Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:44, контрольная работа
Театр, каким знаем мы его сейчас, появился не сразу. За все свое время, данная область искусства видела множества преобразований. Каждый, кто связан со сценой, будь то актер или же постановщик, вносил в него нечто свое, нечто личностное. Но особенно сильно и радикально на театр повлияли системы, методы и взгляды Станиславского и Немировича-Данченко. Без этих людей, современная режиссура, будь то театр или же кинематограф, были бы не те.
1. Введение
2. Глава 1. К.С. Станиславский
3. Глава 2. В.И. Немирович-Данченко
4. Заключение
5. Используемая литература
План:
Театр, каким знаем мы его сейчас, появился не сразу. За все свое время, данная область искусства видела множества преобразований. Каждый, кто связан со сценой, будь то актер или же постановщик, вносил в него нечто свое, нечто личностное. Но особенно сильно и радикально на театр повлияли системы, методы и взгляды Станиславского и Немировича-Данченко. Без этих людей, современная режиссура, будь то театр или же кинематограф, были бы не те.
Еще при жизни,
они полностью отдавались своему
делу. Их воздухом и самой жизнью
были подмостки тетра. Пусть каждый
из них «проживал» эту жизнь слегка
иначе, чем другие, но даже и поныне,
то, что создали К.С. Станиславский
и В.И. Немирович-Данченко используется
нами, их потомками.
Константин Сергеевич Станиславский
(настоящая фамилия
– Алексеев; 5 (17) января 1863, Москва
– 7 августа 1938, Москва) – выдающийся
русский театральный режиссёр, актёр
и преподаватель. Основатель
Система Станиславского – теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем Константином Сергеевичем Станиславским в период с 1900 по 1910 гг. В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяет пути перевоплощения актёра в образ. Целью является достижение полной психологической достоверности актёрских работ. В основе лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание. Ремесло по Станиславскому основано на пользовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр. Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.
Искусство переживания – актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.
Система в полной
мере описана в книге К.С.
Огромное место
в системе Станиславского занимает
артистическая этика. Речь идет отнюдь
не об умозрительном этическом
Владимир Иванович Немирович-Данченко
Немирович-Данченко,
всегда точно формулировавший свои
мысли, не зафиксировал свои огромные
знания в книгах, хотя многократно
задумывался над созданием
Владимир Иванович
ясно видел, что условия бюрократического
управления театрами заглушают актерские
дарования. Убедившись в малой плодотворности
театрально-критической деятельности,
Немирович-Данченко оставляет ее ради
драматургии. Немирович-Данченко хотел
не только косвенно влиять на театр похвалой,
порицанием или разбором спектаклей, но
изменять его активно. Его темперамент
художника был накален за годы бездействия.
Позднее он многократно направлял в дирекцию
императорских театров докладные записки,
в которых подробно излагал проекты необходимых,
по его мнению, театральных реформ. Его
взгляды на театр тесно сближались со
взглядами Островского, неизменно поднимавшего
голос в защиту развития русского национального
театра, против легковесного развлекательного
репертуара. Но в условиях императорских
театров, как и в условиях театров частных,
эти проекты были неосуществимы. Неудовлетворенный
состоянием театра, враг господствовавшей
драматургии, Немирович-Данченко в первых
своих пьесах, однако, сам находился во
власти ее тематики и ее законов. Частые
посещения театров, с детских лет детальное
знакомство с ними воспитали в нем довольно
уверенного знатока сцены. Немировичу-Данченко
нужно было одержать некоторую победу
над собой, чтобы нащупать новые сюжеты,
новые образы, новый драматургический
путь. Он довольно быстро завоевал положение
крупного драматурга. Не только автор
пьес, но и их постановщик в годы 1888--1896,
он работал с лучшими актерами России.
Ермолова и Савина, Ленский и Давыдов охотно
прислушивались к замечаниям молодого
драматурга, свидетельствовавшим не только
о прекрасном знании техники сцены, но
и о тонком и умном проникновении в психологию
образа. Немирович-Данченко блестяще анализировал
роль. Творчество захватывало его. Он стал
не только автором, но и учителем сцены.
Владимир Иванович уже нащупывал в своей
драматургической практике те принципы,
которые защищал в своих статьях. В его
пьесах проникали на сцену нарождавшиеся
социальные отношения, новый бытовой материал,
новые черты психологии, интересные и
неожиданные оттенки жизни. Он понимал,
что реформа театра возникает не из прошлого,
а из современности, из того нового, характерного
и тревожного, что принес в общественные
условия и в духовную жизнь интеллигенции
конец XIX века. Немирович-Данченко в своей
драматургии постоянно касался самой
важной для него проблемы - о силе и бессилии
русского интеллигента, о его противоречивой
судьбе в условиях современного ему общества.
