Музей художественной культуры Новгородской земли

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Организационный процесс при участии в выставке делится на три этапа: предвыставочная работа, работа на выставке и работа после выставки. Даже если открытие выставки еще очень далеко, подготовку к ней следует уже начинать. План нужно составить так, чтобы в него вошли все те важнейшие условия, без выполнения которых не обойтись, чтобы по-настоящему подготовиться к выставке.

Цель настоящей работы – анализ музейно – выставочной деятельности на примере Музея художественной культуры Новгородской земли.

Содержание

Введение 3
1. Экспозиционно-выставочная работа в деятельности музея 4
2. Анализ музейно-выставочной работы 7
3. Анализ действующей выставки музея «Похищение Европы» 9
4. Проект совершенствования музейно-выставочной работы музея 11
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Музей художественной культуры Новгородской земли.doc

— 313.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

 

Введение

 

      Современные исследователи стремятся к более полному разностороннему знанию. Поэтому в последнее время интерес представляет не только крупнейшие государственные музеи, но так же муниципальные и частные. Многие проблемы формирования и использования базы данных музеев зависит от соблюдения принципов изучения и использования фондов, взаимосвязи воспитательной работы и экспозиционно-выставочной. В современном мире четко определился строго научный подход к проектированию экспозиции, потому как экспозиция – это конечный результат всей работы музея.

      Несмотря  на существование различных, в том  числе альтернативных форм музейных учреждений, именно наличие экспозиции модно считать определяющей, специфической чертой музея. «Музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений»1. Среди традиционных форм музейной деятельности - комплектования фондов, хранения, изучения и популяризации - экспонированию принадлежит особая роль.

      Организационный процесс при участии в выставке делится на три этапа: предвыставочная работа, работа на выставке и работа после выставки. Даже если открытие выставки еще очень далеко, подготовку к ней следует уже начинать. План нужно составить так, чтобы в него вошли все те важнейшие условия, без выполнения которых не обойтись, чтобы по-настоящему подготовиться к выставке.

      Цель  настоящей работы – анализ музейно  – выставочной деятельности на примере Музея художественной культуры Новгородской земли.

1. Экспозиционно-выставочная работа в деятельности музея

 

      Результаты  научно-исследовательской работы музеев находят отражение, прежде всего, в работе с музейным собранием, в экспозиционной работе.

      Экспозиционная  работа – одно из основных направлений музейной деятельности, отвечающее за создание экспозиций. Она включает: 1) проектирование экспозиции (научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания; художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений; техническое и рабочее проектирование – монтаж экспозиции); 2) демонтаж экспозиции; 3) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа).

      В отечественном музееведении отсутствует  единое понимание ключевого понятия экспозиционной работы – «экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать). А.И. Михайловская в 1964 г. определяла экспозицию как «совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения». В словаре «Музейные термины» 1986 г. говорится, что экспозиция – это «часть музейного собрания, выставленная для обозрения».

      Данные  определения не вполне удовлетворительны, т.к. в этом случае обозначить разницу  между «выставкой», «экспозицией» (формами  экспозиционной работы, нацеленными на создание особого образа, музейной среды) и, скажем, хранением на открытом доступе, позволяющем обозревать собранные музеем предметы и коллекции так, как они хранятся в фондах, практически невозможно

      А.М. Разгон в своем учебнике «Музееведение. Музеи исторического профиля» дает следующее определение «экспозиции»: «Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений». Это определение, на наш взгляд, также не указывает специфику собственно экспозиционной работы по сравнению с другими формами работы с посетителем. Эта специфика как раз проявляется в создании специфической музейной среды, в которую включается затем и посетитель, становящийся как бы участником тех процессов, которые отражает экспозиция.

      Наиболее  полным нам представляется определение  А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов».

      Экспозиции  по времени существования могут  быть постоянными и временными. Временные  экспозиции называют выставками. Выставки могут быть стационарными, не рассчитанными  на перемещение с места на место, могут быть передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея.

      По  задачам своей организации экспозиции делятся на тематические (раскрывают какой-то сюжет); фондовые (представляют предметы, обычно хранящиеся в запасниках (фондах) и редко демонстрируемые публике); отчетные (рассказывают об итогах какого-то направления работы музея (комплектования, реставрации и т.д.)

      Экспозиции  состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы); жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные. Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль. Участники экспозиционной работы называются экспозиционерами. Экспозиционер – научный сотрудник музея, задействованный в процессе создания экспозиции (иногда в число экспозиционеров включают и штатного художника).

      Музейные  предметы в процессе экспозиционной работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя. Под экспонатами в отечественном музееведении подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (копии, воспроизведения, схемы, карты и т.д.). Для большинства отечественных музееведов понятия «экспонат» и «экспозиционный материал» – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и разводит понятия «экспонаты» и «экспозиционный материал».

