Молодёжная субкультура хиппи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Данная тема привлекла нас в первую очередь тем, что хиппи-это неформальное движение. А неформалы - это в основном молодёжь, к которой относимся и мы.
Вовлечёнными в данную субкультуру были многие из старшего поколения, в том числе и некоторые из наших родственников. В настоящее время всё больше молодых людей становятся хиппи. Кроме того, у большинства людей сложилось стереотипное видение этой субкультуры, что крайне ошибочно.

Работа содержит 1 файл

хиппи.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

Другие  убеждения, которые вытекают из философии хиппи: земная духовность, как вера в Гайю (Землю, как единый организм), движение зеленых (политическая деятельность), а также шаманизм и вегетарианство. Эти философские и политические взгляды отображают уважение к природе и планете в целом, то есть то, что так не хватает нашему капиталистическому и материалистическому обществу.

Хиппи-активисты  организовывали «мирные лагеря»,призывали  людей на демонстрации против атомного оружия, требовали прекращения империалистической агрессии и военного вмешательства  «главных» держав в дела других стран.

Философия хиппи ярко отражена в их лозунгах: «Make Love, Not War» («Занимайтесь любовью, а не войной»)«Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войныGive Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)«Hell No, We Won’t Go!» («Ничерта мы не уйдём!»)«All You Need Is Love!» («Всё, что нужно, это любовь!») 12

             Главный символ хиппи-это так  называемый «пацифик»(изображение  голубиной лапки внутри круга)(Приложение Б).Этот знак был изначально разработан для британского движения за ядерное разоружение, но позже стал международной эмблемой антивоенного движения.

Также в среде хиппи распространён  символ одиночества.Сама по себе непринадлежность-невписанность  в общество,отверженность,одиночество-становится символом «своего»,а любые свидетельства укоренённости и привязанности(к своей работе,семье)-знаками чужого.

Смерть,сумасшествие-наиболее престижные символы.Попытки оставить этот мир у хиппи считаются  в порядке вещей.Многие из них  отлежали в психиатрии,что служит предметом их гордости.13

Сленг и символика составляют основу внутренней коммуникативной среды субкультуры,отделяя  её от внешнего мира.Культура хиппи  сформировала сленг на основе арго и английского языка.Например, «ксивник» (от «ксива»-документ,маленькая сумочка для переноски сего документа), «хаератник» (от «хаер» волосы,ленточка на лбу.Другое распространённое написание — «хайратник»), «фенечка» (браслет из ниток,кожаных полосок и бисера) и другие.Примеры сравнительно немногих слов хипповского сленга,которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Глава 3.Социальная  роль и отношение  общества к хиппи

§3.1 Отношение к субкультуре большинства

Одно  из основных различий между хиппи  и обычными гражданами крылось не в атрибутике,а в непринятии предложенной,а  подчас и навизанной государством системы  общественных отношений.Им не хотелось,подобно  родителям и многим знакомым,гнаться исключительно за материальным благополучием,становясь марионетками в руках политической и социальной системы.И,прежде всего,неприятие окружающего  не носило абстрактный характер,принцип банального сочетания отрицания и паразитирования на отрицаемой системе осуждался хиппи.Общество негативно воспринимает те молодёжные субкультурные, которые тормозят или ограничивают личностное развитие человека,прививают ему интерес к примитивной или криминальной деятельности,требуют подавления в себе социально одобряемых качеств(вежливости,демократичности,трудолюбия,самостоятельности) и развития неприемлемых (лени,равнодушия,склонности к примитивным развлечениям,преступных наклонностей,агрессивности,фанатизма,интеллектуальной и культурной отсталости).14

Общепринятый  стереотип представляет хиппи ленивыми, неактивными и даже безразличными. Порой это верно, особенно, когда они под кайфом. Но если оглянуться назад, то можно увидеть, как много социальных вопросов занимали хиппи и сколь много великих дел они совершили.

