Каролингское Возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

В конце 7 века правители Австрии, сменив последних «ленивых королей» из меровингского рода, стали правителями объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя Карла Великого (768 - 814) новая династия получила название Каролингской. Время ее правления было отмечено в континенте важными переменами. Ясно обозначилась полярность классовых отношений, сопровождавшаяся ростом крупного землевладения. Карл объединил под своей эгидой почти все обращенные в христианство народы Европы и способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. В его руках была столица древней империи – Рим.

Содержание

Деятельность Карла Великого и его сподвижников

Архитектура Каролингского Возрождения

Живопись

Книжная миниатюра

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

 

О тенденциях развития монументальной живописи 9 века более ярко свидетельствуют  фрески крипты церкви Сен Жермен в Осере, росписи святилища Сан Бенедетто в Маллесе в итальянском Тироле (до 881 г.) и церкви Санкт Иоханн в Мюстере (конец 9 века., Граубюнден, Швейцария; ныне в Краеведческом музее Цюриха). Роспись в Осере примечательна живой убедительностью рассказа, она монументальна и представительна.

 

Каролингская эпоха еще  не утратила традицию портретных изображений

 

На восточной стене  святилища в Маллесе сохранились изображения донаторов – воина с мечом и аббата с моделью храма.

 

Произведением, во многом предвосхищавшим  системы росписей церковных зданий более позднего времени, предстает  декор в Мюстере. Живопись распологалась пятью регистрами, каждый из которых был разбит на прямоугольные поля, заключенные в рамки. Мюстерские фрески – один из первых повествовательных циклов раннего средневековья – объединили эпизоды из жизни святых с библейскими и особенно подробно разработанными евангельскими сценами. Западную стену занимало огромное изображение Страшного суда. Сгущенную эмоциональную атмосферу подчеркивали коричневато-охристые и серо-голубые тона, поверх которых наложены энергичные мазки более светлой краски.

 

Не волнистый плетеный узор, не абстрактная звериная орнаментика, а конкретность и ясность форм в передаче того, что есть или  может быть, лучше всего отвечали запросам юной государственности, преодолевавшей вековой хаос и заботящейся прежде всего о своей устойчивости. Это государство опиралось на религию. И вот в императорских указах читаем, что «живопись допустима для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не мог прочитать из книг».

 

Живописи надлежало обрести  более развитый изобразительно-повествовательный  характер.

 

Красочны и внушительны, несмотря на некоторую наивность, образы немногих сохранившихся от тех времен монументальных росписей и мозаик.

 

В резном (из слоновой кости) книжном окладе из Геноэльс – Эльдерена (Брюссель музей прикладного искусства) сцена встречи Марии и Елизаветы (матери Христа и матери Иоанна Крестителя) принадлежит к шедеврам раннего средневекового искусства. Фигуры мало объемны, но сила и согласованность их взаимного порыва, их органическая, подлинная неразрывная слитность равно как и патетика выраженных чувств, выдают руку вдохновенного мастера, предвещая расцвет вполне оригинальной зрелой Средневековой пластики.

Книжная миниатюра

 

Памятником, возвестившим начало нового этапа истории книжной  живописи, стал список евангельских текстов, законченных в 783 году писцом Годескальком для Карла Великого. Это богато украшенная рукопись написана золотым и серебряным шрифтом на пурпурном пергаменте. Изобразительная традиция в противовес декоративной стала доминировать в «Евангелии Годескалька». Точная графичность, почти орнаментальная игра линий, приковывающая изображение к плоскости, сочетается в миниатюрах с пристальным вниманием к человеческой фигуре.

 

Новый дух восторжествовал  в памятниках, которые вышли из придворной мастерской Карла в период до 810 года. Вместе с работой Годескалька их объединяют в «группу Ады», по имени аббатисы Ады, для которой было исполнено «Евангелие». Наследники Годескалька пользовались в первую очередь образцами античного толка, которые могли быть привезены из Италии или Византии.

 

После периода господства декоративно украшенной плоскости  в меровингской и островной миниатюре  рукописи «группы Ады» вновь выдвинули  проблему изображения объемного  пространства. Троны, на которых восседают  евангелисты, помещены в своего рода ниши, архитектурные задники образуют пространственную среду. Автор миниатюр «Евангелие» из монастыря Сен Медар в Суассоне в композиции «Источник жизни» возводит сложные кулисы, здания мощными изгибами уходят в глубину, «источник жизни» осеняет пространственно трактованный киворий. «Кодекс из Сен Медара» - совершенное творение ранней каролингской миниатюры – выделяется также гибкой передачей эмоционального звучания каждого образа: евангелисты то погружены в себя, то взволнованно прислушиваются к словам которые нисходят к ним свыше.