Сознание неустроенности и несправедливости
окружающей жизни настраивало его критически,
но он на практике все более понимал, что
формы театра, которыми он сам владел виртуозно,
не были способны передать ясно сознаваемый
им кризис жизни, и он искал новые, более
тонкие и выразительные формы драматургии,
более соответствующие избираемым им
темам. Он стремился поставить в своих
драмах острые вопросы жизни современной
ему интеллигенции. Владимир Иванович
начинает заниматься педагогической деятельностью:
с 1891 года он стал преподавателем Музыкально-драматического
филармонического училища. Преодолевая
первоначальный скептицизм учащихся,
критик и драматург сделался воспитателем
молодых актеров. Метод его преподавания
был нов. Немирович-Данченко проводил
его со всей свойственной ему страстностью
и последовательностью. Обучая молодежь
актерской технике, он исходил из психологии
образа и индивидуальных особенностей
учащихся. Отбрасывая условно-театральный
подход к образу, когда актер преимущественно
ищет эффекта в роли, он старался в каждой
из них найти живой, неповторимо индивидуальный
характер. Он вскрывал перед учащимися
сложный мир страстей и переживаний. Он
воспитывал их всесторонне. Он учил их
видеть драматизм в окружающей жизни.
Он прививал им любовь к литературе и умение
в нее вчитываться. На его глазах вырастал
новый тип актера, увлеченного драматургией
Чехова. Он боялся расстаться с воспитанной
им молодежью, желая ее уберечь от тлетворного
влияния провинциального театра, в который
она неизбежно попала бы после окончания
школы. Он понял, что его мечта художника
и воля организатора должны были слиться
в создании своего театра. Он убедился,
что прекрасная и верная идея, отличная
актерская, игра, хороший драматургический
материал, существующие раздельно и оторванные
друг от друга, не обеспечат нового театра,
что только органическое соединение всех
по-новому понятых элементов театра всецело
ответит составляющей цель его жизни мечте
-- отразить современность во всей ее глубине,
осветить жизнь тем протестом, который
он чувствовал в лучших людях той эпохи.
Увидев в Станиславском гениального режиссера
и родственного по своим устремлениям
художника и всецело поверив в него, Немирович-Данченко
соединился с ним во имя общей борьбы за
правду жизни на сцене. Так совместно с
К.С. Станиславским был задуман и создан
Художественный театр, и сюда теперь направилась
его воля зрелого художника. С момента
осуществления этой заветной мечты Немирович-Данченко
с головой уходит в театральную практику,
редко выступая на страницах печати, преимущественно
в тех случаях, когда нуждались в объяснении
или точных формулировках творческая
линия и поиски руководимого им совместно
со Станиславским театра. И лишь к концу
жизни у него вновь возникла горячая потребность
формулировать свои взгляды, подвести
теоретический итог своему огромному
творческому опыту. Художественный театр
был его мечтой, более того - он был его
жизненной миссией, его призванием. Только
здесь, в кругу Станиславского, Чехова,
Горького, в кругу передовых художников
и писателей, он впервые получил реальную
возможность осуществления своих идеалов.
Сюда хотел он безраздельно отдать все
свое дарование и все свое умение. И он
отдал себя Художественному театру, вызванному
к жизни волей демократической революционизирующейся
интеллигенции, до конца. Ему, вместе с
К.С. Станиславским, выпало великое счастье
увидеть в полной мере осуществленным
идеал подлинно народного театра в эпоху
Великой пролетарской революции, когда
Художественный театр получил невиданные
возможности расцвета и когда он был поставлен
в положение подлинно государственного
учреждения, тесно связанного с народом.
Тогда же до конца и исчерпывающе раскрылась
индивидуальность Немировича-Данченко.
Основная черта дарования Вл.И. Немировича-Данченко
- умение охватить театр в целом. Нет ни
одной, начиная от самой существенной
и кончая самой незначительной, детали
в театральной жизни, которой бы не касался
Немирович-Данченко. Ему принадлежит известный
афоризм: «Театр начинается с вешалки».
