Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 21:45, реферат
Музыкальная эстетика эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами и теоретиками столь же интенсивно, как и в других видах искусства. Ведь как Джованни Боккаччо считал, что Данте своим творчеством способствовал возвращенью муз и вдохнул жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо Вазари заговорил о возрождении искусств, так и Джозеффо Царлино в трактате «Установления гармонии» (1588) писал:
«Однако - коварное ли время тому виной или людское небрежение, - но люди стали мало ценить не только музыку, но и другие науки. И вознесенная на величайшую высоту, она пала до крайности низко; и, после того как ей воздавали неслыханный почет, ее стали считать жалкой, ничтожной и столь мало чтимой, что даже люди ученые едва признавали ее и не хотели отдать ей должное».
Еще на рубеже XIII -XIV веков в Париже был опубликован трактат «Музыка» магистра музыки Иоанна де Грохео, в котором он подвергает критическому пересмотру средневековые представления о музыке. Он писал: «Те, кто склонен рассказывать сказки, говорили, что музыку изобрели музы, около воды обитавшие. Другие говорили, что она изобретена святыми и пророками. Но Боэций, человек значительный и знатный, придерживается других взглядов... Он в своей книге говорит, что начало музыки открыл Пифагор. Люди как бы с самого начала пели, так как музыка им от природы врождена, как утверждают Платон и Боэций, но основы пения и музыки были неизвестны до времени Пифагора...»
Музыка эпохи Возрождения.
Музыкальная эстетика
эпохи Возрождения разрабатывалась композиторами
и теоретиками столь же интенсивно, как
и в других видах искусства. Ведь как Джованни
Боккаччо считал, что Данте своим творчеством
способствовал возвращенью муз и вдохнул
жизнь в обмертвелую поэзию, как Джорджо
Вазари заговорил о возрождении искусств,
так и Джозеффо Царлино в трактате «Установления
гармонии» (1588) писал:
«Однако
- коварное ли время тому виной или людское
небрежение, - но люди стали мало ценить
не только музыку, но и другие науки. И
вознесенная на величайшую высоту, она
пала до крайности низко; и, после того
как ей воздавали неслыханный почет, ее
стали считать жалкой, ничтожной и столь
мало чтимой, что даже люди ученые едва
признавали ее и не хотели отдать ей должное».
Еще на рубеже XIII -XIV
веков в Париже был опубликован трактат «Музыка» магистра
музыки Иоанна де Грохео, в котором он
подвергает критическому пересмотру средневековые
представления о музыке. Он писал: «Те,
кто склонен рассказывать сказки, говорили,
что музыку изобрели музы, около воды обитавшие.
Другие говорили, что она изобретена святыми
и пророками. Но Боэций, человек значительный
и знатный, придерживается других взглядов...
Он в своей книге говорит, что начало музыки
открыл Пифагор. Люди как бы с самого начала
пели, так как музыка им от природы врождена,
как утверждают Платон и Боэций, но основы
пения и музыки были неизвестны до времени
Пифагора...»
Однако с делением
музыки на три рода Боэция и его последователей:
музыка мировая, человеческая, инструментальная,
- Иоанн де Грохео не согласен, ведь гармонию,
вызванную движением небесных тел, даже
пение ангелов никто не слыхал; вооще «не
дело музыканта трактовать об ангельском
пении, разве он только будет богословом
или пророком».
«Итак,
скажем, что музыка, которая в ходу у парижан,
может быть, по-видимому, сведена к трем
главным разделам. Один раздел - это простая,
или гражданская (civilis) музыка, которую
мы зовем также народной; другой - это музыка
сложная (сочиненная - composita), или правильная
(ученая - regularis), или каноническая, которую
зовут мензуральной. И третий раздел, который
из двух вышеназванных вытекает и в котором
они оба объединяются в нечто лучшее, -
это церковная музыка, предназначенная
для восхваления создателя».
Иоанн де Грохео опередил
свое время и у него не было последователей.
Музыка, как и поэзия, и живопись, обретает
новые качества лишь в XV и в особенности
в XVI веке, что сопровождается появлением
все новых трактатов о музыке.
Глареан (1488 - 1563), автор
сочинения о музыке «Двенадцатиструнник» (1547), родился
в Швейцарии, учился в Кельнском университете
на артистическом факультете. Магистр
свободных искусств занимается в Базеле
преподаванием поэзии, музыки, математики,
греческого и латинского языков, что говорит
о насущных интересах эпохи. Здесь он подружился
с Эразмом Роттердамским.
К музыке, в частности,
церковной, Глареан подходит, как художники,
которые продолжали писать картины и фрески
в церквях, то есть музыка, как и живопись,
должна, вне религиозной дидактики и рефлексии,
доставлять прежде всего удовольствие,
быть «матерью
наслаждения».
