Мозаичные картины М.В.Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ МОЗАИКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В.ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ
МОЗАИКИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

реферат мозаика ломоносова.docx

— 517.98 Кб (Скачать)

МОЗАИКИ М.В. ЛОМОНОСОВА

 

Нерукотворный Спас - пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753г. 

 

мозаичный портрет Елизаветы  Петровны

Первая, пробная мозаика Ломоносова очень  декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая  довольно проста по исполнению. Но затем мозаики Ломоносова становятся более красочней и богаче. Увеличение палитры Ломоносова дало ему возможность создавать мозаики, которые по силе впечатления не уступали живописи, а из-за своего декоративного языка чаще и превосходили и усиливали впечатление. Мозаика собственноручного набора Ломоносова "Петр I" или "...Заказ ( парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны) должен был поддержать и пропагандировать новое, трудоёмкое и потому дорогое производство мозаичных картин, организованное Ломоносовым...""...Сам он не решился делать картон для столь ответственного заказа, даже точно не был ещё намечен оригинал в масляной живописи ""...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй." Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа.

 

мозаичный портрет графа  П.И.Шувалова

П.И.Шувалов.

 

мозаичный портрет Екатерины  Великой 

Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа. "...Мастерски набранный - гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея...""...Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру..."  

 

мозаичный портрет великого князя Петра Федоровича

Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея."...Несколько "вялый" , как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато-коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным..." Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова так же стал основой для создания портрета Великой императрицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все выполненные  при жизни Ломоносова в его  мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов сознательным переводом  на язык более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на рассмотрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно. Детали в его картинах никогда не заслоняют  общего впечатления, не переходят в  мелочную деталировку. Основным жанром созданных Ломоносова мозаик был  портрет. Ни одна европейская мозаичная мастерская не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике. Декоративная яркость и пышность официальных мозаичных портретов сочетались с достаточно точной психологической характеристикой портретируемого.

М.В.Ломоносов  демонстрирует Екатерине 2 свои мозаичные работы 

Таким образом, можно считать доказанной гипотезу исследования о том, что мозаичные картины, выполненные в мастерской Ломоносова стали яркой страницей в истории русского искусства. Великому русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии. За год до смерти Ломоносова в “Учёных Флорентийских ведомостях” появилась статья, датированная 12 марта 1764 года, где сообщалось что Ломоносов “приготовил все необходимые цвета для такой мозаики, которые, будучи сравнены с римскими, оказались не уступающими им ни в чём”. Смальты Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были делом, заслонившим всё остальное. А остальное - это комплексный подход исследователя к проблемам оптики. Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по исследованию и получению различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по технологии изготовления и многоцелевых по практическому использованию.

Самые известные работы М.В.Ломоносова:

  • Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва);
  • Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж);
  • Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва);
  • Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова);
  • Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей);
  • Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж);
  • Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей);
  • Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Андерсон М. Петр Великий. Ростов-на-Дону 1997 г.

2. Белявский  М.Т Все испытал и все проник. М., 1990.

3. Вавилов С.И.  Михаил Васильевич Ломоносов  М. 1961.

4. Данилов А.А.  Справочные материалы по истории  России IX–XIX веков. 

5. Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии. М., 1985.

6. Кирилин В.А.  Страницы истории науки и техники.  М., 1986

7. Лебедев Е.Н.  Ломоносов. М., 1990.

8. Русские писатели  и поэты. Краткий биографический  словарь. Москва, 2000.

9. Самин Д.К. 100 великих ученых. – М.: Вече, 2000

10. Шилинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М. 1986

Информация о работе Мозаичные картины М.В.Ломоносова