Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:30, реферат
Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ МОЗАИКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В.ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ
МОЗАИКИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МОЗАИКИ М.В. ЛОМОНОСОВА
Нерукотворный
Спас - пробная мозаика
М.В.Ломоносова 1753г.
мозаичный портрет Елизаветы Петровны
Первая, пробная мозаика Ломоносова очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" или "...Заказ ( парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым...""...Сам он не решился делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи ""...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй." Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа.
мозаичный портрет графа П.И.Шувалова
П.И.Шувалов.
мозаичный
портрет Екатерины
Великой
Портрет
работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного
Русского музея. Мозаика Ломоносовской
мастерской. В собрании Государственного
Эрмитажа. "...Мастерски набранный - гораздо
более мелким, чем раньше, набором - мозаичный
портрет Петра Ивановича
Шувалова почему-то именуется в фабричных
ведомостях портретом "некоторой знатной
особы". Его прототипом послужил холст,
находящийся в запасе Русского музея...""...Интересно,
что Ломоносов избирает в качестве оригинала
для своей мозаики именно этот портрет,
наиболее простой и жизненно убедительным.
Для придания большей объёмности голове
Ломоносов обводит контур лица узкой полоской
голубовато- серой смальты, издали не заметной
и образующей как бы слой воздуха, окутывающий
фигуру..."
мозаичный портрет великого князя Петра Федоровича
Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея."...Несколько "вялый" , как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато-коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным..." Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова так же стал основой для создания портрета Великой императрицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов сознательным переводом на язык более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно. Детали в его картинах никогда не заслоняют общего впечатления, не переходят в мелочную деталировку. Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был портрет. Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике. Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого.
М.В.Ломоносов
демонстрирует Екатерине 2
свои мозаичные работы
Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства. Великому русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии. За год до смерти Ломоносова в “Учёных Флорентийских ведомостях” появилась статья, датированная 12 марта 1764 года, где сообщалось что Ломоносов “приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чём”. Смальты Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были делом, заслонившим всё остальное. А остальное - это комплексный подход исследователя к проблемам оптики. Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по исследованию и получению различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по технологии изготовления и многоцелевых по практическому использованию.
Самые известные работы М.В.Ломоносова:
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.
2. Белявский М.Т Все испытал и все проник. М., 1990.
3. Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов М. 1961.
4. Данилов А.А.
Справочные материалы по
5. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.
6. Кирилин В.А.
Страницы истории науки и
7. Лебедев Е.Н. Ломоносов. М., 1990.
8. Русские писатели
и поэты. Краткий
9. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000
10. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986