Автор: Serj Pushkin, 07 Декабря 2010 в 05:52, дипломная работа
Взгляды ведущих специалистов на отдельные проблемы постановки голоса совпадают, но имеются и принципиальные различия, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. А в результате, образуются разные школы, отстаивающие свою методику обучения. Различия проводятся потому, что является главным в процессе пения. У одних -- это система фонационного дыхания, у других -- работа генераторной системы (гортани).
Введение
1.1. Краткий исторический экскурс
1.2. Общая характеристика низких мужских голосов
1.3. Некоторые особенности методической работы с низкими мужскими голосами
2 глава
2.1. Фонетический принцип воспитания голоса
2.2. Резонаторный принцип воспитания голоса
2.3. Роль дыхания в резонаторном воспитании
2.4. Резонаторные ощущения в пении, их роль, функции резонаторов
2.5. Приемы, направленные на возникновение головного резонирования
3 глава
Заключение
Список литературы
Важно отметить, что некоторые гласные звуки способствуют правильному прикрытию звуков у учеников. К примеру буквы «у-и» не требуют особых навыков для прикрытия переходного участка диапазона певца. Звук «а» позволяет получить более мощную ноту по сравнению с другими звуками, но при этом звук на этой гласной становится неуправляемым. Поэтому все педагоги рекомендуют букву «а» «округлять» приближая ее к звуку «о»(обладающей большим импедансом). Звук «е» обладает свойствами для освоения прикрытия переходного регистра у певца, но в то же время, по сравнению с буквой «у» имеет более близкое звучание и способствует появлению у ученика яркого и близкого звука. Преподаватель по вокалу применяет упражнения на разные гласные звуки, и именно те, которые способствуют развитию только конкретного ученика. Понятно, что универсальных упражнений не бывает, хотя есть универсальные звуки, которые помогают развить певческий голос, но только при индивидуальном подходе преподавателя к каждому ученику.
Рассмотрим влияние согласных звуков на формирование певческих навыков.
Согласные звуки делятся на две категории:
- звонкие - в,з,б,л,р,д
- глухие - п, к,т,с,ф
Звонкие согласные имеют высоту в пении, а глухие только шумовой эффект.
Чаще всего педагоги используют звонкие согласные в упражниниях:
- м, н - способствуют отзвучиванию головных резонаторов
- р - эту букву до сих пор используют в церковных хорах для настройки хора на высокую позицию. Так называемое рычание как со звуком так и без помогает ученику найти полости(пустоты) в голове, которые помогают ощутить головное резонирование звука.
Но так же в педагогической практике используются и глухие согласные:
- т, п - позволяют исправить дефект предыхательной атаки звука.
-
х - используется для исправления чрезмерно
жесткой атаки звука.
2.2
Резонаторное воспитание голоса
Артикуляционный аппарат включается в себе: ротовую полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, губами, а также глотку и гортань.
Певческое звукоизвлечение осуществляется при непосредственном участии резонаторов, без которых невозможно полноценное звучание. Резонаторную роль в человеческом голосовом аппарате выполняют различные воздушные полости дыхательного тракта, окружающего голосовые складки сверху и снизу. Отсюда и название: верхние и нижние резонаторы.
К нижним резонаторам относится трахея и бронхи. Они придают голосу грудное резонирование, полноту и объемность.
То, что находится над голосовыми складками до выхода рта, называется надставной трубой, или речевым трактом, и относится к верхним резонаторам. Глотка, ротовая полость, а также носовая полость усиливают голос, возникший в гортани, придают звуку головное резонирование, влияют на его тембр. Если глотка и ротовая полость в процессе пения видоизменяются в объеме и по форме, то носовая полость остается неизменной, хотя и влияет на тембр голоса. Существенное значение в процессе голосообразования принадлежит мягкому небу и, прежде всего, во взаимодействии носовой полости с ротоглоточным каналом.
В спокойном состоянии мягкое небо свисает в полость глотки. Мягкое небо и маленький язычок в его середине обильно интервированы и рефлекторно оказывают влияние на мышечный тонус всей гортани. Отсюда следует, что от степени активности мягкого неба зависит и качество голоса.
