Особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.
Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию зрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
2. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
3. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.

Содержание

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие дошкольниками картины как психолого-педагогическая проблема
1.2 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
1.3 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью
Выводы к главе I
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1 Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
2.2 Уровни восприятия живописи детьми шестого года жизни
Выводы к главе II
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Учитывая предмет  нашего исследования (восприятие детьми старшего дошкольного возраста произведений живописи), мы разработали собственную методику, используя элементы вышеперечисленных методик.

Критериями изучения являлись умения:

- перечисления  объектов;

- установления  связей между объектами;

- понимание смысла  сюжета картины;

- использование  выразительных средств речи;

- понимание языка  изобразительного искусства;

- эмоциональность  восприятия картины.

Взяв за основу вышеперечисленные критерии, мы разработали  следующие уровни восприятия детьми произведения живописи.

Характеристика  уровней

Высокий уровень.

Речь детей. Ребёнок  уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, выявлению  объективных связей внутри группы предметов. Богатый словарный запас, наличие большого количества прилагательных, образных эпитетов, сравнений. Понимают и используют в своей речи слова, обозначающие многочисленные оттенки цветов, а также чувства и настроения человека. В рассказе по картине дети используют поэтические цитаты. отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину?

Визуальная грамотность. Умеет объяснить причины выбора данной картины. Дети понимают вымысел художника предъявленной картины. От простого перечисления увиденных объектов переходят к анализу замысла художника; средств, с помощью которых он этот замысел реализовывал. Высказывают свое эмоционально-личностное мнение об этой картине. Дети понимают и используют в своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет, натюрморт, пейзаж, блик, мазок; названия инструментов художника.  

Средний уровень

Речь детей. Односложно объясняет причины выбора картины. Ребенок отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает. Высказывания по картине представляют перечень объектов. Преобладание простых предложений. Не использует использует в речи эпитеты, образные сравнения.

Визуальная грамотность. Пытается высказать свое эмоциональное отношение к картине. Слабо используют в своей речи такие искусствоведческие термины как жанр, живопись, портрет, натюрморт. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своем произведении.

Низкий уровень.

Речь детей. Не умеет целостно изложить свое мнение о картине. Однозначно отвечает на поставленные вопросы. Преобладание перечислений объектов картины, простых предложений.

Визуальная грамотность. Не может определить жанр произведения. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник в своем произведении. Эмоционально равнодушен к содержанию картины.

2.2 Уровни восприятия  произведений живописи детьми  шестого года жизни

Исследование  осуществлялось в дошкольном учебном  учреждении № 127, группа №5.

Количество детей 11.

Сроки исследования 10.11.2010

Стимульный материал. Картины: А. А. Дейнека «Гладиолусы  с рябиной», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», И. С. Остроухов «В Абрамцевском парке», предъявление картин. Фиксация ответов.

Серия 1. Беседа по картинам.

Результаты представлены в следующих таблицах

А. А. Дейнека  «Гладиолусы с рябиной» 

1) Тебе нравится  картина?

Андрей  Д. Да, мне нравится картина
Лилия С. Да
Ирина М. Мне нравится
Кристина  Г. Да, красивая картина

2) А что на  ней изображено?

Андрей  Д. На картине  нарисованы цветы
Лилия С. Цветы, мальчик  на лошади, барыня
Ирина М. На картине  нарисованы цветы в вазе и листочки
Кристина  Г. На картине  нарисованы цветы и игрушки

3)Как называется  картина, на которой нарисованы  разные предметы?

Андрей  Д. Натюрморт
Лилия С. Не знаю
Ирина М. -
Кристина  Г. Натюрморт

4)Какие цвета  ты видишь на картине?

Андрей  Д. Я вижу красный, зеленый, розовый, оранжевый, фиолетовый
Лилия С. Красный, синий, белый
Ирина М. Красный, розовый, синий, сероватый
Кристина  Г. Я вижу красный, оранжевый, фиолетовый, зеленый, желтый, розовый

5)Как ты думаешь,  что главное в картине?

Андрей  Д. Я думаю, главные  цветы
Лилия С. Цветы
Ирина М. Цветы
Кристина  Г. В картине главные  цветы
 

6) Почему ты  так считаешь?

Андрей Д. Они большие  и яркие
Лилия С. Они красные
Ирина М. Они большие
Кристина  Г. Потому, что  они большие и яркие

7)Как бы ты  назвал картину?

Андрей  Д. Калакольчики
Лилия С. Цветы
Ирина М. Не знаю
Кристина  Г. Красные цветы

И. Левитан «Осенний день. Сокольники»

1)Какое время  года изображено на картине?

Данил З. Осень
Вика  П. Осень
Соня  Р. На картине  нарисована осень
Никита  Б. На картине  нарисована золотая осень

2)А почему  ты так считаешь?

Данил З. Листья опадают
Вика  П. Желтые деревья
Соня  Р. Желтые листья на деревьях
Никита  Б. Потому что  листья на дорожке лежат на дорожке

3)На что похожи  листья?

Данил З. На золото
Вика  П. На солнышко
Соня  Р. Листья похожи на золото
Никита  Б. Листья похожи на золото

4)Небо ясное  или затянуто тучами?

Данил З. Ясное
Вика  П. Затянуто тучами
Соня  Р. Небо затянуто тучами
Никита  Б. Художник нарисовал  тучи

5)В картине  тепло или холодно?

Данил З. Тепло
Вика  П. Холодно
Соня  Р. В картине холодно
Никита  Б. В картине холодно

6)Почему?

Данил З. Потому что  листья желтые
Вика  П. Небо серое
Соня  Р. Потому что  девочка тепло одета
Никита  Б. Потому что  небо тучами затянуто

7)Как бы ты  назвал эту картину?

Данил З. Я хочу назвать  картину «осень»
Вика  П. Осень
Соня  Р. Осень
Никита  Б. Золотая осень

И. С. Остроухов  «В Абрамцевском парке»

1)Какое время  года изображено на картине?

Виолетта  Х. На картине  нарисована осень
Дима  К. Осень
Катя  П. На картине  нарисована осень
Саша  С. На картине  нарисована золотая осень

2)А почему  ты так считаешь?

Виолетта  Х. На деревьях желтые листья
Дима  К. Желтые листья
Катя  П. На земле  лежат желтые листья
Саша  С. С деревьев падают желтые листья

3)Как ты думаешь,  в картине есть движение?

Виолетта  Х. Да
Дима  К. Нет
Катя  П. Да, листочки летают
Саша  С. Кажется, есть

4)В картине  тепло или холодно?

Виолетта  Х. Тепло
Дима  К. Тепло
Катя  П. В картине тепло
Саша  С. В картине тепло

5)Почему?

Виолетта  Х. В картине светло
Дима  К. Желтые листья лежат
Катя  П. Не знаю
Саша  С. Потому что  все желтое

6) Чтобы ты  делал если бы оказался в  картине?

Информация о работе Особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни