Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 21:45, реферат
Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо Вазари заговорил о возрождении искусств, так и Джозеффо Царлино в трактате «Установления гармонии» (1588) писал:
«Однако - коварное ли время тому виной или людское небрежение, - но люди стали мало ценить не только музыку, но и другие науки. И вознесенная на величайшую высоту, она пала до крайности низко; и, после того как ей воздавали неслыханный почет, ее стали считать жалкой, ничтожной и столь мало чтимой, что даже люди ученые едва признавали ее и не хотели отдать ей должное».
Еще на рубеже XIII -XIV веков в Париже был опубликован трактат «Музыка» магистра музыки Иоанна де Грохео, в котором он подвергает критическому пересмотру средневековые представления о музыке. Он писал: «Те, кто склонен рассказывать сказки, говорили, что музыку изобрели музы, около воды обитавшие. Другие говорили, что она изобретена святыми и пророками. Но Боэций, человек значительный и знатный, придерживается других взглядов... Он в своей книге говорит, что начало музыки открыл Пифагор. Люди как бы с самого начала пели, так как музыка им от природы врождена, как утверждают Платон и Боэций, но основы пения и музыки были неизвестны до времени Пифагора...»
Большой путь музыкального
искусства, пройденный от XIV. к концу XVI
века, отнюдь не был простым и прямолинейным,
как и вся духовная культура Возрождения
не развивалась только и единственно по
восходящей прямой. Опыт истории итальянских
городов, борьбы Нидерландов за независимость,
многих событий во Франции, Испании, Германии,
Англии, религиозных войн, политики католической
церкви (особенно в условиях контрреформации)
- все это отнюдь не побуждает воспринимать
Ренессанс как сплошной карнавал, пышное
празднество или осуществленную поэтическую
идиллию какого-либо художника-гуманиста.
Как исторический переход от средних веков
к новому времени, ставший именно переворотом,
Ренессанс означал героическую борьбу
за новое общество и новую его культуру.
Духовные победы, одержанные в. эту эпоху,
великие ее художественные свершения
доносят нам через века ее немеркнущий
свет. Но давались эти победы ценой именно
титанических усилий и путь к вершинам
искусства изобиловал трудностями, столкновениями
старого и нового, средневекового и возрожденческого.
В музыкальном искусстве, как и в смежных
областях, существовали, и своя «готическая
линия», и
свое, устойчивое и цепкое, наследие средних
веков. Лишь в итоге длительного развития
творческие идеи Ренессанса полностью
возобладали - вопреки даже наступлению
контрреформации.
К новому рубежу музыкальное
искусство западноевропейских стран подошло
в многообразии итальянской, нидерландской,
французской, немецкой, испанской, английской
и иных творческих школ и одновременно
при отчетливо выраженных общих тенденциях.
Уже была создана классика строгого стиля,
шла своего рода «гармонизация» полифонии, усиливалось
и движение к гомофонному письму, возрастала
роль творческой индивидуальности художника,
крепло значение музыки быта и ее воздействие
на профессиональное искусство высокого
уровня, образно обогащались и индивидуализировались
светские музыкальные жанры (особенно
итальянский мадригал), к порогу самостоятельности
приближалась молодая инструментальная
музыка. Все это XVII век непосредственно
воспринял от XVI - как наследие Ренессанса.
Музыка эпохи Возрождения,
подобно изобразительному искусству и
литературе, возвратилась к ценностям
античной культуры. Она не только услаждала
слух, но и оказывала на слушателей духовное
и эмоциональное воздействие.
Возрождение искусства
и науки в XIV-XVI вв. было эпохой великих
перемен, ознаменовавших переход от средневекового
образа жизни к современности.
Сочинение и исполнение музыки в этот период приобрели особое значение. Гуманисты, изучавшие древние культуры Греции и Рима, объявили написание музыки полезным и благородным занятием. Считалось, что каждый ребенок должен научиться петь и овладеть игрой на музыкальных инструментах. Ради этого именитые семьи принимали в свои дома музыкантов, чтобы те давали уроки их чадам и развлекали гостей.
Популярные инструменты
В XVI в. появились новые музыкальные инструменты. Наибольшую популярность приобрели те из них, игра на которых давалась любителям музыки легко и просто, не требуя особых навыков.
Коды Статистики - заказ
on-line - коды статистики. Все про Статистику.
Самыми распространенными
стали виолы и родственные им щипковые.
Виола стала предшественницей скрипки,
а играть на ней было несложно благодаря
ладам (деревянным полосам поперек грифа),
помогавшим брать нужные ноты. Звук виолы
был тихим, но хорошо звучал в небольших
залах. Под аккомпанемент еще одного ладового
щипкового инструмента - лютни - пели, как
сейчас под гитару.
В то время многие любили играть на блок-флейте, флейтах и рожках. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина, верджинела (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и органа. При этом музыканты не забывали слагать и музыку попроще, не требовавшую высоких исполнительских навыков. На это же время пришлись перемены в нотном письме: на смену тяжелым деревянным печатным блокам пришли изобретенные итальянцем Оттавиано Петруччи передвижные металлические литеры. Опубликованные музыкальные произведения быстро раскупались, все больше людей стали приобщаться к музыке.
Музыкальные направления
Новые инструменты, печатание нот и широкая популярность музыки способствовали развитию камерной музыки. Как явствует из ее названия, она предназначалась для звучания в небольших залах перед немногочисленной аудиторией. Исполнителей было несколько, преобладали вокальные выступления, так как искусство пения в ту пору было развито куда больше, чем музицирование. Кроме того, гуманисты утверждали, что на слушателя сильнее всего воздействует "чудесный сплав" двух искусств - музыки и поэзии. Так, во Франции как жанр выделился шансон (многоголосая песня), а в Италии - мадригал.
Шансоны и мадригалы
Шансоны тех лет исполнялись в несколько голосов на трогательные стихи с широким тематическим диапазоном - от возвышенной темы любви до повседневной сельской жизни. Композиторы сочиняли к стихам очень простые мелодии. Впоследствии из этой традиции родился мадригал - произведение для 4 или 5 голосов на вольную поэтическую тематику.
коды статистики доставка
по москве.
Позднее, уже в XVI в.,
композиторы пришли к выводу, что мадригалу
недостает глубины и силы звучания, к которым
всегда стремились в Древней Греции и
Риме, и начали возрождать античные музыкальные
размеры. При этом резкая смена быстрого
и плавного темпов отражала перемены настроения
и эмоционального состояния.
Таким образом, музыка стала "живописать слова" и отражать чувства. К примеру, восходящий тон мог означать вершину (душевный подъем), нисходящий - долину (юдоль печали), медленный темп - грусть, ускорение темпа и приятные на слух гармоничные мелодии - счастье, а намеренно длинный и резкий диссонанс обозначал горе и страдание. В более ранней музыке преобладали стройность и слаженность. Теперь же в ее основе лежали многозвучие и контраст, отражавшие богатый внутренний мир человека. Музыка стала глубже, она приобрела личностный характер.
Музыкальное сопровождение
Эвакуация авто и техпомощь
на дороге
Торжества и празднества были отличительной чертой Возрождения. Люди той эпохи отмечали все - от дней святых до прихода летней поры. Во время уличных шествий музыканты и певцы с богато украшенных подмостков на колесах читали баллады, исполняли сложнейшие мадригалы, разыгрывали драматические представления. Публика с особым нетерпением ждала "живых картин" с музыкальным сопровождением и декорациями в виде механического облака, из которого спускалось предусмотренное сценарием божество.
Отели Самары отель.
Отели Самары, отель Самары.
Вместе с тем, самая величественная музыка сочинялась для церкви. По нынешним меркам хоры были не так уж и велики - от 20 до 30 человек, но их голоса усиливались звучанием вводимых в состав оркестров тромбонов и труб-корнетов, а на большие праздники (например, Рождество) певцов собирали со всей округи в один громадный хор. Лишь католическая церковь считала, что музыка должна быть простой и понятной, и потому ставила в пример сакральную музыку Джованни Палестрины, писавшего короткие произведения на духовные тексты. Следует отметить, что позже сам маэстро попал под влияние выразительной и могучей "новой" музыки и стал писать монументальные и красочные произведения, требовавшие немалых навыков хорового пения.
Язык музыки
НТВ Плюс Лайт
В начале XVI в. большинство
известных композиторов были родом из
Северной Европы, но в конце столетия первой
скрипкой зазвучали итальянцы. Молодые
музыканты из многих стран приезжали на
учебу в Италию. Английские музыканты
изучали итальянский мадригал и подражали
ему. Композиторы Таллис и Доуленд писали
как сложную церковную музыку, так и незамысловатые
песни для одного голоса. Музыка перестала
быть четко рассчитанной и строго духовной.
Она приобретала эмоциональный, выразительный
и ярко индивидуальный характер. Музыка
заговорила с людьми - и люди понимали
ее язык.