Хиппи были частью первого поколения, столкнувшегося с угрозой ядерной войны. Предполагалось, что бомбоубежища, вырастающие повсюду, и школьные курсы гражданской обороны, на которых учили прятаться под парты, должны успокоить. Никто не хотел взглянуть в лицо реальной опасности ядерной войны. Хиппи пришлось открывать ее и обращать на нее внимание старших. Протесты за гражданские права и против ядерного оружия часто включали в себя марши, сидячие забастовки, речи и песни знаменитых людей, лозунги со слоганами и пение. Эти протесты всегда были отмечены мирными намерениями. Если они и превращались во что-то безобразное, то только благодаря тактике полиции или насилию со стороны противоборствующих групп (как организация Ку-клукс-клан). СДО (Студенты за демократическое общество) приложили немало сил в этих демонстрациях. Позже они организуют антивоенные протесты в университетских городках по всей стране.С самого начала движению хиппи угрожали те,кто защищал закон, и те, кто стоял вне закона, поэтому у них появилась потребность в личной и коллективной безопасности.15

В постсоветском  пространстве хиппи создали совершенно уникальное явление, не имеющее аналогов, пожалуй, больше нигде, - Систему. В отличие  от отдельных коммун, существовавших во всем мире, Система представляла собой свой, отличный от окружающего, мир, дающий возможность вести альтернативный образ жизни и шанс практически любому человеку, независимо от социального происхождения, найти свой путь и реализоваться.

Опорой  Системы выступала сеть флэтов (квартир, в которых мог проживать практически любой хиппи), разбросанных по всей стране. Причем изначально Система отличалась большой гибкостью и открытостью: системные хиппи общались со множеством различных людей. Движение переплеталось с интеллигенцией, богемой, поддерживало отношения с различными религиозными кругами. При этом, естественно, шел постоянный обмен информацией, накопление опыта. По причине значительной открытости и контактности хиппи всегда существовал целый ряд опасностей. В Системе, вопреки общепринятому мнению, с наркотиками старались не связываться, хотя бы по той простой причине, что получить срок мог не только тот, кто принимал наркотики, но и человек, являющийся хозяином, или на которого оформлен флэт. А ведь считалось, что свободный человек не создает другим проблем и не является для них обузой. Также это могло спровоцировать нездоровый интерес (через каналы распространения наркотиков) криминальных элементов, бандитов, не так редки были случаи, когда квартира превращалась в настоящий наркопритон, склад краденого или вообще отбиралась.

§3.2 Роль субкультуры хиппи в обществе

Хиппи популяризовали понятие “психоделика”, но впервые этот термин ввел в 1957 г. психиатр Хамфри Осмонд. Психоделичным  называется все, что накладывает  отпечаток на психику человека в смысле обогащения возможностей сознания. Тимоти Лири убеждал своих друзей хиппи, что использование психоделических наркотиков может иметь также важное неврологически-психологическое значение. С помощью психоделических наркотиков человеку удается лучше понять - окружающий его мир. Он использует возможности измененного состояния сознания, способного действовать одновременно в нескольких направлениях при сохранении контроля за каждым в отдельности. Благодаря этому, по мнению Лири, становится возможным достижение экспансии измененного сознания, которое превращается в инструмент для более богатого познания Вселенной.

Хиппи показали миру новую ступень духовного развития, обогатили мировую культуру. Для понимания этого достаточно лишь перечислить часть произошедшего в обществе под влиянием движения хиппи: сексуальная революция; легализация ПАВ во многих странах; усиление роли женщины; терпимость к расовым различиям; влияние на моду; популяризация здоровой пищи, вегетарианства ; антивоенное движение (пацифизм); движение за службу, альтернативную службу в армии; движение за права животных и прочие экологические движения; свободные путешествия (автостоп),альтермондиализм.16

Что хиппи принесли в мир, как субкультура изменила реальность? А вот что:

