Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:30, реферат
Ломоносов — гениальный ученый, выдающийся писатель и поэт — был, вместе с тем, большим и смелым художником. Его творческие успехи в области искусства поразительны. Всё, к чему обращался его гений, носило характер глубокого профессионализма. Так было и с живописью. Как художник он был на высоте требований времени, а во многом и превзошел уровень творческих поисков своих современников.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ МОЗАИКИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В.ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ
МОЗАИКИ М.В.ЛОМОНОСОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Орловский
Государственный
Университет
РЕФЕРАТ
Предмет: Физика и психология восприятия цвета
Тема: Мозаичные картины М.В.Ломоносова
Выполнил: ст. 1-го курса з/о Конеев А.В. Проверил:
Амелина О.Ю. г.Орел
2011г. ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЯ МОЗАИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В.ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ МОЗАИКИ М.В.ЛОМОНОСОВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Оранта - Древняя мозаика Киевского собора Святой Софии
Ломоносов
— гениальный ученый, выдающийся писатель
и поэт — был, вместе с тем, большим
и смелым художником. Его творческие
успехи в области искусства
Современники
нередко называли Ломоносова изобретателем
мозаики в России. Еще до того
как Ломоносову удалось обзавестись
химической лабораторией, он обратил
внимание на мозаику — древнее
искусство составлять из цветных
стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие
картины. Русскому учёному принадлежит
заслуга в возрождении
В данном исследовании дается краткое описание и историческая справка по истории стекла, мозаики и смальты. Основной задачей представленной работы является освещение вклада М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства в России.
Выбранная тема интересна и актуальна, в первую очередь тем, что четко демонстрирует взаимосвязь точных наук, таких как физика, оптика, химия, минералогия и искусства живописи. Это, несомненно, было революционно в XVIII веке и вызывает огромный интерес и уважение в настоящее время.
ИСТОРИЯ МОЗАИКИ
Мозаика – не просто один из старейших отделочных материалов и весьма древний вид изобразительного искусства. «Сложенный из кусочков» – так переводится с итальянского языка слово «мозаика», что вполне раскрывает ее природу. Материалы, из которых ее изготавливают, настолько прочны, что до нашего времени сохранились образцы, датируемые IV тысячелетием до нашей эры! Речь идет о мозаике, найденной в одном из храмов древнего шумерского города Ур. Она выполнена из вбитых в стены глиняных клиньев, лицевая сторона которых покрыта цветной глиной.
Апостол Петр - одна из последних работ мастерской М.В.Ломонсова
Мозаика – монументальный вид искусства. Для того чтобы увидеть изображение, человек должен отойти на определенное расстояние. И чем обширнее мозаичная картина, тем с большего расстояния нужно любоваться ею. Именно поэтому она всегда придает интерьеру особую торжественность и роскошь. Впрочем, цветные кусочки мозаики так нарядны, что даже монохромно отделанные поверхности создают в помещении праздничную атмосферу. Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Как способ оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах Двуречья (III в. до н.э.). В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.
Одним из лучших материалов для создания
мозаики издавна считается
ВОЗНИКНОВЕНИЕ У М.В. ЛОМОНОСОВА ИНТЕРЕСА К МОЗАИЧНОМУ ИСКУССТВУ
Ещё в период обучения в Германии Ломоносову и его товарищам, как известно, были предписаны занятия рисованием. В течение двух лет Ломоносов систематически упражнялся в рисовании, заложив тем самым прочную основу для дальнейшего развития своих способностей в изобразительном искусстве. М.В. Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Систематические уроки рисования Ломоносов начал брать еще в Марбурге. Подлинный талант Ломоносова-художника раскрылся в мозаичном искусстве, где слились воедино его естественнонаучные и художественные дарования.
Ломоносов
обратил внимание на мозаику - древнее
искусство составлять из цветных
стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие
картины и портреты. Несколько
мозаичных работ привез в 1746 году
из Рима граф Михаил Илларионович Воронцов,
в доме которого часто бывал Ломоносов.
Ломоносова живо заинтересовала искусная
работа итальянских мастеров, доведших
свою смальтовую "палитру" до нескольких
тысяч оттенков, что позволяло
им виртуозно копировать масляную живопись.
Ломоносов хорошо знал, что мозаика
была известна еще Киевской Руси, и
он воодушевляется мыслью не только возродить
это древнее искусство в
Приготовление
смальт хранилось в строгой тайне
итальянскими мозаичистами. Ломоносова-химика
привлекала к себе задачка раскрыть
этот секрет и самостоятельно разработать
рецептуру для получения
Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит из трех основных цветов - красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. Ломоносовская теория трех цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной «материях», с которыми сопрягает Ломоносов частицы эфира. Он полагает, что от «совмещения» с соляной материей происходит красный цвет, с серной — желтый, а с ртутной — голубой. Волновое движение эфира приводит в движение «частицы первоначальных материй, тела составляющих». Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него. Разрабатываемая Ломоносовым теория «трех цветов» имела, несомненно, значение для развития цветоведения. Установив трехмерность многообразия цветов, Ломоносов указывал пути для решения практических задач цветотехники, нашедшей в наше время такое широкое применение в цветной фотографии, печати, кино. Он трудится над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трех основных.
