Культура и исскуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусство относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Содержание

Введение 3
1 Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства
5
2 Искусство среди других сфер культуры 11
3 Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм
15
4 Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма
20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

культура и искусство.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

      Значительным  художественным явлением последней трети XIX века стал символизм. Отметим, что уже к середине века с распадом романтизма в европейской культуре определяющим становится децентрализованный тип художественной культуры, который характеризуется разнообразием стилей, художественных направлений.

      Для символизма, возникшем в системе романтизма, характерно стремление к выражению художественного содержания посредством символа, поиск скрытых реальностей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Обращение к символам - одно из древних свойств человеческой культуры. Оно было присуще древним мифологиям, религиям, архаическому и средневековому искусству. Как самостоятельное направление в европейском искусстве появилось в 70-е годы во Франции, проявившись особенно заметно в поэзии. В поэзии символистов нашли наиболее полное отражение кризис общества, жизни, мысли, мироощущение эстетизма, отстаивавшего идею самоценности искусства, и декадентства (от лат. – упадок). Сами поэты (С. Малларме, П. Верлен, А. Рембо) объявляли  себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, его «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике, рациональному мышлению. В России  его представляли: в поэзии - В. Брюсов, А. Белый, В. Иванов, А. Блок, в живописи - М. Врубель, в музыке - А. Скрябин. В ряде стран он продолжал развиваться вплоть до первой мировой войны.

      В  XX веке в науке, технике, философии, во всей жизни общества происходят коренные перемены. Резко меняется и язык искусства.

        Уже в начале XX века европейское искусство стало приобретать новые черты. Одним из первых их попытался проанализировать Н.А. Бердяев, который писал: «Много кризисов искусство пережило за свою историю. Но то, что происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал классически прекрасного искусства, и чувствуется, что нет возврата к его образам» (Бердяев Н.А. Кризис искусства. - М., 1918, С.3).

      Разнообразные течения модернизма, как стали  называть все проявления «нового» искусства, формировались в условиях острых, кризисных ситуаций, столь характерных для жизни общества и его культуры с XX века. Войны и революции, крушение империй, тоталитарных режимов, новые типы культуры, рождаемые технократической   цивилизацией, резкое обострение социальных противоречий и, как следствие, разрушение традиционных связей между людьми, ощущение зыбкости почвы бытия, разочарование в прошлом  и настоящем, неуверенность в будущем, отказ от традиционных ценностей культуры - вот эти процессы вполне закономерно порождали потребность в формировании новой  художественной картины мира. И в искусстве модернизма и авангардизма  ситуация «распада времени» находила свое естественное выражение.

      В основе эстетики модернизма лежит представление об абсурдности бытия и необходимость выражения этой абсурдности новыми эстетическими средствами. Для модернизма характерно стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыв с установившимися принципами и традициями, поиск новых, необычайных средств выражения формы и содержания произведений.

      Модернизм во многом объединяет различные эстетические направления: футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др. По основным параметрам, характерным для любого направления - по творческому методу, определяющему принципы отбора жизненных явлений, пути их творческой интерпретации, по системам средств выразительности, по стилевым течениям - модернизм противостоит реализму. Так, кубизм, возникший в первой четверти XX века, выдвинул главной целью искусства формальные эксперименты. Ему свойственно разложение сложных форм на простые (куб, конус, цилиндр) и реконструирование их  на плоскости.  Результатом такого конструирования явилась деформация образов реального мира. Родоначальником кубизма считается П. Пикассо (1881-1973). Другое течение модернизма - сюрреализм (сверхреализм)  провозглашает источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а методом - разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм не отказывается от изображения объективного мира, но представляет его лишенным смысла. Главной чертой его стала алогичность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность (С. Дали).

      Наиболее  радикально порывает с принципами реалистического искусства абстракционизм - течение, возникшее в 1910-х годах и широко распространившееся в 40-е годы XX столетия.  Художники этого направления отрицают всякую изобразительность и отказываются от изображения предметного мира, поэтому абстракционизм называют беспредметничеством (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Делоне др.).

      Анализируя  модернистское искусство XX века,  любопытную гипотезу о самом общем законе развития мирового искусства выдвинул известный испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет. Согласно ему, искусство вслед за философией меняется в зависимости от изменений точки зрения художников на окружающий мир - от вещественно-конкретного, объективного  видения и художественного воспроизведения мира через его субъективное восприятие и изображение к господству чистых идей и абстракций как  в восприятии, так и в творчестве. Иначе говоря, это движение от реализма, понимаемого как предельная верность натуре через импрессионизм   как передачу лишь ощущений о ней, к современной, все более абстрактной живописи  (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. - М., 1991).3 
 

4 Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма 
 

       В 70-е годы  на  Западе возникла культура постмодернизма, понимаемая ее создателями и сторонниками как культура постиндустриального и информационного общества. Границы постмодернизма шире определенного направления в искусстве. Он представляет собой движение, охватившее различные сферы жизни и культуры.

       Постмодернизм, как полагают исследователи современной культуры, порожден усталостью современного общества, его разочарованием в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения, легших в основу европейской культуры, с их верой в торжество разума, в безграничные возможности человека, в победу принципов гуманизма и социальной справедливости.

