Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 07:37, реферат
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми в источниках, дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного хозяйства и общественных отношений данного периода.
Введение 3
1. Главная особенность культуры XVII века 5
2. Образование, просвящение и наука 7
3. Литература и устное творчество 12
4. Архитектура и изобразительное искусство………………………………13
Заключение 16
Список литературы 17
Происходит перелом в исторической литературе. На первый план выходят светские историографы: князья, бояре, приказные дьяки, посадские люди. Героями их сочинений становятся не только светские и духовные владыки, но по большей части «меньшие» люди, народ. Таковы по содержанию псковские повести «О разорении Пскова», «О бедах, скорбех и напастех, и же бысть в Велицей Росии». Они возникают в демократической городской среде.
По
старой русской традиции прославляются
и отдельные любимые народные
герои. В литературно-
Авторы сочинений пытаются оправдать собственное поведение, явно проявляется личная заинтересованность в освещении тех или иных событий. Меняются подходы к изложению материала. Все меньше уделяется внимания элементарной повествовательности. Монах Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в своем труде о смутном времени «История в память предыдущим родам» сосредотачивает внимание на реальных причинно-следственных связях между событиями, хотя и здесь мы находим традиционные рассуждения о каре за грехи.
Расширяется
круг исторических источников, на основе
которых создаются новые
Для исторических сочинений становится характерным создание более широких картин исторического прошлого с опорой на монографические разработки. Таков «Синопсис» И. Гизеля – первый печатный исторический труд, который долгое время был единственным учебником русской истории.
Светскость приобретает даже житийная литература, которая трансформируется в жанр повести-жития. Весьма популярным было и вызывает большой интерес и в настоящее время «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» лидера старообрядцев. Это произведение называют «стилистическим феноменом мировой литературы». Аввакум ведет повествование народным языком, создает яркие образы своих современников, повествуя о своей жизни, перенесенных страданиях и непрестанной борьбе.
В русской литературе ХVII в. появляются и совершенно новые жанры, что было связано с ростом грамотности различных слоев населения, особенно провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Они становятся активными читателями и предъявляют новые требования к содержанию литературных произведений. В моду входит бытовая повесть сатирического содержания, где авторы обращаются к обыденной жизни, обыгрывают психологические ситуации, отходят от средневекового шаблона и уже не показывают своих героев либо идеальными, либо абсолютными злодеями.
Излюбленными темами бытовых повестей стали проблемы взаимоотношений молодого и старшего поколений, вопросы нравственности, человек с его личными переживаниями («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Герои произведений – купцы, небогатые дворяне-авантюристы, которые отвергли патриархальные устои и нравственные нормы прошлого.
Повести распространялись в форме небольших рукописных сборников, написанных на плохой бумаге, дешевых и доступных. Их характерной особенностью является тесная связь с устным народным творчеством. Создатели повестей и сатирических сочинений обращались к сказкам, песням, народным анекдотам. В свои произведения они перенесли даже прибауточный склад речи, поговорочные и пословичные выражения.
Демократическая сатира стала горьким свидетельством народного унижения и бесправия. Отсюда и едкий сарказм, а подчас и откровенное глумление, с которыми изображаются отрицательные явления тогдашней действительности. Пародию на судопроизводство находим в «Повести о Шемякином суде», «Повести о Ерше Ершовиче», осуждение нравов в городской среде в «Азбуке о голом небогатом человеке». Государственная монополия на виноторговлю рассматривается как государственная система спаивания и разорения народа в «Празднике кабацких ярыжек», «Службе кабаку».
Объектом сатиры становится даже церковь. «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Саве и его великой славе» – яркие свидетельства падения авторитета церкви, где высмеиваются жадность, лицемерие, безнаказанность служителей культа.
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время.
Весьма интересны пословицы, записанные
в особых сборниках конца XVII века.
В пословицах явно прослеживалась народная
оценка человеческих качеств и общественных
отношений. Недаром многие из них
дожили до наших дней, как, например:
"баснями соловья не кормят",
"взялся за гуж не говори, что не
дюж". Народные пословицы отразили
критические отношения простых
людей к церковникам и
Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Муромцем.
Общее для русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, а также скульптуры. Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей резьбой украшен Коломенский дворец.
Резьба по дереву, украшавшая дворцы
и храмы, была ярким воплощением
этого глубокого народного
Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.
Дальнейшее развитие получила и
скульптура, хотя в ней сохранилось
много архаических черт. Скульптуры
были обычно раскрашены и по большей
части выполнялись в
Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.
В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области искусства.
Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.
Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных большим талантом.
Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед описанием.
Высшая ступень развития живописного
искусства в XVII веке связана с
деятельностью выдающегося
Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.
Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.
Заключение
Определяя основное содержание и направление
историко-культурного процесса средневековой
России, можно с полным основанием
говорить, что эта культура уходила
своими корнями в народное творчество
и имела в нем главную
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры XVII века
отразило свойственные этому времени
особенности и противоречия. Они
были обусловлены, в конечном счете,
социально-политическими и
Несомненно, что на развитие русской
культуры громадное влияние оказало
господство религиозного мировоззрения.
Церковь сыграла определенную роль
и в распространении
И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.
Список использованной литературы: