Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:08, реферат
В конце 7 века правители Австрии, сменив последних «ленивых королей» из меровингского рода, стали правителями объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя Карла Великого (768 - 814) новая династия получила название Каролингской. Время ее правления было отмечено в континенте важными переменами. Ясно обозначилась полярность классовых отношений, сопровождавшаяся ростом крупного землевладения. Карл объединил под своей эгидой почти все обращенные в христианство народы Европы и способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. В его руках была столица древней империи – Рим.
Деятельность Карла Великого и его сподвижников
Архитектура Каролингского Возрождения
Живопись
Книжная миниатюра
О тенденциях развития монументальной живописи 9 века более ярко свидетельствуют фрески крипты церкви Сен Жермен в Осере, росписи святилища Сан Бенедетто в Маллесе в итальянском Тироле (до 881 г.) и церкви Санкт Иоханн в Мюстере (конец 9 века., Граубюнден, Швейцария; ныне в Краеведческом музее Цюриха). Роспись в Осере примечательна живой убедительностью рассказа, она монументальна и представительна.
Каролингская эпоха еще не утратила традицию портретных изображений
На восточной стене святилища в Маллесе сохранились изображения донаторов – воина с мечом и аббата с моделью храма.
Произведением, во многом предвосхищавшим системы росписей церковных зданий более позднего времени, предстает декор в Мюстере. Живопись распологалась пятью регистрами, каждый из которых был разбит на прямоугольные поля, заключенные в рамки. Мюстерские фрески – один из первых повествовательных циклов раннего средневековья – объединили эпизоды из жизни святых с библейскими и особенно подробно разработанными евангельскими сценами. Западную стену занимало огромное изображение Страшного суда. Сгущенную эмоциональную атмосферу подчеркивали коричневато-охристые и серо-голубые тона, поверх которых наложены энергичные мазки более светлой краски.
Не волнистый плетеный узор, не абстрактная звериная орнаментика, а конкретность и ясность форм в передаче того, что есть или может быть, лучше всего отвечали запросам юной государственности, преодолевавшей вековой хаос и заботящейся прежде всего о своей устойчивости. Это государство опиралось на религию. И вот в императорских указах читаем, что «живопись допустима для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не мог прочитать из книг».
Живописи надлежало обрести
более развитый изобразительно-
Красочны и внушительны, несмотря на некоторую наивность, образы немногих сохранившихся от тех времен монументальных росписей и мозаик.
В резном (из слоновой кости) книжном окладе из Геноэльс – Эльдерена (Брюссель музей прикладного искусства) сцена встречи Марии и Елизаветы (матери Христа и матери Иоанна Крестителя) принадлежит к шедеврам раннего средневекового искусства. Фигуры мало объемны, но сила и согласованность их взаимного порыва, их органическая, подлинная неразрывная слитность равно как и патетика выраженных чувств, выдают руку вдохновенного мастера, предвещая расцвет вполне оригинальной зрелой Средневековой пластики.
Книжная миниатюра
Памятником, возвестившим начало нового этапа истории книжной живописи, стал список евангельских текстов, законченных в 783 году писцом Годескальком для Карла Великого. Это богато украшенная рукопись написана золотым и серебряным шрифтом на пурпурном пергаменте. Изобразительная традиция в противовес декоративной стала доминировать в «Евангелии Годескалька». Точная графичность, почти орнаментальная игра линий, приковывающая изображение к плоскости, сочетается в миниатюрах с пристальным вниманием к человеческой фигуре.
Новый дух восторжествовал в памятниках, которые вышли из придворной мастерской Карла в период до 810 года. Вместе с работой Годескалька их объединяют в «группу Ады», по имени аббатисы Ады, для которой было исполнено «Евангелие». Наследники Годескалька пользовались в первую очередь образцами античного толка, которые могли быть привезены из Италии или Византии.