Антивоенное движение - началось оно с хиппи-демонстраций против вьетнамской войны.Антиядерное движение.Символом хиппи является пацифик.Движение за права человека.Движение за права женщин, феминизм.Движение за права детей.Движение за права животных. Пол Маккартни, один из идолов хиппи, до сих пор оказывает огромную поддержку организациям, занимающимся защитой животных.Вегетарианство и его радикальная форма - веганство, строгое вегетарианство, исключающее использование животных в принципе.Они обогатили рацион американцев и европейцев этнической - индийской, мексиканской, азиатской - кухней.  Они ввели моду на множество неизвестных ранее на Западе продуктов - на сою, рис басмати и прочее.Экологическое движение - хиппи считали, что они в ответе за всё, происходящее на земле, поэтому забота об общем доме - о Земле (они называли ее Мать-Земля) - была одним из краеугольных камней субкультуры. Они первыми задумались об опасности гонки вооружений и утилизации отходов.Здоровый образ жизни - как единение с природой и естественность.Планирование семьи - именно эра хиппи привела к повсеместному распространению противозачаточных средств. Формирование новых форм семей - коммунны молодых, коммуны стариков, коммунны отцов-одиночек с детьми, шведский вариант.Движение за права людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.Увлечение этникой - экзотическими национальными товарами со всех концов света, включая одежды американских коренных жителей - индейцев, которые были первыми борцами с американской системой.Увлечение всевозможными духовными учениями - хиппи практиковали медитации, йогу, холотропное дыхание, ци-гун, буддизм, христианство, суфизм, тай-цзы и всё самое необычайное, что им только удавалось найти.Именно они были истоком для совмеменного движения антиглобалистов, или, правильнее, альтермондиалистов - они не носили одежды с лейблами, противостояли корпорациям и жили, самоорганизуясь.Влияние на моду - джинсовая революция. Хиппи-стиль с шестидесятых годов никогда не уходил с подиумов. Кроме того, мало кто знает, но до хиппи не было принято носить футболки и шорты, миниюбки и этнику. Говорят, даже комнатные растения придумали хиппи.17

Хиппи стали героями немалого количества фильмов и книг. Романы «На дороге» Керуака и «Электро-прохладительный кислотный тест» Вулфа, фильмы «Беспечный ездок» и «Забриски-Пойнт» давно считаются культовыми и предствляют собой отдельную тему.

В России можно упомянуть фильм Артура Аристакисяна «Место на земле» о хипповской коммуне, а также распространяемый в Интернете под псевдонимом «Крот» текст «Сага о Системе». Существуют и артисты, пропагандирующие хиппи-культуру. Самый яркий из таких примеров на российской андеграундной рок-сцене — группа «Умка и Броневичок» во главе с певицей Анной Герасимовой по прозвищу Умка.(Приложение В)

§3.3 Оценка популярности хиппи в мире в настоящее время.

Нынче движение, как единое поле традиций и связей, существует преимущественно только в виде отдельных "островков", в остальных же случаях перенимаются только какие-то отдельные фрагменты. Идеология размыта еще сильней, чем было до этого, множество имитаторов берут от самого движения только что-то внешнее, напрочь забывая о том, что основное - это дух, отношение и мировосприятие. Как ни печально, считается принципиальной внешняя атрибутика, существующая ради нее самой. Возникает такое впечатление, что движение создавали дизайнеры и модельеры. Кроме того, значимость придается стажу пребывания в движении. Количеству километров, пройденных "стопом". Ценится асоциальность...То есть получается, что хиппи обязан вступать в бесконечные конфликты с обществом, должен оставаться в движении несмотря ни на что и одеваться соответствующим образом. При этом отклонения от подобных штампов вызывают недоумение. И все это называется свободой! Однако и среди современных хиппи существуют люди, для которых подобный набор правил лишен смысла. Они духовно растут, стремятся к подлинной свободе и любви не только для себя, но и для ближнего. Они путешествуют автостопом, сейшенят на людных улицах с гитарами или флейтами, встречаются друг с другом, обмениваются информацией, пишут стихи, песни... И для них быть хиппи - путь любви, реальнее многих других, путь, который имеет сердце.18

Сегодня нельзя говорить, что в России — да и во всем мире — движение хиппи ушло в небытие. Пусть и немногочисленные, отечественные «дети цветов» все еще существуют. Более того, к выжившим первым советским хиппанам, достигшим уже пенсионного возраста, добавляются время от времени и совсем юные парни и девушки, привлеченные теми же идеалами и эстетикой. Процесс, в общем, естественный: если сегодня находятся молодые люди, которые слушают старые группы, давно уже не «модные» и не «актуальные», то будут и те, кого привлекут идеи почти уже забытых субкультур.

Никакие политические изменения не сказались на общении  современных хиппи. Много новых  субкультур возникло на основе хиповой, но, как стволовые клетки, сохранились  и хиппи. По-прежнему по дорогам едут многочисленные дети цветов, существуя для общества, делая людей добрее, разъясняя даже видом своим, что нет ничего на свете важнее любви.  
 

                                                       Приложение А. 

Информация о работе Молодёжная субкультура хиппи