Музыкальная культура XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание работы

Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов. С другими разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

Работа содержит 1 файл

реферат по искусству.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

                                                              Нет на земле живого существа,

                                                             Столь жестокого, крутого, адски злого,

                                                            Чтоб не могла хотя на час один  
                                                             В нём музыка свершить переворота...”

                                             Вильям Шекспир. 
 

  Введение 

    Музыка – это великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.

  Музыка  – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов. С другими разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.

  Музыка влияет не только на отдельного человека, но и на целые поколения и государства. Изучение развития музыкальной культуры может помочь лучше понять настроения и переживания эпох, так как каждому периоду развития соответствует своя музыка. 
 
 
 
 
 

  Музыкальная культура XVIII века 

  XVIII век - это время решающего перелома  в развитии всей Европы. 
Создаются предпосылки для огромного роста естественных наук, философии, литературы и искусства. Именно в это столетие Россия впервые выходит на широкую дорогу общеевропейского культурного развития.

  Русская культура XVIII века связана с именами  Ломоносова, Радищева, Крылова, архитектурными произведениями Растрелли, живописью Рокотова, театром Волкова, Шереметьева, русскими композиторами Бортнянским, Фоминым, Ханданкиным. Их искусство представляет уникальную ценность и в настоящее время.

  В XVIII веке, благодаря усилиям Петра I, сблизилась русская и европейская культура.

  Большое внимание уделялось музыке. С эпохи Петра I начинается внедрение новых форм городского музицирования. В домах столичной петербургской аристократии в обязательном, предписанном порядке устраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий мог проводить время, как ему нравилось. Одни играли в карты, другие просто беседовали, третьи танцевали модные тогда танцы под соответствующую музыку. Также Петром I были учреждены еженедельные концерты в доме тайного советника Бассевича, где играла инструментальная капелла герцога Голштинского. В репертуаре капеллы были произведения Корелли, Тартини, Телемана и других знаменитых европейских композиторов.

  Большую роль в развитии музыкальной культуры сыграла реформа армии. В армии  каждый полк имел группу музыкантов. Военные оркестры состояли обычно из гобоев, труб, валторн, литавр и барабанов. Военные оркестры принимали активное участие в торжествах, связанных с празднованием военных успехов. В 1702 годы были выписаны из-за границы группа иностранных музыкантов, в обязанности которых входило также обучение игре на различных инструментах русских певчих и солдатских детей. В военных оркестрах сформировались речеголосное песнопение, разнообразное по своим характерам. Широко развивается особый род “приветственных” или “панегирических” кантов. Новые формы музицирования получают широкое распространение среди элиты государства.

  В это же время появляется новая  песенная лирика светского типа, которая  отражает те глубокие, коренные сдвиги, которые произошли во всем строе русской жизни и образе мысли русских людей.

  В дворянских салонах Петербурга развивается  мода на исполнение чувствительных романсов или “арий”. Известны имена некоторых  любителей - поэтов, сочинявших любовные послания в стихах. А так как лирическая поэзия мыслилась тогда в неразрывной связи с музыкой, то и эти стихи предполагали музыкальное оформление.

     В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы

музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной  музыки. Такая

дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил. 

  Влияние театра на развитие русской музыки XVIII века. Опера 

  В 1702 году в Москве состоялось открытие общедоступного театра. Его представления  проходили в специально выстроенном  здании на Красной площади, которое называлось “Комедийной храминой”. Постановки спектаклей шла на иностранном языке, поэтому не всегда была доступна пониманию публики. Это и явилось основной причиной того, что в 1706 году театр был закрыт.

  Театральные постановки содержали в себе также инструментальные эпизоды в виде маршей, шествий и т.п. Основной и наиболее характерной формой придворного театра была опера. В 1733 году при дворе императрицы Анны Иоанновны появилась итальянская театральная группа, в репертуаре которой кроме “комедий масок”, были также интермедии с музыкой. Через некоторое время удалось добиться приезда в 
Петербург по контракту композитора Франческо Арайа с несколькими оперными певцами. С их помощью 29 января 1736 года на сцене Эрмитажного театра была впервые поставлена опера Арайа “Сила любви и ненависти”.

