Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:16, реферат
Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов. С другими разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.
Введение
Музыка – это великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека, с древнейших времен и по сей день. Особенно много музыки звучит сегодня — в век радио и телевидения, когда так доступны концерты, и практически каждый может научиться играть на каком-либо инструменте.
Музыка – это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последовательностей, состоящих в основном из тонов. С другими разновидностями её объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.
Музыка
влияет не только на отдельного человека,
но и на целые поколения и государства.
Изучение развития музыкальной культуры
может помочь лучше понять настроения
и переживания эпох, так как каждому периоду
развития соответствует своя музыка.
Музыкальная
культура XVIII века
XVIII
век - это время решающего перелома
в развитии всей Европы.
Создаются предпосылки для огромного
роста естественных наук, философии, литературы
и искусства. Именно в это столетие Россия
впервые выходит на широкую дорогу общеевропейского
культурного развития.
Русская культура XVIII века связана с именами Ломоносова, Радищева, Крылова, архитектурными произведениями Растрелли, живописью Рокотова, театром Волкова, Шереметьева, русскими композиторами Бортнянским, Фоминым, Ханданкиным. Их искусство представляет уникальную ценность и в настоящее время.
В XVIII веке, благодаря усилиям Петра I, сблизилась русская и европейская культура.
Большое внимание уделялось музыке. С эпохи Петра I начинается внедрение новых форм городского музицирования. В домах столичной петербургской аристократии в обязательном, предписанном порядке устраивались “ассамблеи” – открытые вечера, где каждый приходящий мог проводить время, как ему нравилось. Одни играли в карты, другие просто беседовали, третьи танцевали модные тогда танцы под соответствующую музыку. Также Петром I были учреждены еженедельные концерты в доме тайного советника Бассевича, где играла инструментальная капелла герцога Голштинского. В репертуаре капеллы были произведения Корелли, Тартини, Телемана и других знаменитых европейских композиторов.
Большую роль в развитии музыкальной культуры сыграла реформа армии. В армии каждый полк имел группу музыкантов. Военные оркестры состояли обычно из гобоев, труб, валторн, литавр и барабанов. Военные оркестры принимали активное участие в торжествах, связанных с празднованием военных успехов. В 1702 годы были выписаны из-за границы группа иностранных музыкантов, в обязанности которых входило также обучение игре на различных инструментах русских певчих и солдатских детей. В военных оркестрах сформировались речеголосное песнопение, разнообразное по своим характерам. Широко развивается особый род “приветственных” или “панегирических” кантов. Новые формы музицирования получают широкое распространение среди элиты государства.
В это же время появляется новая песенная лирика светского типа, которая отражает те глубокие, коренные сдвиги, которые произошли во всем строе русской жизни и образе мысли русских людей.
В дворянских салонах Петербурга развивается мода на исполнение чувствительных романсов или “арий”. Известны имена некоторых любителей - поэтов, сочинявших любовные послания в стихах. А так как лирическая поэзия мыслилась тогда в неразрывной связи с музыкой, то и эти стихи предполагали музыкальное оформление.
В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы
музыкантов - исполнителей
оперно-симфонической и
дифференциация
была несомненным признаком роста исполнительских
сил.
Влияние
театра на развитие
русской музыки XVIII века.
Опера
В 1702 году в Москве состоялось открытие общедоступного театра. Его представления проходили в специально выстроенном здании на Красной площади, которое называлось “Комедийной храминой”. Постановки спектаклей шла на иностранном языке, поэтому не всегда была доступна пониманию публики. Это и явилось основной причиной того, что в 1706 году театр был закрыт.
Театральные
постановки содержали в себе также инструментальные
эпизоды в виде маршей, шествий и т.п. Основной
и наиболее характерной формой придворного
театра была опера. В 1733 году при дворе
императрицы Анны Иоанновны появилась
итальянская театральная группа, в репертуаре
которой кроме “комедий масок”, были
также интермедии с музыкой. Через некоторое
время удалось добиться приезда в
Петербург по контракту композитора Франческо
Арайа с несколькими оперными певцами.
С их помощью 29 января 1736 года на сцене
Эрмитажного театра была впервые поставлена
опера Арайа “Сила любви и ненависти”.
При
Екатерине II к развитию оперной культуры
были привлечены крупнейшие европейские
силы. С 1762 по 1768 годы в России жил и работал
знаменитый венецианский композитор Бальдассарре
Галуппи, после него на должность руководителя
придворной оперы приглашается Траэтта
Томазо, служивший ранее при венецианском
дворе. Они пишут оперы в том же пышном
и торжественном стиле, который существовал
до них. Особенным блеском и монументальной
роскошью отличались следовавшие одна
за другой постановки “Ифигении в
Тавриде” Галлупи и “Олимпиады” Траэтта,
в которых большое место было отведено
хорам и кордебалетам.
Уже с начала середины столетия стали даваться оперные спектакли на русском языке. В 1755г. при дворе силами отечественных исполнителей была поставлена опера Арайа “Цефал и Проктис” на русский текст Сумарокова. В 1756 г. по указу правительства в Петербурге основывается Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. Вскоре такой театр был создан и в Москве. На сцене обоих этих театров, наряду с драматическими спектаклями, давались также и оперные. Преобладающую часть их репертуара составляли оперы песенно-комического склада как переводные, так и оригинального отечественного происхождения.
Среди всей актерской плеяды особенно выделялся превосходный комик Я.С.Воробьев, с одинаковым успехом выступавший в драматических и оперных ролях.
Уже
на исходе столетия восходит «звезда»
русского вокального искусства, любимица
петербургской и московской публики,
знаменитая Е. С. Сандунова.
Влияние
народного творчества
на развитие русской
музыки
Вкус к народной песне, несмотря на увлечение западными обычаями и манерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского общества, вплоть до близкой ко двору аристократической верхушки. Обычным развлечением во дворце было пение песен с хороводами и плясками, в которых принимали участие разодетые по-деревенски придворные кавалеры и дамы. Любительницами такого рода развлечений были императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна.
Народная песенная традиция к началу XVIII века, в основном сложилась, и ее формирование можно было считать завершившимся.
Главная и ведущая роль принадлежала тем простым, «обиходным» песенным жанрам, которые ближе и теснее всего были связаны с повседневной жизнью широких народных масс, отражая их обыкновенные житейские нужды, скорби и радости. Это могла быть лирическая, шуточная или иронически-насмешливая песня. Другая характерная для XVIII века тема — это тема скитаний, бродяжничества, бездомной жизни и смерти. Широкое развитие получает в XVIII веке и другой тип песен, выражающих в насмешливой сатирической форме протест крестьянской массы против крепостного гнета и вражду к верхушке власти. Напевы их большей частью приближаются к острым и бойким плясовым мелодиям, обнаруживая иногда явную связь со скоморошьей традицией. Постоянной темой сатирических песен является также насмешка над монашеством и духовенством.
Наглядное
представление о бытовании
Быстро растущий интерес к народному творчеству заставляет обратиться к систематическому собиранию и изучению различных видов национального фольклора. Результатом этого стало издание в 1770 году сборника М.Д.Чулкова “Собрание народных песен”.
Особый
интерес представляют сборники В.Ф.
Трутовского и И. Прача, в которых
даны нотные записи всех песен в
обработке для голоса с сопровождением.
Первый сборник был издан в период с 1776
по 1795г. под названием “Сборник русских
простых песен с нотами”. Сборник Прача
вышел под названием “Собрание русских
народных песен с их голосами, положенных
на музыку И. Прачем” в 1790 году
Хоровая
музыка
Высокие
традиции хоровой музыки, ведущие
свое начало от храмовой культуры Древней
Руси, в эпоху Просвещения
В 18 веке значительно расширилось жанровое содержание хоровых произведений. Появились профессиональные обработки русских и украинских народных песен, кантаты итальянского образца с оркестровым сопровождением, хоровая оперная музыка. Танцевальная музыка с хором и др. Ведущим жанром хорового искусства этого времени был русский классический хоровой концерт – духовный концерт, достигший в екатерининскую эпоху своего наивысшего расцвета. Во второй половине 18 века этот жанр предстает как явление самобытное и одновременно принадлежащее к европейской классицистической музыке.
В истории русского классического хорового концерта выделяется несколько этапов. Первый из них (60-70-е гг.) представлен музыкой основоположников жанра – итальянского композитора Б. Галуппи и его ученика, русского мастера М.С. Березовского. Это был этап первоначальной «апробации» европейских барочных полифонических приемов на русской почве в сочетании с освоением новых форм музыкального классицизма.
Второй этап (70-80-е гг.) ознаменован творческими достижениями Д.С. Бортнянского, а также сочинениями авторов, оставивших менее заметный след в истории музыки ( П.А. Скоков, Ф. Диц и др. ). В произведениях этого времени происходит утверждение классицистических средств выразительности при отказе от сложных полифонических форм.
Кульминация
в развитии русского хорового концерта
наступает в 90-е гг. 18 века. В этот
период были созданы многие зрелые
концерты Д.С. Бортнянского, а также
сочинения его даровитых
Вершинные достижения русской хоровой музыки эпохи Просвещения связаны с именем Д. С. Бортнянского. В хоровых сочинениях выразилась его уникальная способность воплощать высокие религиозно-нравственные идеи в ясной и доступной для всех слушателей форме. Свой опыт европейски образованного профессионала он использовал для решения задач, стоящих перед отечественной музыкой в период рождения «русской европейскости».
Бортнянский
обучался пению и теории музыки в
Придворной певческой капелле в
Петербурге. Композицию изучал под руководством
венецианского мастера Б. Галуппи. С 1769-1779
год жил за границей. В это же время в Италии
были поставлены его оперы: "Креонт"
(1771), Алкид" (1778, Венеция), "Квинт Фабий"
(1779, Модена). С 1779 становиться капельмейстером,
а с 1796 директором Придворной певческой
капеллы. С деятельностью Бортнянского
связан расцвет капеллы. Бортнянскому
принадлежат три оперы на французские
тексты: "Праздник сеньора" (1786, Павловск),
"Сокол" (1786, Гатчина) и наиболее значительная
из них - "Сын соперник, или Современная
Стратоника" (1787, Павловск). Выдающийся
мастер хорового письма, Бортнянский вошёл
в историю русской музыки прежде всего
как автор хоровых духовных композиций.
Наряду с еще одним выдающимся композитором
XVIII века М. С. Березовским, Бортнянский
создал новый тип русского хорового концерта.
Ему принадлежат многочисленные хоровые
концерты, церковные песнопения, светские
хоры и другие камерно-инструментальные
произведения
Бортнянского, среди которых выделяются
квинтет (1787), концертная симфония (1796)
- первые образцы крупной циклической
формы в русской музыке. Русские композиторы
XVIII века стремились выразить в музыке
свое национальное содержание, свою тематику,
свой образный строй.
Процесс освоения основных форм профессиональной
музыки носил у них творческий характер
прежде всего потому, что в эти традиционные
формы они стремились вложить оригинальное,
самобытное содержание и опирались при
этом в первую очередь на русскую народную
песню.
Народная песня - главный источник творчества
композиторов XVIII века.