Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 19:05, реферат
Кубизм - это модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) зародившееся в 1-й четверти XX века. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину "Авиньонские девицы" (в данный момент картина находится в Музее современного искусства, Нью-Йорк), необычную по своей острой гротескности: деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. В 1908 в Париже образовалась группа «Батолавуар» («Лодка-плотомойня»), куда входили Пикассо, Ж. Брак, испанец X. Грис, писатели Г, Аполлинер. Г. Стайн и др. В этой группе сложились и были последовательно выражены основные принципы кубизма.
1. Кубизм.
2. Пабло Пикассо.
3. Голубой период.
4. Розовый период.
5. «Авиньонские девицы».
6. Искажение в живописи. Кубизм.
7. «Герника».
8. Заключение.
Есть и еще одна
тема проходящая через ранние годы творчества
Пикассо и выражающая его веру в доброту
человеческих отношений. В «розовый период»
она становится доминирующей. Это тема
дружбы, дружбы двух существ, где сильный,
опытный поддерживает, оберегает слабого,
беззащитного. Ими могут быть пожилой,
повидавший жизнь клоун и робкий мальчик,
могучий атлет и хрупкая девочка-акробатка,
человек и животное, как, например «Мальчик
с лошадью» (см. приложение 4).
Значительное полотно
«розового периода» - «Девочки на шаре»
(см. приложение 5). Огромная игла композиционного
мышления Пикассо проявляется здесь с
полным блеском. В основу композиционной
и ритмической структуры картины положен
пластический мотив сопоставления
контраста и в то же время - равновесия
единства. Мощный атлет и хрупкая девочка,
массив куба и ускользающая зыбкость шара,
монолит мужской фигуры на кубе и колышущаяся,
как стебелек на ветру, тоненькая фигура
девочки на шаре. Уберите один из компонентов
картины - произойдет катастрофа. Не станет
атлета - и девочка тотчас потеряет равновесие,
а без ее зыбкой непрочности он рухнет,
повалится под собственной тяжестью.
В «Девочке на шаре»
Пикассо особо ассоциативен и метаморфичен.
В образах девочки и атлета, их контрастах
и связях, проступают ассоциативные образы
единства и противоположности различных
начал в природе, жизни, человеке. Возникает
и другой, более глубокий ряд ассоциаций,
уводящий в средневековую символику. В
атлете угадываются аллегория Доблести,
в девочке на шаре - Фортуны. В картине
заметно уже новое направление художественной
мысли Пикассо - интерес к классической
ясности, уравновешенности, внутренней
гармонии. Написанная на рубеже 1905 года
«Девочка на шаре» стоит у истоков так
называемого первого классического периода
в творчестве художника. Движение художника
к образам ясным, гармонически цельным,
деятельным питалось его верой в доброе
и разумное начало в человеке. Отсюда в
работах Пикассо 1906 года образы физически
совершенных девушек и юношей. Сильные
юноши стремительно идут навстречу зрителю,
готовые к действию. Это был мир мечты
художника, идеальный мир свободных и
гордых людей.
Начав создавать
его, Пикассо вдруг останавливается и
все бросает. Словно у него не хватает
сил, слабеет вера, наступает разочарование.
5.
«Авиньонские девицы».
Вернувшись осенью
1906 года в Париж после проведенного лета
в испанской деревушке Госоль, Пикассо
начинает писать «Авиньонских девиц»
(см. приложение 6). В начале 1907 года картина
завершена.
Перед ними другой
новый Пикассо. Он словно пускается к первозданным,
еще не преодолевшим хаоса, примитивным
основам бытия, где добро не отделено от
зла, уродство от красоты. Вряд ли знал
тогда сам Пикассо, куда он шел; его страсть
экспериментатора, стремление выразить
в пластических формах эпоху, свое время.
Разрыв с традиционными
канонами, инициатором которого был Пабло
Пикассо выступил в 1907 г., когда под его
решительной кистью возникли четкие фигуры
«Авиньонских девиц», знаменовал собой
рождение нового порядка, и последствия
этого переворота отразились на современной
действительности. С Пикассо начинается
развитие нового восприятия, новых взглядов
и оценок, иного, обновленного видения
мира и нашей собственной истории.
«Авиньонские девицы»
- обобщение неустанных поисков, которые
прослеживаются в экспериментах Пикассо
с человеческой фигурой на протяжении
всего 1906 г.; они знаменуют собой отрицание
прошлого и предвосхищают новую эпоху
- эта группа изумительных женщин, вглядывающихся
в новые горизонты.
«Авиньонские девицы»
свидетельствовали о том, что наступил
вешний день переоценки прежних ценностей.
Каждое лицо будет носить с этого времени
печать сходства с персонажами этой картины.