  При Екатерине II к развитию оперной культуры были привлечены крупнейшие европейские силы. С 1762 по 1768 годы в России жил и работал знаменитый венецианский композитор Бальдассарре Галуппи, после него на должность руководителя придворной оперы приглашается Траэтта Томазо, служивший ранее при венецианском дворе. Они пишут оперы в том же пышном и торжественном стиле, который существовал до них. Особенным блеском и монументальной роскошью отличались следовавшие одна за другой постановки “Ифигении в 
Тавриде” Галлупи и “Олимпиады” Траэтта, в которых большое место было отведено хорам и кордебалетам.

  Уже с начала середины столетия стали  даваться оперные спектакли на русском  языке. В 1755г. при дворе силами отечественных исполнителей была поставлена опера Арайа “Цефал и Проктис” на русский текст Сумарокова. В 1756 г. по указу правительства в Петербурге основывается Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. Вскоре такой театр был создан и в Москве. На сцене обоих этих театров, наряду с драматическими спектаклями, давались также и оперные. Преобладающую часть их репертуара составляли оперы песенно-комического склада как переводные, так и оригинального отечественного происхождения.

  Среди всей актерской плеяды особенно выделялся  превосходный комик Я.С.Воробьев, с  одинаковым успехом выступавший  в драматических и оперных ролях.

  Уже на исходе столетия восходит «звезда» русского вокального искусства, любимица петербургской и московской публики, знаменитая Е. С. Сандунова. 

  Влияние народного творчества на развитие русской  музыки 

  Вкус  к народной песне, несмотря на увлечение  западными обычаями и манерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского общества, вплоть до близкой ко двору аристократической верхушки. Обычным развлечением во дворце было пение песен с хороводами и плясками, в которых принимали участие разодетые по-деревенски придворные кавалеры и дамы. Любительницами такого рода развлечений были императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна.

  Народная  песенная традиция к началу XVIII века, в основном сложилась, и ее формирование можно было считать завершившимся.

  Главная и ведущая роль принадлежала тем  простым, «обиходным» песенным жанрам, которые ближе и теснее всего  были связаны с повседневной жизнью широких народных масс, отражая их обыкновенные житейские нужды, скорби и радости. Это могла быть лирическая, шуточная или иронически-насмешливая песня. Другая характерная для XVIII века тема — это тема скитаний, бродяжничества, бездомной жизни и смерти.       Широкое развитие получает в XVIII веке и другой тип песен, выражающих в насмешливой сатирической форме протест крестьянской массы против крепостного гнета и вражду к верхушке власти. Напевы их большей частью приближаются к острым и бойким плясовым мелодиям, обнаруживая иногда явную связь со скоморошьей традицией. Постоянной темой сатирических песен является также насмешка над монашеством и духовенством.

  Наглядное представление о бытовании народной песни в городской среде XVIII века дают многочисленные рукописные сборники того времени, содержащие в себе обиходный репертуар повседневного домашнего музицирования.

  Быстро  растущий интерес к народному  творчеству заставляет обратиться к  систематическому собиранию и изучению различных видов национального фольклора. Результатом этого стало издание в 1770 году сборника М.Д.Чулкова “Собрание народных песен”.

  Особый  интерес представляют сборники В.Ф. Трутовского и И. Прача, в которых  даны нотные записи всех песен в  обработке для голоса с сопровождением. Первый сборник был издан в период с 1776 по 1795г. под названием “Сборник русских простых песен с нотами”. Сборник Прача вышел под названием “Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку И. Прачем” в 1790 году 

     Хоровая музыка 

     Высокие традиции хоровой музыки, ведущие  свое начало от храмовой культуры Древней  Руси, в эпоху Просвещения существенно  преобразились под влиянием процесса становления «русской европейскости». В хоровом искусстве этого  времени можно выделить как линию преемственности, так и принципиально новые явления, связанные с освоением европейского профессионального музыкального языка. Бурное распространение светских жанров, развитие оперной и инструментальной музыки способствовали появлению новых концертных форм в хоровом творчестве. Авторы эпохи просвещения значительно расширили сферу своей деятельности, являясь одновременно творцами светских и храмовых сочинений. Следствием этого явилось взаимопроникновение средств выразительности хоровой, оркестровой, оперной и камерно-вокальной музыки.