Глареан обосновывает
преимущества монодической музыки против
многоголосия, при этом он говорит о двух
типах музыкантов: фонасках и симфонистах:
первые имеют природную склонность к сочинению
мелодии, вторые - к разработке мелодии
на два, три и более голосов.
Глареан, кроме разработки
теории музыки, рассматривает и историю
музыки, ее развитие, как у него выходит,
в рамках эпохи Возрождения, совершенно
игнорируя музыку средневековья. Он обосновывает
идею единства музыки и поэзии, инструментального
исполнения и текста. В развитии теории
музыки Глареан узаконил, с употреблением
двенадцати тонов, эолийский и ионийский
лады, тем самым теоретически обосновал
понятия мажора и минора.
Глареан не ограничивается
разработкой теории музыки, а рассматривает
творчество современных композиторов
Жоскина Депре, Обрехта, Пьера де ла Рю.
О Жоскине Депре он рассказывает с любовью
и восторгом, как Вазари о Микеланджело.
Джозеффо Царлино (1517
- 1590), с высказыванием которого мы уже
знакомы, 20 лет вступил в францисканский
орден в Венеции с ее музыкальными концертами
и расцветом живописи, что и пробудило
его призвание музыканта, композитора
и теоретика музыки. В 1565 году он возглавляет
капеллу св. Марка. Считают, в сочинении «Установления
гармонии» Царлино
в классической форме выразил основные
принципы музыкальной эстетики Ренессанса.
Царлино, который говорил
о упадке музыки, разумеется, в Средние
века, опирается на античную эстетику
в разработке его учения о природе музыкальной
гармонии. «Насколько
музыка была прославлена и почиталась
священной, ясно свидетельствуют писания
философов и в особенности пифагорейцев,
так как они полагали, что мир создан по
музыкальным законам, что движение сфер
- причина гармонии и что наша душа построена
по тем же законам, пробуждается от песен
и звуков, и они как бы оказывают животворящее
действие на ее свойства».
Царлино склонен считать
музыку главной среди свободных искусств,
как возносил живопись Леонардо да Винчи.
Но это увлечение отдельными видами искусства
не должно нас смущать, ведь речь-то ведут
о гармонии как о всеобъемлющей эстетической
категории.
«И
если душа мира (как думают некоторые)
и есть гармония, может ли наша душа не
быть причиной в нас всякой гармонии и
наше тело не быть соединенным с душой
в гармонии, в особенности когда бог создал
человека по подобию мира большего, именуемого
греками космос, то есть украшение или
украшенное, и когда он создал подобие
меньшего объема, в отличие от того
названного mikrokosmos, то есть маленький мир?
Ясно, что такое предположение не лишено
основания».
У Царлино христианская
теология превращается в античную эстетику.
Идея единства микро- и макрокосмоса порождает
у него другую идею - о соразмерности объективной
гармонии мира и гармонии субъективной,
присущей человеческой душе. Выделяя музыку
как главную из свободных искусств, Царлино
говорит о единстве музыки и поэзии, единстве
музыки и текста, мелодии и слова. К этому
добавляется «история», что предвосхищает или
чем обосновывается зарождение оперы.
А если танец, как это случится в Париже,
мы увидим зарождение балета.
Считают, что именно
Царлино дал эстетическую характеристику
мажора и минора, определив мажорное трезвучие
как радостное и светлое, а минорное - как
печальное и меланхолическое. Он же определяет
контрапункт, как «гармоническое целое, содержащее
в себе различные изменения звуков или
поющих голосов в определенной закономерности
соотношения и с определенной мерой времени,
или что это искусственное соединение
различных звуков, приведенное к согласованности».
Джозеффо Царлино,
как и Тициан, с которым он был связан,
обрел широкую известность, был избран
членом Венецианской Академии славы. Эстетика
прояснивает положение вещей в музыке
в эпоху Возрождения. Основателем венецианской
школы музыки был Адриан Вилларт (между
1480/90 - 1568), нидерландец по происхождению.
У него-то музыке учился Царлино. Венецианская
музыка, как и живопись, отличалась пышностью
звуковой палитры, что вскоре обрело черты
барокко.
Кроме венецианской
школы, наиболее крупными и влиятельными
были римская и флорентийская. Во главе
римской школы был Джованни Палестрина
(1525 - 1594).
Содружество поэтов,
ученых-гуманистов, музыкантов и любителей
музыки во Флоренции называют Камератой.
Ее возглавлял Винченцо Галилеи (1533 - 1591).
Помышляя о единстве музыки и поэзии, да
заодно с театром, с действием на сцене,
члены Камераты создали новый жанр
- оперу.