       В социальной сфере постмодернизм  соответствует обществу потребления, где нет четко выраженной социально-классовой структуры, где уровень потребления, главным образом материального, выступает основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния. Это общество всеобщего конформизма и компромисса.

       Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. В ней  мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым. Подобное положение во многом объясняется фактическим отсутствием в современной идеологии устойчивого внутреннего ядра, каким в античности выступала мифология, в средневековье – религия, в новое и новейшее время -  сначала философия, потом - наука. Постсовременность развенчала престиж и авторитет науки, но не предложила ничего взамен (разве что, мода заняла это место), усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

       В обращении к культуре постмодернизмом выдвинута своя методология, основные  принципы которой - плюрализм и релятивизм. Для культуры постмодернизма характерно стремление к размыванию границ между наукой, философией и искусством, к отказу от всякого радикализма, от иерархии ценностей и противопоставления фундаментальных понятий: добро - зло, истина - заблуждение и т.д.  Постмодернистское сознание компилятивно, неопределенно, неустойчиво.  Этим объясняется сближение в постмодернизме элитарной и массовой культуры.

       В искусстве авангардистским установкам на новизну постмодернизм противопоставил  стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее иронического цитирования. Постмодернизм - это эстетика эклектизма и полистилизма. Полистилизм  предполагает активное взаимодействие различных  художественных систем. В одном и том же произведении могут соединяться, казалось бы, вообще не соединимые вещи: бытовая достоверность и гротеск, типизация и идеализация, высокоинтеллектуальные и низменные коммерческие жанры.

       Характерные для постмодернизма художественные приемы - это цитатничество, пародирование более ранних явлений искусства,  коллаж, иронизм,  произвольный набор изобразительных средств, сочетание классических канонов с экспериментом, смешение различных стилевых черт в одном произведении. Так, например, в романе Ульберто Эко «Имя Розы» сугубо интеллектуальное повествование о жизни средневекового монастыря переплетается с крутой детективной интригой. И такая стилевая многозначность, ироническая игра с читателем, интеллектуальная насыщенность характерны для многих произведений постмодернизма.

      В целом, как отмечают многие исследователи, постмодернизм представляет собой  переходное состояние и переходную эпоху. Он  неплохо справился с разрушением многих  отживших сторон и элементов предшествующей современности эпохи. Что касается положительного вклада, то его пока сложно однозначно оценить.  Но главное в этом смысле то, что постмодернизм реализовал, хотя бы отчасти, потребность в диалоге как способе существования современной культуры - диалоге  прошлого и настоящего, диалоге философских, научных и художественных систем, диалоге Запада и Востока.4 
 
 

Заключение   
 

      Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную  систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого — художественного воздействия искусства на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

      Теперь  можно сделать общий вывод. Искусство  занимает очень важное место в культуре, современно культуре. В общей системе культивируемых и продуцируемых практик оно выполняет несколько функций:

  1. является одной из распространенных и престижных техник организации пространственно-временного континуума; «в отсутствии Бога» — всеобщего куратора — оно осуществляет «надзор и наказание» (М. Фуко); поэтому «приобщение к искусству широких масс» служит, в том числе и способом их выведения в просвечиваемое и регулируемое пространство;
  2. выполняет важную роль по переработке трансцендентности в виртуальность; осуществляя тотальную коррекцию «ментального зрения», в результате которой человек приучается мыслить себя субъектом, ограниченным лишь этажами одной и той же реальности (структурно идентичной и в модусе реальности, и в модусе ирреальности, отличающихся друг от друга лишь параметрами фактуры);
  3. совершает операции по захвату и переработке с последующим введением в легитимные культурные пределы нового, ранее вытесненного материала. Тем самым материал и трансформируется, и сохраняется;
  4. служит лабораторией по конструированию новых дискурсивных и действенных порядков, которые потом внедряются в другие культурные практики.
 

Список литературы 
 

  1. Гуревич П. С. Культурология: учебник для вузов/ П. С. Гуревич. - М.: Проект, 2003. - 332 c.
  2. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. – 104 с.
  3. Кармин А.С. Культурология: учебник для студ. вузов / А.С. Кармин. -3-е изд., стереотип.. - СПб.; М.; Краснодар: Лань, 2004. - 928 c.
  4. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва: Академический проект: Трикста, 2008. – 494 с.
  5. Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры/ П. А. Сапронов. - изд. 2-е, доп.. - СПб.: Союз, 2003. - 558 с.
  6. Торосян В. Г. Культурология: история мировой и отечественной культуры: учебник для вузов / В. Г. Торосян. - Москва: ВЛАДОС, 2005. - 735 c.
  7. Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. - 167 с.
  8. Культурология: учебное пособие для студ. вузов/ науч. ред. Г.В. Драч. -Изд. 7-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 c.
  9. Культурология: учебное пособие для студ. вузов/ ред. А.И. Шаповалов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 320 c.
  10. Культурология: учебник для студ. вузов / ред. А. Л. Золкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 504 c.
  11. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов/ ред. А. Н. Маркова. -3-е изд.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 319 c.

Информация о работе Культура и исскуство