     В 18 веке значительно расширилось  жанровое содержание хоровых произведений. Появились профессиональные обработки  русских и украинских народных песен, кантаты итальянского образца с  оркестровым сопровождением, хоровая  оперная музыка. Танцевальная музыка с хором и др. Ведущим жанром хорового искусства этого времени был русский классический хоровой концерт – духовный концерт, достигший в екатерининскую эпоху своего наивысшего расцвета. Во второй половине 18 века этот жанр предстает как явление самобытное и одновременно принадлежащее к европейской классицистической музыке.

     В истории русского классического  хорового концерта выделяется несколько  этапов. Первый из них (60-70-е гг.) представлен  музыкой основоположников жанра  – итальянского композитора Б. Галуппи и его ученика, русского мастера М.С. Березовского. Это был этап первоначальной «апробации» европейских барочных полифонических приемов на русской почве в сочетании с освоением новых форм музыкального классицизма.

     Второй  этап (70-80-е гг.) ознаменован творческими достижениями Д.С. Бортнянского, а также сочинениями авторов, оставивших менее заметный след в истории музыки ( П.А. Скоков, Ф. Диц и др. ). В произведениях этого времени происходит утверждение классицистических средств выразительности при отказе от сложных полифонических форм.

     Кульминация в развитии русского хорового концерта наступает в 90-е гг. 18 века. В этот период были созданы многие зрелые концерты Д.С. Бортнянского, а также  сочинения его даровитых современников А.Л. Веделя, И.А. Козловского и др. К рубежу веков в стилистике духовных концертов происходит смешение разных тенденций. В мелодику многих сочинений проникают интонации, близкие романсовой лирике, которые сочетаются с приемами полифонического письма.

     Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именем Д. С. Бортнянского. В хоровых сочинениях выразилась его уникальная способность воплощать высокие религиозно-нравственные идеи в ясной и доступной для всех слушателей форме. Свой опыт европейски образованного профессионала он использовал для решения задач, стоящих перед отечественной музыкой в период рождения «русской европейскости».

  Бортнянский обучался пению и теории музыки в  Придворной певческой капелле в  Петербурге. Композицию изучал под руководством венецианского мастера Б. Галуппи. С 1769-1779 год жил за границей. В это же время в Италии были поставлены его оперы: "Креонт" (1771), Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий" (1779, Модена). С 1779 становиться капельмейстером, а с 1796 директором Придворной певческой капеллы. С деятельностью Бортнянского связан расцвет капеллы. Бортнянскому принадлежат три оперы на французские тексты: "Праздник сеньора" (1786, Павловск), "Сокол" (1786, Гатчина) и наиболее значительная из них - "Сын соперник, или Современная Стратоника" (1787, Павловск). Выдающийся мастер хорового письма, Бортнянский вошёл в историю русской музыки прежде всего как автор хоровых духовных композиций. Наряду с еще одним выдающимся композитором XVIII века М. С. Березовским, Бортнянский создал новый тип русского хорового концерта. Ему принадлежат многочисленные хоровые концерты, церковные песнопения, светские хоры и другие камерно-инструментальные произведения 
Бортнянского, среди которых выделяются квинтет (1787), концертная симфония (1796) - первые образцы крупной циклической формы в русской музыке. Русские композиторы XVIII века стремились выразить в музыке свое национальное содержание, свою тематику, свой образный строй. 
Процесс освоения основных форм профессиональной музыки носил у них творческий характер прежде всего потому, что в эти традиционные формы они стремились вложить оригинальное, самобытное содержание и опирались при этом в первую очередь на русскую народную песню. 
Народная песня - главный источник творчества композиторов XVIII века.
 

Информация о работе Музыкальная культура XVIII века