      Порядок группировки и организации экспозиционного  материала определяет метод построения музейной экспозиции. Методы построения экспозиции развиваются с музейным делом. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. Такой принцип организации экспозиции предпочитают академические музеи.

 

      2. Анализ музейно-выставочной работы

 

      Государственный музей художественной культуры Новгородской земли создан в Великом Новгороде в 2002 году. Музей располагается на территории Десятинного монастыря - памятника архитектуры XIV в. Именно на этом месте в 1170 году, во время известной битвы новгородцев с суздальцами, состоялся вынос чудотворной иконы «Знамение», которая, согласно легенде, спасла Новгород. Временем возникновения монастыря считается 1327 год.

      Музей находится в сестринском корпусе  Десятинного монастыря, построенном в 1845 году. Десятинный монастырь  - один из 8 существовавших в древности в пределах окольного города -  почти полностью сохранил свою территорию, планировочную структуру и большую часть застройки.

       В музее представлены произведения искусства новгородских художников конца XX - начала XXI в. Уровень экспонирования соответствует высоким мировым музейным стандартам и традициям. Экспозиция представляет традиционное искусство новгородских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. У каждого из них свой стиль, своя манера работы. Произведения изобразительного искусства выполнены в разных техниках: живопись, графика (акварель, пастель, офорт, карандашный рисунок, линогравюра и т.д.). Работы принадлежат кисти выдающихся мастеров Новгорода, участников и лауреатов международных конкурсов и выставок, в том числе народных и заслуженных художников России. Особый интерес представляет декоративно-прикладное искусство. Великолепные гобелены и батик, а также произведения из стекла и фарфора, в которых художники продолжают традиции крупнейших на северо-западе начала ХХ в. заводов семьи Кузнецовых («кузнецовские заводы»).

      Уникальным  объектом музейного показа является ц. Успения на Волотовом поле, близ Великого Новгорода. Согласно Первой новгородской летописи, церковь построена в 1352 г. по заказу архиепископа Моисея, а в 1363 г. храм был расписан. Стены церкви украшали около 200 композиций.  В годы Великой Отечественной войны памятник был разрушен. Сохранился только контур стен и столбы на высоту от двух до четырех метров. В 2001 г. между Россией и Германией было подписано Соглашение об оказании безвозмездной помощи в восстановлении храма и его фресок. Реставрация уникального памятника под руководством выдающихся новгородских реставраторов, лауреатов Государственной премии РФ Кузьминой Н.Н. и Красноречьева Л.Е. осуществлена в 2001-2003 гг. с сохранением на стенах участков древней живописи. Официальное открытие церкви состоялось 28 августа 2003 г. 

      Государственный музей художественной культуры Новгородской земли широко известен на территории России и за рубежом. Для тех, кто интересуется новгородским искусством, музей проводит мастер-классы, встречи с художниками, тематические занятия с детьми, выездные выставки, «выставки одной картины» и др. мероприятия. 

 

3. Анализ действующей выставки музея «Похищение Европы»

 

      Открытие  персональной выставки Николая Локотькова «Похищение Европы» прошло в рамках 60-летия со дня рождения.

      

      Николай Михайлович Локотьков с 1972 года активно  занимается изобразительным творчеством. Участвует в выставках: городских, межрегиональных, республиканских, всесоюзных, международных. В 1982 г. принят в Союз художников России.  В 2001 году Н.М. Локотьков становится учредителем Автономной некоммерческой организации «Старорусский центр интеллектуального развития «Введенская сторона». В 2007 году журнал получил грант Президента Российской Федерации в области культуры на создание Интернет-версии «Введенской стороны». В  2009  году Локотьков Н.М. был награжден премией им. Д.С. Лихачева «За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России», и премией правительства РФ в области СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи».

      На  выставке  Николая Локотькова, зритель откроет для себя непривычный художественный мир. Характер его работ слишком ярок и неожиданен, чтобы их тут же можно было понять и принять. Локотьков всегда думает о самом зрителе, жаждет взаимопонимания с ним. И его искусство — своего рода прямая речь, обращенная в выставочный зал.

      Творчество  Николая Локотькова очаровывает  духовным здоровьем, гармоничностью мировосприятия, приемлющего добро и правду, как основу жизни.

 

4. Проект совершенствования музейно-выставочной работы музея           

 

      Творчество Федота Ивановича Шубина (1740−1805) издавна привлекает внимание исследователей русского искусства. Однако малое количество публикаций, посвящённых выдающемуся скульптору,  обнаружение ранее неизвестных работ мастера, появление новых биографических данных настоятельно требуют, как пересмотра ряда существующих понятий и представлений о творчестве скульптора, так и восполнения имеющихся в нём лакун.

Информация о работе Музей художественной культуры Новгородской земли