Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа
Данная тема привлекла нас в первую очередь тем, что хиппи-это неформальное движение. А неформалы - это в основном молодёжь, к которой относимся и мы.
Вовлечёнными в данную субкультуру были многие из старшего поколения, в том числе и некоторые из наших родственников. В настоящее время всё больше молодых людей становятся хиппи. Кроме того, у большинства людей сложилось стереотипное видение этой субкультуры, что крайне ошибочно.
Данная тема привлекла нас в первую очередь тем, что хиппи-это неформальное движение. А неформалы - это в основном молодёжь, к которой относимся и мы.
Вовлечёнными в данную субкультуру были многие из старшего поколения, в том числе и некоторые из наших родственников. В настоящее время всё больше молодых людей становятся хиппи. Кроме того, у большинства людей сложилось стереотипное видение этой субкультуры, что крайне ошибочно.
Вообще, неформальные объединения, по сути, целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой,это,скорее,социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на «своих» и «чужих», общие символы и их стандартные интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, даже фольклор. То есть это сообщество с самоназванием и самосознанием. Но стандартные методы описания здесь явно не годятся, мы надеемся, его внутреннее устройство выявится по ходу изложения.
Целью нашей курсовой является всестороннее описание субкультуры хиппи и определение истоков её возникновения.
Мы попытаемся выявить особенности данной субкультуры и описать символику хиппи.
Отношение к данному движению у большинства людей неоднозначно. Это мы тоже ставим своей задачей: выяснить отношение общества к субкультуре, а также роль субкультуры в обществе.
Многие
десятки лет назад наши далёкие
предшественники уже стали
Зарождение движения хиппи имело достаточно глубокие социологические корни. Материализм, отстранение от природы из-за высокого уровня индустриализации, отсутствие удовлетворения от работы в механизированном мире, скука и бесцельность богатого пресыщенного общества, отсутствие религиозных, воспитательных и осмысленных философских основ жизни - всё это послужило причиной возникновения новых молодёжных течений в США. Также огромную роль в этом процессе сыграла Вьетнамская война, которая сопровождалась смертью множества людей. Хиппи становились преимущественно не из-за моды, а из-за твердых личных убеждений и нежелания подчиняться несправедливым правилам социума.
Конечно,
это было не просто социально-политическое
веяние. Всегда есть что-то, объединяющее
молодёжь, помимо общих взглядов на мироздание,
и это что-то - МУЗЫКА. Музыка, сама по себе
являющаяся очень мощным и в то же время
изящным инструментом созидания, всегда
сопутствовала человечеству. Тогда, в
середине двадцатого века, революционным
открытием музыкальной культуры стал
рок-н-ролл. Новая музыка как символ новой
культуры.
Начало всего этого безумия, творившегося
в США в 60-е годы, совпало с
выходом за пределы медицинского использования
только появившегося психоделика - ЛСД,
и впоследствии эти два события слились
в единое. Таково было начало Хэппининга.
Эпицентром развития движения хиппи стал
американский город Сан-Франциско.1
Пожалуй, трудно себе представить, насколько
позитивен был весь тот выброс эмоций,
накопившийся у людей за долгие годы жизни
в урбанизированном обществе. Огромную
популярность приобрели различные музыкальные
группы, тут же подстроившиеся под потребности
молодёжи. Среди них такие начинатели
психоделической культуры как "Jefferson
Airplane", "Doors", "Grateful Dead" и другие.
Эта музыка, производимая только живыми
инструментами, а также удар на постоянно
меняющуюся интонацию солирующего голоса
воздействовали на психику людей очень
сильно, и даже сейчас, во времена, когда
музыка стала высокотехнологична, творения
этих музыкантов по некоторым параметрам
даже превосходят современную психоделик-музыку.
Так, молодые хиппи несли с собой мир и
любовь, осуждая любое насилие. Это были
битники, многие из которых вели бродячий
образ жизни. Им не нужно было богатство,
им не нужна была борьба за деньги и власть;
это были просто дети солнца и цветов,
дарившие окружающим безмятежные улыбки.
В шестидесятые годы во многих городах
США проводились постоянные парады хиппи.
Одним из таких мероприятий стало "Summer
of Love" - летний фестиваль всё в том же
Сан-Франциско. На это "мероприятие"
съехались битники со всех концов Америки
и даже из других стран, чтобы провести
вместе лето в окружении людей способных
творить только добро.
К сожалению, время летит, и уже никогда
не вернуть того массового эмоционального
подъёма, радужного фейерверка, который
взмыл в воздух в шестидесятых. В то время
это были новые идеи, идеи, подававшие
надежду, даже уверенность в том, что они
правильны. Но нашему земному физическому
телу трудно выдерживать такие сильные
энергетические потоки. Окунувшись в хэппининг
с головой, первооткрыватели массовой
психоделик-культуры не хотели оглядываться
по сторонам. Это и предопределило судьбу
поколения, которое навсегда останется
молодым. Движение хиппи постепенно затухало,
волна отступила и теперь мы можем видеть
только осколки. Как известно, красивые
цветы вянут рано.
Итак, наша курсовая работа начнётся с истоков движения хиппи, а затем и его распространение. Затем мы попытаемся выявить особенности субкультуры хиппи: символика,идеология. И в заключение:социальная роль и отношение общества к хиппи.Анализ того,что же всё-таки привнесло это движение в наш мир.
Неудивительно, все-таки,
что книг на
эту тему выпущено
очень мало. Как
и всё непонятное
для себя, общество старалось
не замечать хиппи. Поэтому
наша курсовая работа
будет основываться
в основном на статьях
из интернета. Наиболее
достоверными и полными
являются сайты www.hazzen.ru2
и www.subcult.ru3
Глава 1.Возникновение и распространение субкультуры
§1.1.Что такое субкультура
В 1950 году американский социолог
Дэвид Размен в своих
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур.
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».
Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».4
Поскольку
общество распадается на множество
групп — национальных, демографических,
социальных, профессиональных, — постепенно
у каждой из них формируется собственная
культура, т. е. система ценностей и правил
поведения. Малые культурные миры называют
субкультурами.
У одного языка — несколько диалектов.
Группы, говорящие на разных диалектах,—
субкультуры, группы, говорящие на разных
языках,— различные культуры. Когда люди
из двух групп, несмотря на несходство
деталей образа жизни, разделяют общие
базисные ценности и потому могут общаться
беспрепятственно, их культуры — всего
лишь варианты одной, господствующей,
культуры. Субкультура — это часть общей
культуры нации, в отдельных аспектах
отмечающаяся или противостоящая целому,
но в главных чертах согласующаяся и продолжающая
культуру нации, которая получила название
доминирующей культуры.
Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности,характерные только для нее.5
Социологические
исследования западных ученых 1930 – 50-х
годах пристальное внимание уделяют
изучению культурного бума в обществе.
Стремительное появление и
Проявление индивидуальности и контрастности в противовес существующим стандартам впервые были зафиксированы в США и Европе, и, что удивительно, коснулись практически всех сфер жизнедеятельности социальной структуры того времени – литературы, музыки и кинематографа. Наглядным примером первого и самого распространенного молодежного движения, зародившегося в 50-е годы ХХ века, можно называть американских битников, главным толчком к возникновению которых стал протест против существующих культурных и социальных догм, непреодолимая жажда свободы везде и во всем.
Изначальная природа субкультуры (или, как ее еще называют – подкультуры) – это противоречие. Любая субкультура, какую бы цель она не преследовала – это всегда противопоставление существующему общественному и культурному порядку и доминирующим предпочтениям в определенной социальной структуре населения. Как правило, такие второстепенные направления культурного развития меньшинства характеризуются яркими и узнаваемыми чертами, своеобразной спецификой, которая позволяет ее представителям выделиться и заявить о себе, о своих жизненных принципах и неординарности своего стиля. 6
Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в протест с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.
Развиваясь, субкультуры начинают вырабатывать единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом очень большое сходство субкультур 20-го века и традиционных культур. Поэтому методы изучения субкультур очень схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.
Имидж
для представителя субкультуры — это
не только одежда, это демонстрация своим
видом убеждений и ценностей, которые
пропагандирует субкультура. Со временем
отдельные элементы и целые стили одежды
вливаются в общую культуру. Например,
военизированные ботинки (ботинки Dr. Martens)
скинхедов давно уже стали общепринятыми
у многих неформалов, а стили одежды Готическая
лолита и Готический аристократ уже не
только элемент субкультуры готов, но
также элемент японской моды.
У представителей субкультур со временем
вырабатывается свой язык. Частично он
наследуется от субкультуры прародителя,
частично вырабатывается самостоятельно.
Многие элементы сленга — это слова неологизмы.
С культурологической точки зрения символ
и символизм являются определяющими в
описании той или иной культуры и культурного
произведения. Символы субкультур — это
с одной стороны самоопределение субкультуры
среди множества других культур, с другой
стороны связь с культурным наследием
прошлого. Например, знак анкха в субкультуре
готов — это с одной стороны символ вечной
жизни, как наследие Египта, с другой —
символ, самоопределяющий культуру в настоящее
время.7
Начало ХХI века ознаменовалось большим количеством проблем, требующих от человечества эффективных и вместе с тем нестандартных решений. Сейчас не только мировая культура, но и вся социальная система поставлена перед необходимостью отвечать на вопросы, ставящие под сомнение целесообразность общественного режима и доминирующее мировоззрение человечества. Именно на этой благодатной почве, в поисках ответов, сейчас рождается и развивается большее, чем когда - либо, количество субкультурных движений, которые для лучшего понимания следует классифицировать по доминирующим принципам и интересам. Итак, в современной мультикультурной среде можно выделить огромное количество культурных ответвлений, которые объединены вместе стилем времяпрепровождения, социальной позицией, либо же жизненной философией.