Первыми операми считают «Дафну» Я.Пери
(1597) и «Эвридику» на
тексты Ринуччини (1600). Здесь был совершен
переход от полифонического стиля к гомофонному.
Здесь же впервые прозвучали оратория
и кантата.
Музыка Нидерландов
XV - XVI веков богата именами великих композиторов,
среди них Жоскин Депре (1440 - 1524), о котором
писал Царлино и который служил при французском
дворе, где сложилась франко-фламандская
школа. Считают, высшим достижением нидерландских
музыкантов стала хоровая месса a capella,
соответствующая устремленности ввысь
готических соборов.
В Германии получает
развитие органное искусство. Во Франции
при дворе создавали капеллы, устраивались
музыкальные празднества. В 1581 году Генрих
III утвердил должность «главного интенданта музыки» при
дворе. Первым «главным интедантом музыки» был
итальянский скрипач Бальтазарини де
Бельджозо, который поставил «комедийный балет королевы», спектакль,
в котором впервые музыка и танец даны
как сценическое действие. Так возник
придворный балет.
Клеман Жанекен (около
1475 - около 1560), выдающийся композитор французского
Возрождения, является одним из создателей
жанра многоголосной песни. Это 4-5-голосные
произведения, как бы песни-фантазии. Светская
многоголосная песня - шансон - получила
распространение и за пределами Франции.
В эпоху Возрождения
широкое развитие получает инструментальная
музыка. В числе основных музыкальных
инструментов называют лютню, арфу, флейту,
гобой, трубу, органы различного типа (позитивы,
портативы), разновидности клавесина;
скрипка была народным инструментом, но
с разработкой новых струнных смычковых
инструментов типа виолы именно скрипка
становится одним из ведущих музыкальных
инструментов.
Если умонастроение
новой эпохи впервые пробуждается в поэзии,
получает блистательное развитие в архитектуре
и живописи, то музыка, начиная с народной
песни, пронизывает все сферы жизни. Даже
церковная музыка теперь воспринимается
в большей мере, как и картины художников
на библейские темы, не как нечто сакральное,
а то, что доставляет радость и удовольствие,
о чем заботились и сами композиторы, музыканты
и хоры.
Словом, как в поэзии,
в живописи, в архитектуре, произошел перелом
и в развитии музыки, с разработкой музыкальной
эстетики и теории, с созданием новых жанров,
в особенности синтетических видов искусства,
как опера и балет, каковые и следует воспринимать
как ренессансные, переданные векам. Музыка
эпохи Возрождения звучит и в архитектуре
гармонией частей и целого, вписанной
в природу, и в интерьерах дворцов, и в
картинах, на которых мы видим всегда представление,
остановленный эпизод, когда голоса умолкли,
а персонажи все прислушиваются к отзвучавшей
мелодии, которая и нам словно слышна.
Непреходящее значение
эпохи Ренессанса для культуры и искусства
Западной Европы давно осознано историками
и стало общеизвестным. У истоков литературы
Возрождения, на грани со средними веками
возвышается гениальная личность Данте,
а завершает эпоху великий Шекспир, связывая
ее с последующим развитием духовной культуры.
В истории изобразительных искусств проявление
духа Ренессанса ранее всего ощутимо в
живописи Джотто; итоги же блистательного
и мощного художественного движения по-разному
дают о себе знать в искусстве многих итальянских
живописцев, скульпторов, архитекторов
во главе с Микеланджело, а также в творчестве
крупнейших немецких и нидерландских
мастеров. Музыка эпохи Возрождения, в
свою очередь, представлена рядом новых
и влиятельных творческих школ, славными
именами Франческо Ландини во Флоренции
XIV века, Гийома Дюфаи и Иоханнеса Окегема
в XV веке, Жоскена Депре в начале XVI столетия
и плеядой классиков строгого стиля в
итоге Ренессанса - Палестриной, Орландо
Лассо.
Названные имена выдающихся
музыкантов - всего лишь единицы среди
великого их множества, ярко одаренных,
пытливых, изобретательных, оригинальных,
сложившихся в благотворной художественной
атмосфере Ренессанса. Это произошло отнюдь
не одновременно в разных странах Европы.
В Италии начало новой эпохи наступило
для музыкального искусства в XIV веке.
Нидерландская школа сложилась и достигла
первых вершин в XV, после чего ее развитие
все ширилось, а влияние так или иначе
захватывало и мастеров иных национальных
школ. Признаки Возрождения отчетливо
проявились во Франции в XVI веке, хотя ее
творческие достижения были велики и бесспорны
еще в предыдущие столетия. К XVI веку относится
подъем искусства в Германии, Англии и
некоторых других странах, входящих в
орбиту Возрождения. И все же со временем
новое творческое движение стало определяющим
для Западной Европы в целом и по-своему
отозвалось в странах Восточной Европы.