными окнами поразительной красоты.
Вытянутость соборов к небу подчеркивается ажурными легкими башнями, арками со стрельчатым устройством, окнами и порталами, резными и стрельчатыми, а также многочисленным декором (ажурные фронтоны — «вимперги», башенки — «фиалы», завитки — «краббы», круглые окна со сложным переплетом — «розы»).
Важнейшими средствами совершенствования стиля стали следующие элементы: высочайшие крестовые своды на стрельчатых нервюрах, которые полностью принимают на себя тяжесть перекрытий; увеличение количества нервюр, которые выходят из каждого столба, созданного из пучка собранных вместе колонн; создание арок-акрбутанов, которые забирают давление со среднего нефа собора и переносят его а контрфорсы боковых нефов здания. Все это создало самостоятельную опорную систему готической архитектуры.
Именно французская готика стала сочетать в себе лирические и трагические аффекты, возвышенность и духовность скульптуры и архитектуры и гротеск, сатиру, фольклорные традиции.
В позднеготический период во Франции получили особое распространение скульптурные алтари в интерьерах соборов, в которых объединялись крашеная деревянная скульптура и позолоченная скульптура с темперной живописью. Создан был новый стиль создания образов – драматизм, экзальтация, экспрессия, что особенно остро отразилось в изображении сцен распятия Христа и страданий святых.
Интересен стиль поздней (пламенеющей) готики и тем, что появился особый узор на оконных проемах, напоминающий язычки пламени, а также росписи на витражах на вполне светские сюжеты – сцены работы ремесленников, крестьян, сатирические картины.