Спереди мягкое небо переходит в твердое небо, а сзади продолжается в две, расходящиеся вниз под углом симметричные складки-дужки, в их толще находятся мышцы, поднимающие мягкое небо, а между дужками -- небные миндалины.
Твердое и мягкое небо с передними зубами-резцами образует небный свод, который влияет на тембровые качества голоса.
Ротовая полость сзади широким отверстием-зевом открывается в средний отдел глотки. При пении зев расширяется.
Глотка -- это мышечная трубка, которая вверху оканчивается под сводом черепа, а внизу, суживаясь, переходит в гортань спереди, а сзади -- в пищевод. Объем глотки может меняться благодаря сокращению ее мускульных стенок или движениям гортани в целом в вертикальном направлении.
Надгортанник находится в нижнем отделе глотки, и также может менять свое положение, что оказывает влияние как на условия резонирования, так и на иные аспекты резонирования.
Таким образом, изменение объема и формы ротового и глоточного резонаторов ведет к изменению их акустической настройки и образованию гласный и согласных звуков, а также формированию тембровых особенностей голоса.
2.3 Роль дыхания в резонаторном воспитании
Дыхание в пении -- это краеугольный камень всего. Дыхание -- это та сила, которая приводит в движение весь механизм голосообразования, весь голосовой аппарат. Общеизвестно классическое изречение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Мануэль-Гарсиа -- сын в своем труде «Полный трактат об искусстве пения», пишет: «Нельзя сделаться искусным певцом, не овладев искусством управления дыханием [10, 15]. Без дыхания голосовой аппарат, при всем его совершенстве, будет мертв. Атака звука, его филировка, техника всех видов, -- зависят, в основном, от степени владения техникой дыхания.
Различают следующие типы дыхания:
1)грудной -- внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего и среднего разделов. Диафрагма малоподвижна. Этот тип дыхания был присущ староитальянской вокальной школе до начала XIX века. Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки и плечевого пояса. Данное дыхание малоприменимо для пения, так как в этом случае дыхание является поверхностным, мышцы или напряжены, ограничены движения гортани, и поэтому затруднено голосообразование.
2)смешанное или грудобрюшное дыхание. При нем активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
3) брюшное, или диафрагматическое -- активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Деление дыхания на отдельные типы является условным и в значительной степени теоретическим, на практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними обнаружить невозможно. Общепринято различать типу дыхания, которыми пользуются мужчины и женщины. Если женщины дышат «более высоко», то мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнереберно-диафрагматическое дыхание, то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки малоподвижна, активна же диафрагма и мышцы брюшной полости [11, 55].
Организации певческого дыхания следует придавать решающее значение, ведь владение дыханием -- это техническая основа профессионального искусства пения.
С первых же уроков следует обратить особое внимание на естественность вдоха, а также понемногу начинать развивать у певца способность сохранять во время пения вдыхательные установки. Манера держаться не должна быть напряженной, искусственной, так как это приводит к скованности всего организма, лишает дыхание и голосоведение необходимой естественности. Свободное положение корпуса с естественно развернутыми плечами создает благоприятное для пения положение грудной клетки и в значительной степени способствует легкой, непринужденной манере вдоха, а также возможности сохранения вдыхательной установки и организации звука.
Вдох рекомендуется производить легко, набирая немного воздуха так, чтобы ребра при этом несколько раздвигались в стороны. Начинающим певцам можно посоветовать держать руки чуть выше талии, так как при этом удобно проверять вдох и вдыхательную установку во время пения. Сохранение вдыхательной установки и требование с самых начальных упражнений вести звук ровно и одинаковой силы, организует учащегося и вырабатывает у него умение держать звук на дыхании. Следует обращать внимание ученика на качество звука, когда он поет мелодию, не теряя вдыхательной установки (то есть на опоре), или когда он поет на «выдохе».
Ученику важно запоминать свое состояние, свои ощущения, звучание голоса, когда он поет правильно. Постепенно у учащегося начинает развиваться «вокальная память» -- способность запоминать качество звучания голоса.