После периода господства декоративно украшенной плоскости в меровингской и островной миниатюре рукописи «группы Ады» вновь выдвинули проблему изображения объемного пространства. Троны, на которых восседают евангелисты, помещены в своего рода ниши, архитектурные задники образуют пространственную среду. Автор миниатюр «Евангелие» из монастыря Сен Медар в Суассоне в композиции «Источник жизни» возводит сложные кулисы, здания мощными изгибами уходят в глубину, «источник жизни» осеняет пространственно трактованный киворий. «Кодекс из Сен Медара» - совершенное творение ранней каролингской миниатюры – выделяется также гибкой передачей эмоционального звучания каждого образа: евангелисты то погружены в себя, то взволнованно прислушиваются к словам которые нисходят к ним свыше.
Наряду с Евангелием наиболее излюбленным объектом иллюстрирования в средние века была Псалтырь. Ее поэтические тексты, наполненные символами и аллегориями, ставили сложные задачи перед миниатюристами. В Каролингский период возникло два наиболее полно иллюстрированных манускрипта этого ветхозаветного сочинения: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта и современный ему список в Штутгарте. «Утрехтская Псалтырь» оставила неизгладимый след в средневековом искусстве, воздействие ее миниатюр было ощутимо вплоть до 12 века. Иллюстрации рукописи исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице.
Перемежаясь с текстом
в виде широких лент, они возникают
подобно изобразительным
В 40-е годы пальма первенства
перешла к школе Тура (до 853 г.),
затем к так называемому
Важной чертой турских произведений стало новое восприятие изображаемого пространства. Переход отчетливо ощутим при сравнении миниатюр двух рукописей – «Библии Мутье - Грандваля» (ок. 840 г., Лондон,
Британский музей) и списка библейского текста, исполненного по заказу светского аббата Тура графа Вивиана. Художники «Грандвальской Библии» еще достаточно следовали позднеантичному образцу в композиции миниатюр, одеждах действующих лиц, в перспективной трактовке интерьера
В изображении пейзажа. Художники «Библии Вивиана», создавая величественную сцену поднесения графом рукописи Карлу Лысому, руководствовались уже «иерархическим» пониманием пространства. Фигуры расположены в пределах композиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Осененный божественной десницей Карл Лысый, восседая вверху на троне, превосходит остальных персонажей ростом.
В середине 9 века ряд примечательных кодексов вышел из соборного скриптория в Меце. Для архиепископа Дрогона, внебрачного сына Карла Великого, здесь был создан наиболее значительный манускрипт – «Сакраментарий» парижской Национальной библиотеки. Рукопись снабжена большим количеством крупных инициалов, содержащих повествовательные сцены.
Сохранившиеся в большом количестве миниатюры каролингской эпохи – самое для нас значительное в ее художественном наследии. Среди них несомненные шедевры-миниатюры Евангелий архиепископа Эбо и короля Лотаря, в которых виртуозность и динамичность рисунка, унаследованные от англо – ирландской миниатюры, создают могучую выразительность образов.
Ценнейший памятник изобразительного искусства того времени – знаменитая Утрехтская псалтырь (так названная по месту ее хранения – Университетской библиотеки в Утрехте) со ста шестьюдесятью пятью рисунками, выполненными коричневыми чернилами. Тут сцены охоты, битв, пиров, мирного труда крестьян, холмистые пейзажи, всевозможные архитектурные мотивы.
Графическая четкость и декоративность. Наблюдается любовь к миру, окружающему человека, проявляется с подобной же силой и мастерством лишь в рисунках 14 столетия.
«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не рапространилось. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.
Использованная литература
История искусства Зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под редакцией Ц. Т. Нессельштраус, Москва издат-во «Изобразительное искусство» , 1982 г.
Малая история искусств. Искусство средних веков в Западной и центральной Европе. В. Н. Тяжелов, Москва ИСКУССТВО .1981 г.
Библиотека «Полка букиниста» Значимые книги отечественных и зарубежных авторов. В.В. Карева. История средних веков «Каролингского Возрождения». PolBu.Ru
История архитектуры “Каролингского Возрождения» www.ARHITEKTO.RU