Культура и исскуство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусство относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

Содержание

Введение 3
1 Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства
5
2 Искусство среди других сфер культуры 11
3 Формы художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм
15
4 Формирование нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма
20
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

культура и искусство.doc

— 157.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Содержание 
 

Введение 3
1 Искусство  как способ эстетического освоения  мира. Виды и функции искусства  
5
2 Искусство  среди других сфер культуры 11
3 Формы  художественного сознания: классицизм, реализм, символизм и модернизм  
15
4 Формирование  нового художественного сознания в ХХ веке. Сущность постмодернизма  
20
Заключение 22
Список литературы 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род  практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусство относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

      Определение отличительных признаков искусства  и его роли в жизни людей  вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство  объявлялось «подражанием природе» — и «свободным формотворчеством»; «воспроизведением действительности» — и «самопознанием Абсолюта», «самовыражением художника» — и «языком чувств»; особого рода игрой — и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически взаимосвязаны разные моменты — познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования сущности искусства не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру. В изучении природы искусства наука стала обращаться к методам системного анализа, позволяющим подойти с некоторых других сторон к раскрытию сущности искусства, в частности: а) выявить те качества и функции искусства, которые необходимы и достаточны для описания его внутренней структуры; б) показать, что соединение этих качеств и функций — не простая их «сумма», не механический конгломерат, а органически-целостное единство, которое и порождает специфический для искусства эффект художественности; в) раскрыть способность структуры искусства модифицироваться, образуя, с одной стороны, виды, разновидности, роды и жанры искусства, а с другой — различные исторические типы искусства (творческие методы, стили, течения, школы). Хотя марксистская эстетика далека ещё от окончательного решения этой задачи, некоторые её аспекты могут быть освещены с достаточной определённостью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Искусство как способ эстетического освоения мира. Виды и функции искусства 
 

      Человек осваивает окружающий мир  не только с помощью разума в форме научных  истин, но и посредством чувств, чувственных  переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и  другими формами общественного  познания,  занимает одно из важных  мест в иерархии духовных ценностей. Основатель  эстетики как науки - немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял  эстетическое  как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.

      Эстетическое  отношение человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

      Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры».

      Эта способность к эстетическому  освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве. Искусство - эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления - «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, -  способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания,  обладающей познавательной способностью.

      Однако  в отличие от науки, искусство  связано, прежде всего, с переживаниями  и эмоциями; оно предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее «научное изучение», а преимущественно чувственное восприятие и субъективное видение, освоение действительности. Недаром выдающийся советский психолог Л.С. Выготский определял искусство как «общественную технику чувства», как «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции»   (Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968, С.17). Призванное «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель), «исправлять природу» (Вольтер), не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В. Г. Короленко) - искусство имеет особое назначение и призвание как вид духовно-практической деятельности.

      Наряду  с чувством важнейшим элементом  искусства является образность. Искусство - это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, в звуках, красках, форме.

      Художественное  творчество, таким образом, можно  определить как продукт человеческих переживаний, находящих свое воплощение в образах. Произведение искусства  заключает в себе синтез образа и  чувства, одинаково необходимых друг другу, ибо «без чувства образ пуст, а без образа чувство слепо» (Б. Кроче).

      Для того чтобы стать явлением искусства  образное мышление, присущее так или  иначе каждому человеку, должно получить воплощение в материале конкретного вида искусства, т.е. искусство включает в себя и образное мышление   и практическую деятельность людей, наделенных  уникальной природной способностью - умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности:

      словом - в литературе;

      цветом -  в живописи;

      интонацией - в музыке;

      игрой актера - в театре.

      Искусство - это результат индивидуально-неповторимого  творческого процесса, основанного  на принципе художественной интерпретации  действительности. Решающим в нем  являются талант, мастерство, навыки, техника его создателей.

      Потребность в образно-символическом познании окружающего мира была присуща уже  племенному человеку. Искусство в  своих ранних проявлениях - наскальная живопись, первобытный танец - возникло задолго до того, как человек научился земледелию или обработке металлов. Искусство старше, чем государство и собственность. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Первобытное искусство не представляло собой род профессиональных занятий, а было частью предметного мышления, обусловленного практической и  религиозной потребностями древнего человека. В результате тысячелетнего развития стал возможным выход за пределы чисто утилитарных  задач, произошло размежевание с другими видами духовно-практической деятельности и возникло искусство как форма эстетического освоения мира, как деятельность «по законам красоты», воплощающая творческую фантазию человека, его идеи  и переживания, удовлетворение потребностей человека в красоте, в создании вещей, способных доставить человеку радость.

      Особенностью  искусства как формы общественного  сознания является полифункциональность. В процессе  дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы  духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология - средством ценностной  ориентации, язык - универсальным средством общения, игра - организацией досуга людей, спорт - механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных  способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. Искусство создает «вторую реальность».

      Вышесказанное позволяет понять значение  искусства  в жизни общества. Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три  его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время  их дополняют и конкретизируют, выделяя также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная  классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.

      Но  следует заметить, что само многообразие «применения» продуктов художественного творчества носит целостный характер и обусловлено  эстетической сущностью искусства.

      Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного  творчества, количество и сложность которых неуклонно увеличивается по мере развития эстетического сознания. Многообразие видов искусства как исторически сложившихся устойчивых форм творческой деятельности, обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

      Традиционно было принято делить художественные произведения по признаку их отношения  к категориям пространства и времени - на пространственные, временные и пространственно-временные. К первой группе принадлежат те виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движение, которые неизменны во времени: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Ко второй группе относят музыку, балет, драму, пантомиму и т.п. К третьей - театр,  кино, телевидение, цирк, имеющие признаки первых двух.

      Современная классификация видов искусства  выделяет такие  его разновидности, как изобразительное, музыкальное, «синтетическое», техническое, декоративно-прикладное.

      Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения его имеют, как правило, предметную (материальную) форму. К  ним относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство.

      Художники и скульпторы воспроизводят в  статике людей, ситуации, природу, предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, глина, мрамор, цемент), инструменты (кисть, карандаш, резец) и широко используя такие свойства материи как линия, объем, цвет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека (портрет), но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи.

      Музыка - этот вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие, вид художественного  творчества, главным выразительным средством которого являются звуковые образы. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода.

      Синтетические искусства - это те виды художественного  творчества, которые представляют собой  органическое слияние разных видов  искусства, образующих качественно  новое и единое эстетическое целое. Сюда относятся театр, балет, кино. Так,  театр, например, объединяет  в себе литературу, актерское мастерство, режиссерское прочтение, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство.

      «Технические  искусства» возникли сравнительно недавно  как результат слияния искусства  с техникой. Процесс этот, активно начавшийся в XIX веке (изобретение фонографа, фотографии, немого кино), получил небывалое развитие  уже в наше время. К наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности.

Информация о работе Культура и исскуство