Музыкальная культура XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов. С другими разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

Работа содержит 1 файл

реферат по искусству.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

     Развитие  камерной музыки 

       «Век был песен» - так сказал об эпохе Просвещения поэт Г.Р. Державин. Облик песенной культуры того времени был необычайно многообразен и даже многоязычен. В быту причудливо переплелись песни российские и французские, цыганские и немецкие, крестьянские и городские, любительские и профессиональные. Песня звучала со страниц литературных произведений и публиковалась в специальных сборниках «в удовольствие многих любителей», исполнялась в домах аристократов.

     В 18 веке в связи с развитием  классицистической поэзии появляется «книжная песня». У ее истоков стояли поэты – Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов и Сумароков. Музыка «книжных» любовно-лирических песен создавалась, как и музыка кантов, чаще всего на три голоса. Авторы ее в большинстве своем были анонимны. Порой это были сами поэты. Поскольку по представлениям эпохи все синтетические музыкальные жанры считались разновидностью литературы, то автором «книжной песни» обычно назывался поэт, а не музыкант. Не потому, что музыка была всегда плоха – просто о ней редко серьезно задумывались. Не случайно среди подобного рода песен середины века встречаются в изобилии безграмотные подделки, состоящие из смеси оперных арий, духовных стихов и модных танцев. «Книжная песня» была фактом культуры грамотной России, но не фактом музыкального искусства. Для того, чтобы стать искусством, она должна была пережить этап любительства и возродиться в новом качестве – как профессиональная музыка.

     Важной  вехой на этом пути стал первый авторский  сборник песен «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса». Опубликовал эти песни в 1759 г. Знатный вельможа елизаветинского двора Григорий Николаевич Теплов. Песни его сборника отражают уровень вполне профессионального бытового музицирования середины столетия. Камерная музыка 18 века существовала под самыми разными названиями – «кант», «песня», «ария», «российская песня». После опубликования сборника Теплова прошло несколько десятков лет, в течение которых «книжная песня» постепенно преобразовалась в жанр музыкальный, в так называемую «российскую песню». Ее расцвет связан с творчеством двух композиторов – Ф.М. Дубнянского и О.А. Козловского, которые внесли огромный вклад в ее развитие и оставили большое наследие.

     Развитие  вокальной лирики в русском музыкальном  искусстве 18 века сопровождалось интенсивным освоением европейских жанров камерной инструментальной музыки. Этот процесс был тесно связан с повсеместным распространением домашнего музицирования, поэтому многие камерные сочинения были рассчитаны на любительское исполнение.

     Формирование профессионального камерного инструментализма началось в 80-е годы. Когда в русскую музыку вошли композиторы санкт-петербургской школы. У истоков этого процесса стоял скрипач-виртуоз, блестящий импровизатор, дирижер и педагог Хандошкин. Его творчество вдохновляла русская народная песня, которую он использовал в качестве исходного материала при создании вариаций. Исследователи полагают, что мелодии некоторых песен, взятых в качестве тем для вариаций, были впервые записаны самим композитором. Важно подчеркнуть, что в музыке Хандошкина произошло органичное слияние инструментального языка и русского фольклора.

     Таким образом, композиторы санкт-петербургской  школы с поразительной творческой смелостью решили многие задачи, возникшие  в русском музыкальном искусстве в эпоху становления «русской европейскости». При отсутствии исторических традиций светской музыки и инструментализма они сумели в уникально короткий срок преодолеть «заданность» исторического движения и включиться в контекст европейских ценностей, сохранив многие исконно русские эстетические приоритеты. Их творчество, при всей скромности конкретных художественных результатов, определило перспективное направление в дальнейшем развитии русской светской музыки: от «русской европейскости» к национальной музыкальной классике. 
 

  Русская композиторская школа 

  Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение  в истории русской музыки. В  это время в России укладывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет  молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра I и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоёвывающих известность не только в России, но и за рубежом. Развертывается творческая деятельность целой плеяды талантливых русских композиторов, связанных общностью стремлений и истоков своего творчества. Среди выдающихся русских композиторов конца XVIII столетия можно назвать Березовского и Бортнянского, Е.Фомина, Хандошкина и Матинского.

