Культура 17 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:37, реферат

Описание работы

Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках, дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода.

Содержание

Введение 3
1. Главная особенность культуры XVII века 5
2. Образование, просвящение и наука 7
3. Литература и устное творчество 12
4. Архитектура и изобразительное искусство………………………………13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.docx

— 42.02 Кб (Скачать)

Происходит  перелом в исторической литературе. На первый план выходят светские историографы: князья, бояре, приказные дьяки, посадские люди. Героями их сочинений становятся не только светские и духовные владыки, но по большей части «меньшие» люди, народ. Таковы по содержанию псковские повести «О разорении Пскова», «О бедах, скорбех и напастех, и же бысть в Велицей Росии». Они возникают в демократической городской среде.

По  старой русской традиции прославляются  и отдельные любимые народные герои. В литературно-повествовательных  летописях «Есиповской» и «Строгановской» центральными фигурами являются Ермак и Строгановы. Предпочтение отдается новым видам исторических сочинений по проблемам и периодам, таким как «Новый летописец», «Повести книги сея от прежних лет». Их автор И.И. Котырев-Ростовский, впервые дает психологические характеристики правителей России конца ХVI – начала ХVII вв. В исторических трудах появляется непривычный автобиографизм.

Авторы  сочинений пытаются оправдать собственное  поведение, явно проявляется личная заинтересованность в освещении  тех или иных событий. Меняются подходы  к изложению материала. Все меньше уделяется внимания элементарной повествовательности. Монах Троице-Сергиева монастыря  Авраамий Палицын в своем труде  о смутном времени «История в  память предыдущим родам» сосредотачивает  внимание на реальных причинно-следственных связях между событиями, хотя и здесь  мы находим традиционные рассуждения  о каре за грехи.

Расширяется круг исторических источников, на основе которых создаются новые произведения, причем совершенно очевидно критическое  отношение авторов к материалу. Закономерно, что на рубеже ХVIII в. фактически исчезают такие формы исторических произведений как летописи, хронографы с присущим им погодным, разрозненным изложением истории. Они больше не отвечают уровню исторической культуры.

Для исторических сочинений становится характерным создание более широких  картин исторического прошлого с  опорой на монографические разработки. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый печатный исторический труд, который долгое время был единственным учебником русской истории.

Светскость приобретает даже житийная литература, которая  трансформируется в жанр повести-жития. Весьма популярным было и вызывает большой интерес и в настоящее время «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» лидера старообрядцев. Это произведение называют «стилистическим феноменом мировой литературы». Аввакум ведет повествование народным языком, создает яркие образы своих современников, повествуя о своей жизни, перенесенных страданиях и непрестанной борьбе.

В русской литературе ХVII в. появляются и совершенно новые жанры, что было связано с ростом грамотности различных слоев населения, особенно провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Они становятся активными читателями и предъявляют новые требования к содержанию литературных произведений. В моду входит бытовая повесть сатирического содержания, где авторы обращаются к обыденной жизни, обыгрывают психологические ситуации, отходят от средневекового шаблона и уже не показывают своих героев либо идеальными, либо абсолютными злодеями.

Излюбленными темами бытовых повестей стали проблемы взаимоотношений  молодого и старшего поколений, вопросы  нравственности, человек с его  личными переживаниями («Повесть о  Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Герои произведений – купцы, небогатые дворяне-авантюристы, которые отвергли патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.

Повести распространялись в форме  небольших рукописных сборников, написанных на плохой бумаге, дешевых и доступных. Их характерной особенностью является тесная связь с устным народным творчеством. Создатели повестей и сатирических сочинений обращались к сказкам, песням, народным анекдотам. В свои произведения они перенесли даже прибауточный склад речи, поговорочные и пословичные выражения.

Демократическая сатира стала горьким  свидетельством народного унижения и бесправия. Отсюда и едкий сарказм, а подчас и откровенное глумление, с которыми изображаются отрицательные явления тогдашней действительности. Пародию на судопроизводство находим в «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче», осуждение нравов в городской среде в «Азбуке о голом небогатом  человеке». Государственная монополия на виноторговлю рассматривается  как государственная система спаивания и разорения народа в «Празднике кабацких ярыжек», «Службе кабаку».

Объектом  сатиры становится даже церковь. «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Саве и его великой славе» – яркие свидетельства падения авторитета церкви, где высмеиваются жадность, лицемерие, безнаказанность служителей культа.

В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.

Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них  дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых  людей к церковникам и церковным  обрядам: "из одного дерева икона  и лопата". Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими  учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать - по-дворянски, а слово держать по-крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка".

Одним из любимых героев произведений народного  творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали  складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся  богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном  кругу былинных героев, вместе с  Ильей Муромцем.

 

  1. Архитектура и изобразительное искусство.

 

Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также  скульптуры. Высоким образом искусства  по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и  другие детали церквей. Богатейшей резьбой  украшен Коломенский дворец.

Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением  этого глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых людей. Разные наличники  и карнизы, обработка резьбой  крылец и других частей здания, своеобразие  приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах составляют одну из характерных особенностей русской  национальной культуры.

Искусство резьбы, веками развивавшееся  в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.

Дальнейшее развитие получила и  скульптура, хотя в ней сохранилось  много архаических черт. Скульптуры были обычно раскрашены и по большей  части выполнялись в плоскостной  манере, как горельефы.

Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.

В целом развитие скульптуры шло  в направлении придания изображению  более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более  индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась  обеспечить сохранение контроля над  живописью, проповедовала глубоко  консервативные идеи с целью полного  подчинения ее строго религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и  городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных  канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в  живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного  искусства в XVII веке связана с  деятельностью выдающегося художника  Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в  литературе того времени, интерес к  человеческой личности, было распространение  портретных изображений. Это оказалось  не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати  стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.

Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Определяя основное содержание и направление  историко-культурного процесса средневековой  России, можно с полным основанием говорить, что эта культура уходила  своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную  среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества  Россия обнаружила замечательные богатства  творческих сил народа в культуре.

Культура народа проникнута светлым  чувством оптимизма, она жизнеутверждающая  по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени  особенности и противоречия. Они  были обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской  культуры громадное влияние оказало  господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой  культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.

Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части  нашего национального богатства, славы  и величия нашего народа.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Авт. кол. М.Ю. Брандт, М.М. Горинов "Россия и мир", ч. I; изд. "Владос", г. М, 1994 г.
  2. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров "Очерки истории русской культуры"
  3. В.О. Ключевский "Русская история" в 3-х томах; изд. "Мысль", г. М, 1993 г.
  4. С.Ф. Платонов "Учебник русской истории", изд. "Наука", г. СП, 1994 г.
  5. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII веке.-М.: Мысль, 1989
  6. Лимонов Ю.А. Культурные связи России с европейскими странами в XV-XVIIвв. – М.: Моск. Рабочий, 1978
  7. Сахаров А.М., Муравьева А.М. Очерки русской культуры IX-XVIIвв. – М.: Мысль, 1987
  8. Скынников Р.Г. Святители и власти. – Л.: Наука, 1990
  9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: Просвящение, 1989

Информация о работе Культура 17 века