Особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.
Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию зрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
2. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
3. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.

Содержание

Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ
1.1 Восприятие дошкольниками картины как психолого-педагогическая проблема
1.2 Задачи и содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью
1.3 Методы ознакомления старших дошкольников с живописью
Выводы к главе I
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
2.1 Методика исследования уровня восприятия произведений живописи
2.2 Уровни восприятия живописи детьми шестого года жизни
Выводы к главе II
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

После рассматривания и сравнения художественных произведений проводятся дидактические игры на закрепление полученных знаний.

В заключительной части совместно с детьми анализируются  новые полученные знания, дети делятся  своими впечатлениями, проводится анализ активности детей на занятии.

Большую часть  работы на таком занятии занимают искусствоведческие рассказы. Выбор искусствоведческого рассказа как метода ознакомления с пейзажной живописью обусловлен содержанием и построением произведения, в котором отражены в логической взаимосвязи его элементы.

Структура искусствоведческого рассказа может быть примерно такой: сообщение названия картины, и фамилии художника, о чем написана картина, что самое главное в ней, как она изображена (цвет, построение, расположение), что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения), что красивого показал художник, о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину. Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина. На первых этапах ознакомления детей с пейзажной живописью оправдывает себя прием «вхождения в картину», воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины события. Применение приема целесообразно еще и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.

Экскурсии. Выставки:

Особый эмоциональный  заряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурного  общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который  в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины.

Развлечения:

Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи являются развлечения. Структура может  быть следующей (разберем на примере одного из них). Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:

1. эмоциональный  рассказ воспитателя о картинах  одного или нескольких художников, о волшебном мире красок (такой  рассказ лучше воспринимается на фоне музыки, что усиливает эмоциональное воздействие на детей);

2. выставка репродукций  картин;

3. конкурс на  лучший рассказ ребенка о понравившейся  картине; 

4.проведение  игры «Музыка и картина», в  которой дошкольники упражняются  в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;

5. викторина  о картинах и их художниках;

6.мысленное создание  детьми собственной картины по  названию, данному картине художника.

Индивидуальная  работа:

Проводится с  детьми, которые на занятиях по изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.

Если с первыми  детьми воспитатель может ограничиться лишь подробным рассматриванием одного - двух произведений, то со вторыми возможно использовать сочетание деятельностей; рассматривание пейзажей, чтение пейзажной литературной лирики и самостоятельная художественная деятельность детей. 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Таким образом, восприятие художественного произведения – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием художественного восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Оценочные суждения детей дошкольного возраста еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить.

При восприятии художественных произведений имеет  значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев.

Имеет значение в художественном восприятии и степень  близости, доступности образа. Дети старшего дошкольного способными воспринять в художественном произведении не только внешний, но и внутренний комизм, юмор, иронию.  

Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

2.1 Методика исследования  уровня восприятия произведений  живописи у детей старшего  дошкольного возраста

Старшие дошкольники  активно входят в мир художественного  творчества. Восприятие живописи - это  единство познания и переживания. Ребенок  учится не просто фиксировать то, что  представлено в картине, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор [23].

Первым этапом при проведении диагностического исследования является выбор методики. Анализируя психолого-педагогические источники, мы выявили , что к данной проблеме обращались следующие исследователи: Г.А. Урунтаева (дошкольная психология), С.Г. Маслова (музейная педагогика), М.М. Алексеева, В.И. Яшина (методика развития речи).

Представим данные методики.

Методика «Изучение  восприятия картины» [14].

Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка  незнакомые ему три репродукции картин разных жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны быть цветными и не очень мелкими.

Проанализировать  репродукции по следующей схеме:

-особенности  смыслового центра (дать ей название  и кратко передать содержание);

-главные и  второстепенные предметы (перечислить все);

-причинные связи  между предметами (указать все).

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 4-7 лет индивидуально.

Протокол содержит инструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).

Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри внимательно на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднения задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.

Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравиться. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.

Третья серия. Эстетическая оценка картины. Показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравиться. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком. Для этого просят ребенка объяснить причины выбора.

Обработка данных. Детей распределяют по трем группам  в зависимости от уровня эстетической оценки.

Первая группа – отсутствие оценки;

Вторая группа – мало осознанная оценка (когда  на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок затрудняется объяснить, почему).

Третья группа – осознанная оценка, когда ребенок  мотивирует свой выбор, отмечая особенности  содержания и выразительных средств  картины).

Делают выводы о уровнях осознанности эстетической оценки картины и возрастных особенностях восприятия.

Методика «Эстетическое воспитание и художественное образование средствами музейной педагогики» [12].

Основной диагностический  блок опытно-экспериментальной работы был разработан в Центре развития ребенка «Росток», который включает в себя исследования следующих параметров:

Эмоциональное состояние ребенка (методика цветопредпочтений  М.Люшера). Проводится один раз за учебный  год.

Творческое мышление (методика креативности мышления Гилфорда «Дорисовывание», анализ детских работ-тест «Рисунок под музыку).

Проводится в начале и конце эксперимента.

Речь детей. Целью  исследования является определение  влияния занятий на формирование и развитие словарного запаса детей, связной речи, умения формулировать  и доказывать свое мнение, образности речи, использования различных эпитетов, сравнения; умение вести диалог, слышать и понимать вопросы (тесты «Слова», «Рассказ по картине».

Визуальная грамотность: цель методики теста –определять  возможность развития визуальной грамотности  через умение «читать» картину; понимать язык изобразительного искусства; вербализировать увиденное и понятое в художественном произведении (тест «Рассказ по картине»).

Проводится в  начале и конце эксперимента.

Культурный и  духовный уровень развития детей. Цель исследования – выявить, как влияют занятия по программе на культурное и духовное развитие детей; интерес к искусству, желание посещать музеи, выставки; нравственные качества, патриотизм.

Проводится в  конце эксперимента.

Методика изучения уровня описательной речи

М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной [1].

Для обследования описательной речи используются предметные или малосюжетные картинки.

Для выявления  навыков описания ребенку предлагается рассказывать о том, что изображено на картинке. Высказывания детей дословно фиксируются с сохранением особенности  речи, с указанием пауз и их продолжительности, а затем анализировались. Далее высказывания детей анализируются по логическому содержанию, структуре и языковому оформлению. Результаты анализа заносятся в таблицу (см. табл. 1) по следующим показателям :

– количество выделенных признаков;

– структура  и последовательность описания;

– связность;

– языковые средства;

– информативность  высказывания;

– плавность (количество пауз).

живопись дошкольник восприятие картина

Таблица 1.

Характеристика  описательной речи детей 

Имя ребенка (возраст) Кол-во выделен. признаков Структура и последовательность описания Связность Языковые  средства Информативность высказывания (всего слов) Плавность (кол-во пауз)
кол-во прилагательных кол-во существительных глагольная  лексика образные средства языка типы предложений
1.  Роман 2 описания нет + 2 13 6 5 простых 34 1 пауза
2.  Максим 3 Xð, 2 описания + 5 24 15 8 простых, 3 сложных 99 1 пауза

Примечание : Xð– объект называет; X – объект не называет

Информация о работе Особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни