Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 07:10, курсовая работа
Объект данного исследования – процесс ознакомления с основами цветоведения.
Предмет исследования – содержание и методика ознакомления с цветом.
Контингент – старшие дошкольники.
Целью данной работы является теоретической осмысление роли и значения ознакомления детей с основами цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Познание цвета и его характеристик………………………………….5
Глава 2. Система классификации цветов……………………………….............10
Глава 3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом……..15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Познание цвета и его характеристик………………………………….5
Глава
2. Система классификации цветов………………………………............
Глава 3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом……..15
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Гуманизация
учебно-воспитательного
Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.
Наука о цвете возникла очень давно. Ещё в 4 веке до нашей эры в Древней Греции учёный Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И. В. Гёте, который как поэт смог убедительно прочувствовать, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.
Окружающий
мир поражает цветовым многообразием
и изменчивостью цвета
Руководителю по изобразительной деятельности, воспитателю в детском саду важно углубленное знание о цветоведении и методике ознакомления с цветом дошкольников. Задача воспитателя детского сада состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить, ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего.
Методику работы по ознакомлению с цветом раскрывают в своих трудах Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.В.Дубровская, М.Б.Грибанова и другие.
Все
вышеизложенное и определило тему нашей
работы «Ознакомление старших
Объект данного исследования – процесс ознакомления с основами цветоведения.
Предмет исследования – содержание и методика ознакомления с цветом.
Контингент – старшие дошкольники.
Целью данной работы является теоретической осмысление роли и значения ознакомления детей с основами цветоведения на занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Изучить и проанализировать
2. Обобщить и систематизировать материалы по цветоведению.
3.
Проанализировать программы по
изобразительной деятельности, определить
возможность ознакомления с
4. Разработать методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с цветом.
Данная работа имеет теоретический характер, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяется объект, предмет, контингент, цель и задачи исследования.
В первой главе «Познание цвета и его характеристик» - представлен исторический очерк изучения проблем цветоведения, ведется разговор о живописи как искусстве цвета.
Во второй главе « Система классификации цветов» рассматривается природа цвета и его системы. В третьей главе «Методика ознакомления с цветом старших дошкольников» раскрывается методика проведения занятий по изобразительной деятельности по ознакомлению с цветом детей дошкольного возраста.
В заключении подводятся итоги исследования.
В приложении представлены таблицы
по цветоведению и репродукции картин.
Глава
1. Познание цвета и его характеристик.
Проблемами
цвета в настоящее время
Наука о цвете имеет немалую историю. Еще древнегреческие ученые – Демокрит и Аристотель пытались установить основные цвета, объяснить происхождение цвета тел и цветовых явлений.
В 1436 г. Л.Б. Альберти в своем труде « Три книги о живописи» высказал много важных мыслей о цвете. Величайший художник и ученый Л. да Винчи (1452-1519 гг.) оставил «Трактат о живописи».
Английскому физику И. Ньютону в XVII в., удалось разложить белый свет на цвета спектра; он дал объяснение происхождения цвета тел, исследовал смешения цветов, впервые построил цветовой круг.
В 1810 г. поэт и ученый И. Гёте опубликовал труд "К учению о цвете", содержащий анализ основных цветовых оттенков. И. Гёте опоэтизировал воздействие цвета, отмечая, что в зеленом цвете заключены доброта, умиротворение, способность успокоить глаз и душу, синий цвет вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе. /10; 6/
Позже вопросам цвета посвящают свои исследования ученые из разных стран. Широко известны труды Г.Гельмгольца (XIX в.) по физиологии зрения. Ему удалось с помощью специально изготовленного зеркала с отверстием увидеть через темный зрачок глазное дно. Это было гениальным открытием, изменившим коренным образом представление о теории зрения.
Исследования цвета ведутся и в наши дни. Современные ученые, раскрывая значение понятия, цвет отмечают, что это – характерная функция восприятия, передающая выразительность предметов и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.
Следует отметить, что обычно исследование восприятия цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете — цветоведение. Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в-третьих, разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии.
«Рассматривая цвет как физическое явление, Н.Д. Нюберг полагает, что с точки зрения физики все предметы можно разделить на две группы. Первая — это источник света, т.е. тела лучеиспускаюшие (светящиеся), вторая - тела, которые отражают и пропускают свет. Эти тела не испускают собственного света, а только лишь отражают или пропускают через себя свет, который на них падает.» /10; 34/.
Существенное значение для развития представлений о цвете имело открытие английского ученого И. Ньютона. Ему удалось экспериментальным путем доказать, что если узкий солнечный луч пропустить через трехгранную призму, то на расположенном позади нее экране появится последовательный ряд цветов. Это явление сходно с эффектом радуги на небе, представляющей собой спектр преломленных и отражённых солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе. В этих лучах И. Ньютон выделил семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, темно-синий, фиолетовый, которые получили название спектральных. Эта цветная линия называется спектром от латинского слова «видимый».
В свою очередь, немецкий ученый Вильгельм Бецольд относит к спектральным следующие цвета: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубо-зеленый, циано-голубой, ультрамариновый, фиолетовый, т.е. он называет цвета не только основные, главные, которые были выделены Ньютоном, но некоторые промежуточные. Кроме того, он дает подробную характеристику цвета.
«Ряд исследователей (С.С. Алексеев, Н.А. Макаров, Д. И. Хмельницкий), говоря о спектральных цветах, отмечают, что между крайними цветами спектра (красным и фиолетовым) можно получить еще один промежуточный, так называемый пурпурный цвет, добавление его к спектральным позволяет замкнуть спектр в кольцо (цветовой круг), т.е. расположить все спектральные и пурпурный цвета по окружности.» / 10; 8/.
Каждый предмет способен поглощать и отражать солнечный свет. Если солнечный свет, падая на тело, полностью отражается и рассеивается, мы это тело видим белым. Если все лучи видимой части спектра поглощаются телом, мы видим его черным. Если тело поглощает какую-либо часть лучей видимого спектра, а остальные отражает, мы видим это тело цветным, причем его цвет определяется теми цветами, которые от него отразились.
Итак, с точки зрения физики, цвет – это свойство предметов отражать одни световые лучи и поглощать другие.
Психологи не используют собственное определение понятия “цвет”, а пользуются определением, сформулированным физиками, физиологами и оптиками.
С древнейших времен до наших дней цвет тесно связан с жизнью человека в ее различных психологических, эмоциональных и духовных проявлениях.
Цвет настолько глубоко вошел в нашу жизнь, что мы, не задумываясь, определяем им свое душевное и физическое состояние. Стали привычными выражения «покраснел от стыда», «посинел от холода», «позеленел от злости», «почернел от горя» и другие. «Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.
Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее — пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.»
Действие цветов обусловлено как непосредственным влиянием на организм человека, так и ассоциациями, которые вызывают цвета на основе всей предшествующей практики человека. Воздействие на нас цветов и их сочетаний обусловлено традицией. В ее основе лежит круговорот явлений природы. Смена дня и ночи, чередование времен года, солнце, луна и звезды создавали у человека определенное цветоощущение. Каждый конкретный цвет связывался с закономерной переменой в природе. Например, зеленый цвет- это цвет весны, молодых побегов, цвет пробуждающейся природы. У многих народов этот цвет был символом надежды и радости.
В Египте синий цвет считался священным, он напоминал цвет неба и синеву Нила. А древние британцы, натирая себя синими красителями, хотели придать себе страшный вид во время боя.
Красный цвет – цвет огня и крови. Во многих цивилизациях красный цвет служил для выражения величия и страдания. У римлян этот цвет означал силу, могущество, достоинство. Сокольникова Н.М. считает, что «в Японии, где существует культ Солнца, красный – это цвет солнца, приносящего урожай и благополучие. Японцы верят, красный цвет охраняет от злых бед и беды, болезней и несчастий. » / 5;127 /.