Нетрадиционные методы рисования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели .Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе.Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием.

Работа содержит 1 файл

ИЗО.docx

— 42.65 Кб (Скачать)

        Это свободный  творческий процесс, когда можно  нарушить правила использования  некоторых материалов. Проведение  таких занятий способствует обретению  веры в свои силы, внутренней  гармонии с самим собой   и окружающим миром, даря детям  новую гамму ощущений, которые  станут богаче и ярче.

        Педагог должен  научить ребенка совершенствовать  технику рисования гуашевыми  и акварельными красками, свободно  экспериментировать, смешивая разные  краски для получения задуманных  цветов и оттенков, самостоятельно  выбирать художественные материалы  для создания выразительного  образа (для пейзажных рисунков  использовать акварель или пастель,  для декоративного панно –  гуашь, для предварительных набросков  или эскизов – уголь или  простой карандаш).

        Использование  нетрадиционных методов может  привести детям желание рисовать,  сделать ребенку занятие интересными  и познавательными.

художественное восприятие у детей необходимо начинать развивать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы – главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность. Я хотела бы остановиться на рисовании, так как это самый  доступный вид, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.

   «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

    В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

   Работая  в детском саду воспитателем, наблюдаю, как меняются содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Мой принцип – не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

    Главное ,чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге,   пришла к выводу: это обучение детей нетрадиционной техники рисования. И не ошиблась. Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства. Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками, рисование жидким мылом и многие другие. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные и непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.  Хочу поделиться некоторыми из них. Это рисование манкой, граттаж, монотипия и рисование ладошкой. Для подготовки не понадобиться много времени и умений, а ваш ребенок на долгий период времени будет занят нужным,  интересным и полезным делом.

    Многолетняя практика показала, что  нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами. Кручение и сминание бумаги, размазывание пластилина пальцем по бумаге, рисование пальцем, а не кистью, захват щепотью (тремя пальцами) мелких и сыпучих материалов – значительно укрепляет мелкую моторику детей.

   На занятиях по лепке, аппликации и рисованию с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков.

     Благодаря регулярному использованию нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности, мы способствуем более точному формированию сенсорных представлений, таких как цвет, форма, величина, ориентировка на листе бумаги, так как многократное повторение материала в разных видах деятельности значительно облегчает детям запоминание и перенос усвоенных знаний. Кроме того, изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе деятельности позволяет довести им свою работу до конца.

        К достоинствам нетрадиционных техник относятся и простота исполнения выразительного образа, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.

Перечень техник, наиболее актуальных в работе с проблемными детьми:

монотипия

печатание листьями

пальчиковое рисование, рисование  ладонью, кулаком, ребром ладони

рисование песком, солью, манкой

рисование ватной палочкой

объемная аппликация

аппликация из крученых салфеток

рисование картофельными штампами

рисование по трафарету с помощью  валика или поролоновой губки

аппликация из пуговиц

и многие другие.

  Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что использование нетрадиционных художественных техник на занятиях по изобразительной деятельности весьма перспективное направление в работе с детьми с множественными проблемами развития. «И если тебе нравиться, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с детьми – нужно с ними наблюдать, рисовать и импровизировать».

Виды нетрадиционных техник рисования

Печать листьев

   Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

   Пример техники печать листами:

  Возьмите любой понравившейся листик. И на отдельном листе бумаге хорошо прокрасьте его гуашью при помощи кисточки. Старайтесь не оставлять пустых мест и не прокрашенных краев.

  Положите листик окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги. Расположите листок черенком вниз и плотно прижмите к бумаге, стараясь его не двигать, иначе изображение получится смазанным.

  Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх  постепенно отклеить его с альбомного листа.

  Следующие листочки можно покрасить в другие цвета, а можно один листик сделать двухцветным. Отпечатайте из в других местах композиции. Можно взять уже использованный листик и покрасить его в другой цвет, тогда при смешении разных красок может получиться необычный оттенок.

  Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листиков будут напоминать веточки в цветной кроне.

 

Рисование методом тычка

   Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз  делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.

   Пример техники методом тычка :

  Гуашью зеленого цвета рисуем длинную основную ветку и несколько коротких  боковых, количество зависит от того сколько цветочных гроздей будет на основной ветке.

  От коротких веточек  по бокам зеленым цветом  нарисуем тонкие исходящие веточки для цветочков.

   Берем ватную палочку, опускаем в желтый цвет и делаем  желтые серединки у цветочков на конце коротких тонких черенков.

   Далее, гуашью белого цвета делаем лепестки – маленькие горошины вокруг желтой серединки. Таким же образом выполнить несколько гроздьев черемухи на основной ветке.

Между гроздьями кистью нарисовать короткие черенки для листиков. На конце каждого черенка нарисовать листик.

Кляксография

  В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

  Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

 Пример техники кляксографии:

  Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.

Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.

Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

Раскрыть лист и посмотреть, что  получилось

Проделать ту же самую операцию  с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и  только на одну из половинок листа.

Посмотреть, что получилось и при  необходимости дорисовать детали.

 

Раздувание краски

    Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

   Пример рисунка и технике раздувания краски

 Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.

Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную  водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.

Помещаем в цент капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.

Рядом с первым нанести пятно  другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен  могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом  можно выполнить 2-3 дерева.

В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного  цвета раздуть в верхней его  части. Кистью дорисовать мордочки и  лапки. Поверх иголок листик, грибок или  яблочко.

Можно дорисовать солнышко и облака.

 

Монотипия

   Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

  Пример рисунка в технике монотипия

   Берем голубой  лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать  гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.

   Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.

  Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.

  Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

 

Фотокопия – рисование  свечой

    Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок.  Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки

 Пример рисунка в технике фотокопия

·        Придумать эскиз будущего узора.

·        Выполнить  рисунок на листе при помощи свечи или белого воскового мелка.

·        Равномерно покрыть рисунок акварелью голубого или фиолетового цвета.

Проступающий рисунок

Информация о работе Нетрадиционные методы рисования