А также с лицом их творца, поскольку он
без колебаний избрал для экспериментов
свое собственное лицо, разложил его на
части и, сильно встряхнув и перемешав,
вновь сложил, что оказывает влияние на
возникновение этих пяти патетических
фигур на картине.
В великолепных
линиях "Авиньонских девиц" он оставил
образ, чьи основные черты будут со временем
схожи с чертами всех обликов.
6.
Искажение в живописи. Кубизм.
Пикассо обращался
к деформации уже в своих ранних работах,
в набросках, где часто встречаются карикатурные
преувеличения, которые он выполнял ради
собственного удовольствия. Одновременно
он обнаруживал свой талант вундеркинда,
делая вполне не академические истудни
в художественных школах, которые он посещал.
Но лишь в 1906 году, значительно позднее
того периода, когда Пикассо изучал искусство
классической античности и открыто признавал
его влияние на свое творчество, искажения
в его композициях с изображением людей
доходят до такой крайности, что становятся
в некотором смысле темой его искусства.
Кульминационной
работой этого периода формального эксперимента
и поисков была картина "Две обиженные"
(см. приложение 7), выполненная в Париже
в 1906 году. Кажется, что здесь искусство
Пикассо подчиняется двум противоречивым
импульсом. С одной стороны, фигуры изображены
преувеличенно неуклюжими, с такими массивными
и неуклюжими головами и туловищами, что
их надо специально поддерживать. В это
же время предпринята попытка подчеркнуть
и утвердить двухмерность плоскости картины,
которая становится отличительным признаком
многих наиболее передовых произведений
живописи конца XIX столетия: кажется, что
обнаженные фигуры вытолкнуты вперёд,
распластались по полотну, Хотя предполагается,
что на полотне изображены две женщины,
более пристальное рассматривание наводит
на мысль , что мы смотрим на одну и туже
фигуру, представленную дважды с диаметрально
противоположных точек зрения ,так что
зритель получает информацию о модели
, не ограниченную одной статичной точкой
образа.
Видно что в произведениях
1909--1910 гг. господствовали концепции геометрического
упрощения форм человеческого тела ; однако
в дальнейшем анализ его компонентов все
больше и больше усложнялся, и становился
все труднее и труднее достигать его благодаря
множественности точек зрения, ставшей
существенным элементом виде Пикассо.
Он делает набросок композиции как линейную
схему, подсказанную контуром фигуры ей
внутренними очертаниями. Этот сложный
но свободный линейный набросок использовался
как парное, вокруг которого вырастала
совокупность прозрачных движущихся и
взаимодействующих плоскостей. Эта совокупность
говорит и о преимуществе человеческой
фигуры, и неразрывности ее с пространством,
которое окутывает и окружает ее.
Двумя годами позже
, к концу 1912 года, в пределах стиля, который
может чётко характеризоваться как кубизм,
в видении и подходе Пикассо появилось
ещё одно радикальное новшество, предполагающее
создание хотя и предметных, но полностью
антинатуролистических изображений и
использование концепции формы пространства,
выработанные в течении предшествующих
лет.
В серии обнажённых,
выполненной художником в годы второй
моровой войны используются некоторые
из основных принципов его раннего
кубического стиля. Создаются образы,
которые своей боязнью замкнутого
пространства и жестокостью напоминают
некоторые из наиболее беспокойных и навязчивых
видений конца 1920-х -- начала 1930 годов.
Поздняя манера
Пикассо пятидесятых и шестидесятых годов
характеризуется крайней материальностью,
ощущением неистовой энергии и настойчивости,
которые удивительны в человеке любого
возраста и даже несколько неправдоподобны.
Пикассо по прежнему был одержим образом
женщины, но теперь это красочный парад
одновременно в искусстве и в жизни,
ставший поделенной темой его искусства,
- широкая панорама, охватывающая прошлое
и настоящее, в которой исторические персонажи,
художники и философы, встречаются и смешиваются
с образами и моделями, населявшими полотна
Пикассо в течение семидесяти лет.
Аналитический
кубизм (новая система живописи, созданная
Пикассо и Жоржем Браком около 1909 года)
заключается в одновременном изображении
на полотне нескольких сторон одного предмета,
как бы видимых с разных точек. Один и тот
же аналитический критерий может быть
применен к любой из реальностей и даже
к мышлению. Когда Пикассо объединял в
одном портрете в фас и в профиль, то фактически
он делал именно то, что в период 1910-1912
годов, когда он воспроизводил на полотне
пространственное расчленение стаканчиков,
блюд с фруктами или гитар; а при изображении
лиц с различных точек раскрывались разнообразные
неясные грани этой изменчивой амальгама
- человеческого существа.
Все эти грани объединяются
в единую и неповторимую форму или символ,
но каждая из них дает ключ к толкованию,
каждая предлагает особое "прочтение"
образа.