 

Наряду с Евангелием наиболее излюбленным объектом иллюстрирования  в средние века была Псалтырь. Ее поэтические тексты, наполненные  символами и аллегориями, ставили  сложные задачи перед миниатюристами. В Каролингский период возникло два  наиболее полно иллюстрированных манускрипта  этого ветхозаветного сочинения: кодекс, хранящийся в Университетской библиотеке Утрехта и современный ему  список в Штутгарте. «Утрехтская Псалтырь» оставила неизгладимый след в средневековом искусстве, воздействие ее миниатюр было ощутимо вплоть до 12 века. Иллюстрации рукописи исполнены пером и относительно свободно разбросаны по странице.

 

Перемежаясь с текстом  в виде широких лент, они возникают  подобно изобразительным комментариям древних свитков. Но писец и художник исходили из разных источников: изобразительный ряд не всегда совпадает с текстом. Рисунки то пространственно иллюстрируют толкование, отсутствующее в рукописи, то отличаются наивным буквализмом. Каждый псалом сопровождается изображением динамично сменяющих друг друга эпизодов. Битвы, мучения, схватки, процессии, пиры, охоты, храмы и крепости, скульптурные монументы, холмы и деревья, львы, кобылица с жеребенком – все это непрерывным потоком проходит по страницам. Исполненные в эскизной манере, рисунки рождают ощущение вдохновенной импровизации, хотя мастера с завидной изобретательностью варьировали небольшое количество образцов.

 

В 40-е годы пальма первенства перешла к школе Тура (до 853 г.), затем к так называемому скрипторию Карла Лысого, местоположение которого нельзя считать твердо установленным. В Туре мастера следовали по стопам дворцовой школе, знали древние  рукописи, а также сумели усвоить  уроки реймских художников. Стиль миниатюр турской школы – степенный и торжественный, композиции отличаются ясным построением, каждая сцена полна значительности. Фигуры движутся с достоинством, страсти и волнения разрешаются в величавом спокойствии главного действующего лица.

 

Важной чертой турских произведений стало новое восприятие изображаемого пространства. Переход отчетливо ощутим при сравнении миниатюр двух рукописей – «Библии Мутье - Грандваля» (ок. 840 г., Лондон,

 

Британский музей) и списка библейского текста, исполненного по заказу светского аббата Тура графа  Вивиана. Художники «Грандвальской Библии» еще достаточно следовали позднеантичному образцу в композиции миниатюр, одеждах действующих лиц, в перспективной трактовке интерьера

 

В изображении пейзажа. Художники  «Библии Вивиана», создавая величественную сцену поднесения графом рукописи Карлу Лысому, руководствовались уже «иерархическим» пониманием пространства. Фигуры расположены в пределах композиции снизу вверх, одна над другой, в зависимости от положения и сана. Осененный божественной десницей Карл Лысый, восседая вверху на троне, превосходит остальных персонажей ростом.

 

В середине 9 века ряд примечательных кодексов вышел из соборного скриптория в Меце. Для архиепископа Дрогона, внебрачного сына Карла Великого, здесь был создан наиболее значительный манускрипт – «Сакраментарий» парижской Национальной библиотеки. Рукопись снабжена большим количеством крупных инициалов, содержащих повествовательные сцены.

 

Сохранившиеся в большом  количестве миниатюры каролингской эпохи – самое для нас значительное в ее художественном наследии. Среди них несомненные шедевры-миниатюры Евангелий архиепископа Эбо и короля Лотаря, в которых виртуозность и динамичность рисунка, унаследованные от англо – ирландской миниатюры, создают могучую выразительность образов.

 

Ценнейший памятник изобразительного искусства того времени – знаменитая Утрехтская псалтырь (так названная по месту ее хранения – Университетской библиотеки в Утрехте) со ста шестьюдесятью пятью рисунками, выполненными коричневыми чернилами. Тут сцены охоты, битв, пиров, мирного труда крестьян, холмистые пейзажи, всевозможные архитектурные мотивы.

 

Графическая четкость и декоративность. Наблюдается любовь к миру, окружающему  человека, проявляется с подобной же силой и мастерством лишь в  рисунках 14 столетия.

 

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Аахена оно практически не рапространилось. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

Использованная литература

 

История искусства Зарубежных стран. Средние века, Возрождение. Под  редакцией Ц. Т. Нессельштраус, Москва издат-во «Изобразительное искусство» , 1982 г.

 

Малая история искусств. Искусство  средних веков в Западной и  центральной Европе. В. Н. Тяжелов, Москва ИСКУССТВО .1981 г.

 

Библиотека «Полка букиниста» Значимые книги отечественных и  зарубежных авторов. В.В. Карева. История  средних веков «Каролингского Возрождения». PolBu.Ru

 

История архитектуры “Каролингского Возрождения» www.ARHITEKTO.RU


Информация о работе Каролингское Возрождение