Начальные упражнения должны быть очень простыми, чтобы ученик мог следить за тем, как он выполняет задачи, поставленные перед ним. Опора звука на дыхании осваивается постепенно, в зависимости от индивидуальных особенностей певца. Опору звука на дыхание ученики часто теряют при пении на пиано. Следует добиваться, чтобы пиано и форте звучали на одинаковой опоре. Пассаж нужно петь сначала на меццо-форте, а затем пиано. При пении на пиано без опоры звука на дыхание теряется тембр звука, часто страдает интонация.
«Спокойное, не перегруженное дыхание способствует правильному ощущению опоры звука и освобождает гортань от излишнего напряжения» [5, 37].
Опора
звука на дыхание осваивается нелегко.
Начинающие поют часто на выдохе, без сохранения
вдыхательной установки, без опоры. В таких
случаях рекомендуется для выработки
ощущения опоры звука упражнения отдельными
короткими звуками -- тяжелое стаккато.
Сольфеджирование упражнений, вокализов,
чередование слогов -- все это способствует
организации певческого выдоха.
2.4
Резонаторные ощущения
в пении, их роль, функции резонаторов
В традиционных трудах по теории и методологии певческого искусства резонаторам голосового тракта отводится практически лишь одна единственная функция -- формирование гласных, то есть фонетическая. В.П.Морозовым в рамках разработанной им резонансной теории искусства пения обоснована и досконально исследована важнейшая роль резонаторных ощущений в пении, их решающее значение в процессе пения.
В рамках РТИП Морозовым впервые выделяются и обозначаются важнейшие функции голосовых резонаторов в процессе пения: Энергетическая
Генераторная
Фонетическая
Эстетическая
Защитная
Индикаторная
Активизирующая.
Выделение этих функций в известной степени носит условный характер, поскольку все они взаимосвязаны. Вместе с тем, обозначение и рассмотрения каждой из этих функций в отдельности позволяет подчеркнуть и лучше уяснить ту огромную роль, которую играет система резонаторов в формировании профессионального певческого голоса [7, 49].
Рассмотрим некоторые из функций, чтобы понять влияние резонаторов на весь процесс голосообразования.
Активизирующая функция резонаторов проявляется в том, что вибрация их стенок (в случае оптимальной настройки резонаторной системы) оказывает активизирующее (стимулирующее) воздействие на голосовую функцию, прежде всего на сами резонаторы, на работу гортани и голосовых связок. Явление носит чисто физиологический рефлекторный характер, то есть раздражение виброрецепторов через ЦНС приводит к повышению тонуса и активности голосового аппарата. Таким образом, имеет место самостимуляция голосового аппарата певца [7, 169].
Индикаторная функция резонаторов состоит в том, что певческие резонаторы являются индикаторами (указателями) собственной активности.
Фонетическая функция резонаторов состоит в формировании речевых звуков, как в речи, так и в пении, что связано с работой наиболее подвижного из всех резонаторов -- ротовой полости, а также глоточной.
Защитная функция певческих резонаторов, реализуется при условии владения певцом резонансной техникой пения, проявляется в защите голосовых связок и гортани от перегрузок, от возникновения профессиональных заболеваний [7, 342].
Немаловажно
и психическая функция. Целью разностороннего
рассмотрения роли певческих резонаторов
является правильная ориентация сознания
(и подсознания) певца на резонансный принцип
голосообразования, резонансные певческие
ощущения, о которых говорят все выдающиеся
мастера, о вреде случаев и переориентация,
то есть отвлечение сознания от пагубной
прикованности к области гортани и голосовых
связок, то есть зоны, о которой все великие
умалчивают, если их специально к этому
не принуждать [7, 46 ].
2.5
Приемы, направленные на возникновение
головного резонирования
В вокальной педагогике широко применяются термины "грудной" и "головной" резонаторы. Голос считается хорошо поставленным в пении, когда он на протяжении всего диапазона окрашивается грудным и головным резонированием. Во многих школах пения попадание в головной резонатор считается краеугольным камнем обучения, на котором и строится организация певческого звука. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили свое название регистру голоса: головной и грудной. Голос при хорошем головном резонировании ярок, звонок, металличен. При грудном -- насыщен, «мясист».
Информация о работе Некоторые особенности работы с низкими мужскими голосами