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Портрет Петра1
Летом
1752 года Ломоносов заканчивает первую
художественную работу — мозаичный
образ Богоматери по картине итальянского
живописца Солимены. 4 сентября того
же года он подносит его Елизавете Петровне.
Образ был принят ею с «оказанием удовольствия».
В особом рапорте, представленном по сему
случаю академической канцелярии, Ломоносов
сообщал, что для выполнения этой небольшой
мозаичной картины (размер ее 2 фута на
19 дюймов) «всех составных кусков поставлено
больше 4000, все его руками, а для изобретения
составов делано 2184 опыта в стеклянной
печи». Ломоносов не только сам отлично
справляется с этой работой, но и набирает
себе учеников, которых обучает мозаичному
делу. В 1757 году из мозаичной мастерской
Ломоносова вышли четыре портрета Петра
Великого. Один из них Ломоносов поднес
Сенату. Работая со своими учениками, Ломоносов
не идет проторенными путями. Он развивает
и совершенствует мозаичное искусство,
ставит перед ним новые художественные
задачи, улучшает и значительно ускоряет
технику набора мозаичных картин. Он хочет
ввести это монументальное искусство
в государственный обиход, мечтает о широком
применении мозаики в памятниках, которые
должны прославить величие его Родины,
ратные подвиги и исторические деяния
русского народа. Ломоносов считает особенно
важным, что «финифти, мозаики в век хранят
Геройских бодрость лиц» и «ветхой древности
грызение не боятся»
ПОЛТАВСКАЯ БАТАЛИЯ
Мозаичное панно "Полтавская баталия"
В начале
1758г. Ломоносов разработал проект грандиозного
мозаичного монумента в честь
Петра I, который предлагал воздвигнуть
в Петропавловском соборе. Ломоносов
хотел отразить "знатнейшие дела историческим
образом", подразумевая под ними начало
правления Петра, "избавление от стрельцов",
историю создания флота, взятие Азова,
пребывание Петра I за границей, основание
Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Полтавскую
баталию" и т.д. Правда вскоре Ломоносов
отказался от этого проекта, представив
другой, более дешёвый. В нём по-прежнему
сохранялась идея украсить стены собора
мозаичным панно на темы, отражающие различные
этапы жизни и деятельности Петра.
В июне 1761 года после долгих проволочек
Сенат окончательно утвердил предложенный
проект о сооружении монумента в Петропавловском
соборе. Однако двухлетняя задержка оказалась
роковой. В декабре 1761г. скончалась императрица
Елизавета, а с середины 1762г. сошли с политической
арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов
и М. И. Воронцов. Всё это усложняло работу
учёного, к тому же здоровье его сильно
пошатнулось. Но, несмотря на многочисленные
трудности, в мае 1762г. Ломоносов с помощниками
приступил к работе над «Полтавской баталией».
В декабре 1764г. мозаика была закончена,
а в начале следующего года отшлифована,
отполирована и вставлена раму.
«Полтавская баталия» — последняя работа,
выполненная под руководством Ломоносова.
Замысел учёного изготовить другую картину
этой же серии — "Азовское взятие"
остался неосуществлённым. В апреле 1764г.
Ломоносов был единогласно избран членом
Болонской Академии Наук. С его достижениями
в области мозаичного искусства итальянских
учёных познакомил М. И. Воронцов. Получив
признание своих заслуг как незаурядного
художника, Ломоносов был полон творческих
планов и замыслов. Но напряжённая работа
над "Полтавской баталией" наряду
с огромной научной деятельностью в других
областях окончательно подорвала его
здоровье. Ломоносов сильно переживал
за судьбу мозаичного дела в России. Тревога
была не напрасной. Вскоре после смерти
Ломоносова проект убранства Петропавловского
собора был отвергнут. В 1768г. Усть-Рудицкая
фабрика была закрыта. Запаса созданной
на ней смальты хватило на год работы.
Мозаичная мастерская формально продолжала
существовать еще два десятилетия, но
после 1769 г. в ней не было создано ни одной
мозаичной картины, что объясняется отсутствием
не только смальты, но и спроса на них ввиду
высокой стоимости. За восемнадцать лет
работы мозаичной мастерской Ломоносова
в ней, согласно сохранившимся документам,
было создано 40 мозаичных
картин, из которых до нашего времени
сохранились только 23