  Крепнут и усиливаются реалистические тенденции  русской художественной культуры. Источником реалистического литературного  стиля становится фольклор. Язык литературы насыщается образами и приемами народно - поэтической речи или же характерными выражениями, словесными оборотами и эпитетами, воспроизводящими обычную разговорную манеру "простонародья". Целые оперы создавались посредством «нанизывания» народно-песенных мелодий, сохранявших большую близость к подлиннику и лишь иногда подвергавшихся незначительному развитию.

  В некоторых русских операх конца XVIII века появляется тенденция объединения  комедии с углубленной, сосредоточенной  чувствительностью.

Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим  успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты.

     Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В.Пальшау, И Гесслера. Гесслера, А. Сартори, известных в России также и по своей педагогической деятельности.

     Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни

создали прочную основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. Если в начале века домашнее музицирование процветало лишь в узком кругу русской аристократии и было в значительной степени данью «иноземному вкусу», то теперь оно сделалось потребностью.

     К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни. 

Музыка  в начале XIX века 

     Поскольку в средние века профессиональная письменная музыкальная культура была исключительно церковной и развивалась на основе, полученной из Византии, почти не соприкасаясь с европейским миром, а затем, во второй половине 17 в. и особенно в 18 в., став искусством также и светским, испытала очень интенсивное западное влияние, – национальная композиторская школа полностью обрела свое индивидуальное лицо сравнительно поздно, в полной мере – к середине 19 в. До этого времени русская музыка, средневековая или Нового времени, была почти неизвестна за пределами страны, однако, вступив в зрелый период, быстро вышла на мировую арену.

     В 19 в. ее главными чертами, в оценке западноевропейской критики, были: опора на богатый и свежий фольклорный музыкальный материал «евразийского» типа, сочетающий в себе «восточные» и «западные» элементы; принципиально новые формы симфонического развития – часто синтезирующего, а не аналитического, как в западноевропейском симфонизме, типа; оригинальные оперные формы, построенные, с одной стороны, на смелом непосредственном отражении в музыке интонаций речи (Даргомыжский, Мусоргский), а с другой – на применении в опере приемов эпического, сказочного и т.п. повествования (Бородин, Римский-Корсаков).

     Предклассическая эпоха русской музыки, первая треть 19 в., характеризуется совмещением классицистических черт с чертами раннего романтизма; в жанровом отношении предпочтение по-прежнему отдается музыкальному театру. Широкое распространение получили оперы «волшебного», сказочного жанра, а также классицистическая трагедия с музыкальными номерами. На этом поприще особенно прославился работавший в Петербурге композитор польского происхождения Иосиф Козловский (1757–1831) и переводная мелодрама с музыкой разных русских авторов.

     В 1810–1820-е годы линия, идущая от комической оперы 18 в., была продолжена дивертисментами – театральными представлениями на фольклорные или патриотические темы с большим количеством песен и плясок в народном стиле, а также музыкой к водевилям. В Москве выдвинулся как автор ранних романтических опер Алексей Николаевич Верстовский (1799–1862), наибольшим успехом пользовались поставленные в Большом театре его оперы «Пан Твардовский», «Аскольдова могила», «Громобой».

