Ознакомление старших дошкольников с цветом на занятиях по изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Объект данного исследования – процесс ознакомления с основами цветоведения.
Предмет исследования – содержание и методика ознакомления с цветом.
Контингент – старшие дошкольники.
Целью данной работы является теоретической осмысление роли и значения ознакомления детей с основами цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Познание цвета и его характеристик………………………………….5
Глава 2. Система классификации цветов……………………………….............10
Глава 3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом……..15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Алеся1..doc

— 103.00 Кб (Скачать)

1.Закреплять знания об уже известных цветах;

2.Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, тёмно-зелёный, сиреневый);

3. Развивать чувство цвета;

4.Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет;

5.При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Выделим из программы некоторые темы занятий по ознакомлении с цветом:

«Разноцветная земля»

«Осень на опушке краски разводила»

«Радуга»

«Салют вечером»

  «Красивые цветы»

    «Зимняя картина»

  «Белая берёза»

  «Дары природы осенью»

  «Осень наступила»

  В дошкольных образовательных учреждениях применяются разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания.

  Например, на занятии «Путешествие в волшебную страну красок»        вступительную беседу можно начать словами:

  -Дети, посмотрите, куда мы с вами попали, да это же волшебная страна красок! (Воспитатель до занятия может оформить кабинет макетами кистей, красок, цветов, шаров).

  -Дети, вы слышите, кто-то зовёт нас? (Можно ввести героя сказки, например, Золушку). Она прилетела в страну красок за помощью к Фее, но не застала её. На день рождения принц подарил Золушке семечко, которое она посадила в саду. И из него вырос необыкновенный цветок с красивыми лепестками разного цвета и оттенков. Но злая мачеха заколдовала её цветок, и лепестки стали белыми и бесцветными.

   В качестве практической работы можно предложить детям нарисовать Золушке много цветов, раскрасить их и подарить.

  На этом занятии дети учатся эмоционально откликаться на цвет, правильно смешивать краски, составляя новые цвета и их оттенки. Учатся красиво располагать изображение на листе, замечают в рисунках новые цвета и оттенки.

  В конце занятия необходимо провести эстетическую оценку работ.

  Можно устроить выставку детских работ, разложив их на полу кабинета, как будто это  цветущий луг. Предлагается задать несколько вопросов:

  -На каких работах больше разных и красивых цветов?

  -Какими красками вы работали?

  -Назовите теплые и холодные цвета?

  -Чьи работы понравились больше всего?

  Целесообразно предложить домашнее задание - по дороге домой присмотреться, какие цвета бывают в природе.

  К следующему занятию в родительском уголке необходимо оформить выставку, рядом на стенде разместить строки стихотворения:

  Знаменосец - красный цвет,

  Ярче в мире цвета нет.

  Цвет оранжевый - огонь,

  Этот цвет рукой не тронь!

  Жёлтый цвет - его сосед,

  Это урожая цвет.

  Цвет зелёный- цвет весенний,

  Он любимый цвет растений.

  В. Товарков

  Этими стихами можно начать занятие «Цвета радуги». Далее следует провести дидактическую игру «Назови цвет». Воспитатель должен приготовить материалы: игрушки, лоскутки, ленточки, мелкие предметы. Детям нужно назвать цвет предмета.

    Также в наше время рекомендуется использовать медиапрезентации- «Разноцветная земля», «В саду созрели яблоки», «Радуга», «Салют вечером».

Также рекомендуется проводить следующие занятия детей в старшей группе по ознакомлению с основами цветоведения: "Путешествие в волшебную страну красок", "Как красиво в природе весной",  "Путешествие в страну разноцветного дождя". /Приложение 4/

    Можно сделать следующий вывод, для ознакомления детей старшей группы  с основами цветоведения следует использовать различные приемы и методы, такие как проведение специальных занятий, различные дидактические игры, выставки детских работ и репродукций картин художников.

  
 

Заключение 

            На основе изученной работы можно сделать следующие выводы: с давних времен люди придавали цвету особое значение. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Проблемами цвета в настоящее время занимается целый ряд наук и дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия человеческим глазом, психологию – проблема восприятия цвета и его воздействия на психику, способность вызывать различные эмоции. Все цвета можно разделить на две категории: ахроматические и хроматические. Основными свойствами цвета являются цветовой тон, светлота и насыщенность.

  Окружающий  мир поражает цветовым многообразием  и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать цвета в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки (ведь готовая краска часто не соответствует реальном цвету предмета или задуманному детьми), ребенку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Этому будут способствовать занятия  по изобразительной деятельности, в которых целесообразно применять разные приёмы обучения и воспитания: вступительные беседы, выставки, домашнее задание, стихи, дидактические игры, вопросы, эстетические оценки работ. 
 
 
 
 

Список литературы

  1. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись / Ю. М. Кирцер. – М., 2000.
  2. Сокольникова, Н. М. Основы живописи / Н. М. Сокольникова. – Титул, 1996.
  3. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство 1- 2 класс / В. С. Кузин. – М., 1995.
  4. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве / В. Б. Розенвассер. – М., 1979.
  5. Сокольникова, Н. М.  Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной  школе / Н. М. Сокольникова. – М., 1999.
  6. Косминская, В. Б., Халезова, Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Лабораторный практикум / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М.,1981.
  7. Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи /Р. М. Чумичева. – М., 1992.
  8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве / Н. П. Сакулина. М., 1965.
  9. Венгер, Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б.  Воспитание сенсорной культуры ребёнка/ Венгер Л. А. - М., 1988.
  10. Комарова, Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников/ Комарова Т. С. – М., 2005.
  11. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие/ Григорьева Г. Г.-М., 1997.

Информация о работе Ознакомление старших дошкольников с цветом на занятиях по изобразительной деятельности