Когда приблизилась к осуществлению дорогая
ему мечта о своем театре, он устранял
даже самые незначительные мелочи, способные
помешать ее достижению или испортить
с трудом воздвигаемое здание. Немирович-Данченко
не оставил ни одной трещины, сквозь которую
могло проникнуть влияние дурных сторон
старого театра. Он всегда смотрел в будущее
и судил о «сегодня» с точки зрения развития
театра в целом. Ему, как и Станиславскому,
было важно создать условия, при которых
актеры - сердце театра - все время находились
бы в нужной для искусства атмосфере, и
он по мере возможности оберегал их от
закулисных интриг. Станиславский и Немирович-Данченко
боролись с преувеличенным актерским
самолюбием, они первыми являли пример
полной отдачи себя идейно-творческим
задачам театра. Художественный театр
стал всепоглощающей страстью Немировича-Данченко,
выражением его упорной воли. Он знал,
что именно здесь он полностью выразит
себя. Существование Художественного
театра означало и существование Немировича-Данченко
как полноценного, служащего высоким идейным
задачам художника. Оттого он постоянно
отвергал так часто делавшиеся ему предложения
о переходе в другой театр. Прежние, испытанные
им успехи его больше не удовлетворяли.
И хотя он больно переживал внешние и внутренние
трудности и беспокойства в жизни Художественного
театра, он в самые тяжелые минуты не покидал
театр и еще сильнее и напряженнее входил
в гущу его жизни, не только ставя спектакли,
но разрабатывая репертуар, совершенствуя
постановочно-сценическую технику, создавая
стройную административно-
Как художник, заинтересованный в наиболее в наиболее полном осуществлении идеи создания нового театра, как организатор и официальный директор его, Немирович-Данченко заботился о каждом отдельном участке сложного театрального организма.
Проблема того, что показывается на сцене, была всегда для него одной из самых существенных. В списке режиссёрских созданий Немировича-Данченко - Чехов и Шекспир, Пушкин и Горький, Островский и Лев Толстой, Гоголь и Грибоедов, Щедрин и Тренев, Вс. Иванов и Леонов, Хренников и Дзержинский. Первые свои постановки он делал вместе со Станиславским, и их взаимовлияние дало результаты одинаково благотворные для обоих. Он, до такой степени вживался в стиль произведения, что, не вглядываясь в текст, легко угадывал текстовые изменения и сокращения, произведённые режиссурой. Враждуя с ложной театральностью, он в равной мере не любил натуралистической простоватости. Ритм сценической речи был для него ритмом автора, ритмом пьесы, был для него поэзией. Ритм был тесно связан с содержанием. Воплощая на сцене два огромных по значительности романа Л. Толстого, Немирович-Данченко последовательно шел за гениальным определением, которое дал Толстому В.И. Ленин. Верный своей идейной и художественной требовательности, он нашел для раскрытия идейного смысла романов особые приемы. В «Воскресений» он дал резкое и мощное разоблачение царской России. В картинах «Суд», «Тюрьма», «Деревня», «Петербург», «Этап» он нарисовал острейшие противоречия русского самодержавного строя. Введенное им «лицо от автора» позволило ему передать мысли Толстого-протестанта. В «Анне Карениной» он противопоставил «скованной в гранитные стены морали блестящего императорского Петербурга» «сильную страсть» искренней и честной женщины, «которая, ощутив радость чистой правды, уже не может помириться с лицемерием и ложью». Таков был и весь спектакль, от начала до конца построенный на контрасте «живой, прекрасной правды» с торжественным, холодным великолепием окружающей мертвой аристократической жизни. Так умел Немирович-Данченко выявлять в спектакле самое главное самое характерное для выбранной пьесы. Ради театра прожил свою большую жизнь Немирович-Данченко. Он много мечтал, любил и умел мечтать. Каждый пройденный им шаг укреплял его веру в искусство. Он уже видел двери своих театров раскрытыми для Шекспира и для Чайковского, для высокой трагедии в поэзии и в музыке. Достигнув восьмидесятилетнего возраста, этот художник, когда-то открывший Чехова русскому театру, вновь раскрыл Чехова Советской стране. Режиссер, заслуживший горячую признательность Горького за оказанную ему творческую помощь при его первых драматургических опытах, он в советские годы дал непревзойденный образец социального истолкования пьес великого пролетарского писателя. Наш современник, он воплотил в театре лучшие произведения советской драматургии, создал сценические образы Ленина и Сталина. Не было крупного события в нашей общественной жизни, на которое бы он активно не откликался. Он утверждал на сцене поэзию нашей эпохи.