В одном и том же
изображении одновременно представлены
не просто несколько разных точек зрения,
а несколько различных «истин», каждая
из которых не менее «правдива», чем остальные.
Так что именно эта неопределенность,
эта внутренняя противоречивость искажает
и разрушает фигуру, а затем воссоздает
ее в соответствии с её собственной истиной
внутренней структурой.
Вот этот-то путь
и хотел закрыть кубизм с его новой и суровой
объективностью. И Пикассо и Брак решают
проблему третьего измерения использованием
наклонных и кривых линий, трансформируя
таким образом на плоскую поверхность
предметы, имеющие глубину или рельефность.
Здесь вступает в действие умственный
фактор, идеи, которые получает о предметах
мозг (и это типично картезианский аспект
кубизма, который четко ставит его в рамки
фундаментального рационализма французской
культуры).
Из этого следует
вывод, что, хотя эмпирически один предмет
не может одновременно находится в двух
разных местах, в чисто ментальной реальности,
один и тот же предмет может существовать
в различных формах и, естественно, в различных
местах.
Пикассо - скульптор.
В период «синтетического
кубизма» Пикассо поразил мир обилием
своих изобретений, хотя многие из них
мало известны, так как сделаны были из
хрупких, недолговечных материалов.
Выставка в Гран-Палэ
в Париже в 1979 г. так называемого «завещания
Пикассо» (работы, переданные наследниками
Пикассо государству Франции в уплату
налога на наследство) дала возможность
увидеть множество произведений, выполненных
из таких материалов, как картон, жесть,
дерево, бумага. Некоторые из этих работ
были малы, и, вероятно, хранились художником
в упаковочных ящиках с момента завершения
чуда их творения. Музыкальные темы кубических
натюрмортов, написанных маслом, воскресают
с новой силой и интенсивностью, будучи
выражены в этих бросовых материалах.
Общий обзор творчества
Пабло Пикассо в области скульптуры приводит
к выводу, что оно было таким же поразительным
и столь же насыщенным открытиями, как
и его живопись. В последние годы жизни
он почти не работал в скульптуре, требующей
значительно больше физических усилий,
чем рисунок или гравюра, на которых он
в основном сосредоточил свое внимание.
Пикассо ни когда
не вызывал скуку, так как сам никогда
не скучал. В его скульптуре всегда ощущаешь
свободу и импровизацию, она далека от
академической торжественности, так часто
присущей этому виду искусства. Вот почему
Пикассо поражает нас чудом воскрешения
отслуживших вещей, перевоплощением отжившего,
оживлением будничности.
7.
Герника.
В начале января
1937 г. правительство Испанской республики
заказало Пикассо большое полотно, или
панно, для испанского павильона на Парижской
международной выставке, которая должна
была открыться в конце весны.
Прошли январь,
февраль, март и почти весь апрель, а Пикассо
все не брался за выполнение заказа. Толи
не было вдохновения, толи он не находил
темы. И вот 26 апреля 1937 года нацистская
авиация, поддерживая Франко, бомбила
баскский город Гернику - это была первая
в истории тотальная бомбардировка. 1 мая
Пикассо выполнил свои первые зарисовки,
первые датированные эскизы по теме.
Почему же его вдохновила
Герника, а не какое-нибудь другое событие
гражданской войны в Испании?
На мой взгляд, существует
одна очевидная разница. Бои на арагонском
фронте, оборона Мадрида - все это эпизоды
гражданской войны, бои, где солдаты воевали
с солдатами, сколь бы неравной ни была
эта борьба с военной точки зрения. Совсем
другое дело - Герника. Бомбардировка Герники
была бесстыдным применением огромной
военной мощи нацистов, теперь уже против
беззащитного гражданского населения.
Реакция Пикассо на это была нравственной
реакцией.
Одной из проблем,
с которыми пришлось столкнуться Пикассо,
когда он начал работать над «Герникой»,
было устранение тех символов, которые
ранее составляли основу его художественного
языка. Это было необходимо ему для достижения
более простого и непосредственного подхода
к натуре и более гражданственного и реального
отклика на трагедию, которую он хотел
отобразить. Однако Пикассо все еще был
опутан символами, с помощью которых он
достигал самовыражения. Эскизы, которые
он начал 1 мая, все еще носят следы этого
иносказательного языка, от которого ему
удается избавится лишь постепенно и не
без труда. Эта борьба видна в контрасте
между символами - бык и лошадь, которые
по его первоначальному замыслу представляли
испанский народ и фашизм. На первом этапе
картина была огромным рисунком, гораздо
большим, чем все предшествующие эскизы.
Несмотря на то что Пикассо работал кистью,
это был тем не менее рисунок.
Информация о работе Основные характеристики кубизма. Творчество Пабло Пикассо