     В Москве же сложилась школа авторов русского романса (Александр Александрович Алябьев (1787–1851), Александр Егорович Варламов (1801–1848), Александр Львович Гурилев (1803–1858)). Широкое распространение в это время получило домашнее музицирование, появилось много музыкальных кружков и салонов. Наиболее заметными среди них были салон братьев Михаила и Матвея Виельгорских, где исполнялась новейшая западноевропейская музыка, а также салон княгини Зинаиды Волконской, который посещали многие известные поэты и музыканты. В 1802 в Петербурге было создано Филармоническое общество, дававшее от двух до пяти больших публичных концертов в сезон: в них впервые в России прозвучали оратории и кантаты Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена и др.    Немалое значение имело также развитие нотоиздательского дела: в 1801 году вышел указ Александра I, разрешавший ввозить иностранные книги и ноты, открывать частные типографии и без особых цензурных ограничений печатать книги и ноты. В 1802 в Петербурге появилось издательство Г.Дальмаса и в том же году в Москве А.О.Сихра начал выпускать «Журнал для семиструнной гитары»; в 1806 было основано московское издательство Ж.Пейрона и Ф.Л.Вейсгейрбера, и одновременно Д.Н.Кашин начал издание «Журнала отечественной музыки». С каждым годом росло число издаваемых книг по музыкальной теории и педагогике, в том числе русских авторов.

     Из среды полулюбительского, полупрофессионального дворянского музицирования вышли два первых русских музыкальных классика – Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Даргомыжский. Гений Глинки проявился в разных жанрах – симфоническом, камерно-вокальном, камерно-инструментальном, но высшим достижением композитора стали его оперы – патриотическая народная трагедия «Жизнь за царя» (1836) и эпическая сказка «Руслан и Людмила» (1842), написанные на уровне лучших европейских произведений той эпохи и в то же время вполне самобытные по стилю, они во многом определили доминирование оперного жанра в русской музыке 19 в. и основные пути его развития. Творчество младшего современника Глинки – Даргомыжского больше соотносится с атмосферой 1840–1860-х годов, его романсы и песни, с одной стороны, продолжают традиции салонного музицирования эпохи Пушкина и Глинки, а с другой, обращены к образу «маленького человека» – героя русской литературы «гоголевского» периода. В последнем своем сочинении, опере «Каменный гость» по Пушкину, Даргомыжский создал новаторский жанр «разговорной оперы», оказавший влияние на эстетику следующего поколения петербургских композиторов. Князь Владимир Федорович Одоевский выразил убеждение, что теперь русская музыка войдет на равных в европейскую культурную жизнь. Однако выход русской музыки на европейскую арену оказался связанным с деятельностью музыкантов второй половины 19 века.  

  Заключение 

  XVIII и XIX век дали русской и мировой  музыке замечательные сочинения. 
"Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин" составляют гордость русской культуры. В золотой фонд русской музыки вошли фонические произведения Бородина, романсы Балакирева, Римского-Корсакого, Бородина, Кюи. Были заложены основы русского музыкального образования, которое сейчас по праву занимает одно из первых мест в мире.

  Путь, пройденный русской музыкой в течение длительного исторического периода - от древнейших времен до середины XIX века, - представляет собой закономерный процесс формирования, развития и неуклонного роста богатейшей музыкальной культуры великого народа. Рост этот совершался в обстановке острых социальных противоречий, вопреки многовековому и жестокому политическому и духовному угнетению народа. Он не прекращался даже в условиях тяжелой, героической борьбы народа за национальную независимость. 
    Замкнуты были уста народа, связаны крылья души, но сердце его родило десятки великих художников слова, звуков, красок". 
Неиссякаемым источником вдохновения для современных русских композиторов остается музыкальное творчество народа - его древнейших и более поздних исторических пластов, вплоть до видов и форм, рожденных Советской эпохой. В наши дни в русской музыке находят отражение и давние традиции древнерусской хоровой культуры.

  Музыкальная культура XVIII, XIX века через слияние  с европейской культурой, через  ее преобразование приобрела самобытные особенные черты и стала в свою очередь оказывать на нее существенное влияние, развиваясь и по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы:

  1. Ильина Т.В., Русский XVIII век: изобразительное искусство и музыка, Дрофа, 2004
  2. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский, История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века, М.,1973
  3. Миронов А. Г., Русская лира. «Очерки о музыкальной России»,М.,1971
  4. Штейнпресс Б., Популярный очерк истории музыки до XIX века, М., 1963

Информация о работе Музыкальная культура XVIII века