Каролингское Возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:08, реферат

Описание работы

В конце 7 века правители Австрии, сменив последних «ленивых королей» из меровингского рода, стали правителями объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя Карла Великого (768 - 814) новая династия получила название Каролингской. Время ее правления было отмечено в континенте важными переменами. Ясно обозначилась полярность классовых отношений, сопровождавшаяся ростом крупного землевладения. Карл объединил под своей эгидой почти все обращенные в христианство народы Европы и способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. В его руках была столица древней империи – Рим.

Содержание

Деятельность Карла Великого и его сподвижников

Архитектура Каролингского Возрождения

Живопись

Книжная миниатюра

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

План:

 

Деятельность Карла Великого и его сподвижников

 

Архитектура Каролингского  Возрождения

 

Живопись

 

Книжная миниатюра

 

1. Деятельность Карла Великого  и его сподвижников

В конце 7 века правители Австрии, сменив последних «ленивых королей» из меровингского рода, стали правителями  объединенного Франкского государства. По имени крупнейшего своего представителя  Карла Великого (768 - 814) новая династия получила название Каролингской. Время ее правления было отмечено в континенте важными переменами. Ясно обозначилась полярность классовых отношений, сопровождавшаяся ростом крупного землевладения. Карл объединил под своей эгидой почти все обращенные в христианство народы Европы и способствовал распространению христианского учения среди завоеванных племен. В его руках была столица древней империи – Рим. На вершине своего могущества, перед лицом наиболее сильных монархов того времени – византийского императора и багдадского халифа – Карл выступил с идеей возрождения Римской империи на Западе.

 

Империя Карла была достаточно рыхлым раннефеодальным государством, в котором лишь церковь обладала хорошо налаженной организацией. Литургия повсюду в империи совершалась  по римскому образцу, бенедиктинский устав стал основой монастырской жизни. Расширилась сфера образования: империя нуждалась в грамотных чиновниках. При дворе Карла собирался кружок образованных людей, деятельность которых позволила объединить остатки знаний, еще хранившихся в монастырских библиотеках и кафедральных соборах на окраине Европы – в Италии, Испании и на британских островах.

 

Оживление культурной жизни  при дворе Карла и в правление  его преемников нередко именуют  «каролингским Возрождением». Однако оно не означало поворота к светскому  началу и классической античности. Культуру Каролингов, сосредоточенную  в среде высших духовных и светских лиц, близких ко двору, питали в первую очередь христианская античность и  подспудно существовавшие антикизирующие тенденции в культуре раннего средневековья.

 

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и  государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский  и греческий языки и говорил  на них. Радея о том, чтобы его  подданные были грамотными и образованными  людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать  школы при монастырях и епископских  кафедрах для криликов и монахов, а также капитулярий (802г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ явилось воспитание образованных криликов и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Аахене Карл 1 собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф из Испании, Эйнгардт который позднее напишет биографию Карла 1 «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

 

При епископских резиденциях  Карл 1 создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Аахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев – мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

 

При дворе в Аахене Карл 1 создает ученое общество, наподобие созданого в свое время Платоном, и называет его «Дворцовой академией». В деятельности «Академии» принимает участие сам Карл 1 и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях «Академии» читались и обсуждались ученые сочинения ее членов церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены «Академии» носили библейский или античный псевдоним.

 

Карл Великий имел имя  Давида

 

Происходило возрождение  античной культуры, но только во внешних  ее формах, содержание же этой культуры было неизбежно другим, оно явилось  порождением новой исторической эпохи. Мировоззрение писателей  и ученых при дворе Карла Великого не было античным, их менталитет уже  оформлялся как феодальный средневековый. В их произведениях рационалистический дух, которым пронизаны произведения а нтичных авторов, казалось бы не уместен. Вокруг Карла 1 собралось большое количество ученых христианских монахов, чье мировоззрение и определило «Каролингское Возрождение». В период « Каролингского Возрождения» развивались церковно-феодальные политические идеи: идея сотрудничества сословий, идея о короле как служители Бога на земле.

 

В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические тракты античности. Появляются новые произведения по сельскому  хозяйству.

 

В это время начинает формироваться  схоластика, которая становиться  основой средневекового мировоззрения  культуры и науки вплоть до Возрождения.

 

При всем своем увлечении  античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного его франкского языка. Идет интенсивное  собирание песен германских народов.

 

После смерти Карла Великого начали закрываться школы, кроме  тех, которые готовили к духовному  званию. Уровень образованности в  империи резко упал.

2. Архитектура Каролингского  Возрождения

Об архитектуре Франкского государства второй половины 8-9 века можно судить по немногим сохранившимся  зданиям, данным археологии и письменным источникам. Отражая рост феодальных отношений, уже архитектура меровингской эпохи выработала ряд новых типов  сооружений. Среди них следует  выделить в первую очередь бург – укрепленный военный лагерь. Со временем он превратился в резиденцию феодала. Появление среди зданий бурга высокой башни, окруженной рвами и палисадами,- прообраза будущего донжона – вело к сложению типа средневекового замка.

 

В раннем средневековье центр  хозяйственной жизни неуклонно  перемещался в сельскую местность. Города, епископские резиденции и  административные центры уступали свою роль поместьям и монастырям. На первых порах у франкских королей  не было постоянного местопребывания: монарх со своим двором кочевал из одного поместья в другое. Лишь при  Карле Великом любимое поместье его отца – Пфальц в Аахене (ФРГ) стало подобием столицы. Обширное строительство развернувшееся здесь во второй половине 8 века, должно было наглядно представить притязания Карла на роль обновителя империи, являть доказательства непрерывности имперской традиции.

 

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным  планам. Из обширного архитектурного строительства Карла1 до наших дней сохранилась капелла в Аахене, образующая сегодня сердце кафедрального собора. Она была начата по приказу Карла Великого около 790 г. по проекту Одо фон Меца и освещена около 800 г. Но дворец к которому она относилась, исчез почти полностью. Он должен был напоминать об императорском Риме и соответственно назывался Латеран, по названию папской резиденции в Риме.

 

Подобно храму, господствующему  на римском форуме, дворцовая капелла  Карла Великого стояла в конце  обрамленного колоннами переднего  дворца, который мог вместить около 7000 тысяч человек. В западной части  капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. Капелла  перекрыта восьмичастным сомкнутым  сводом. Внешняя стена имеет 16 углов. Капелла в Аахене несла в себе идею государственности. Капелла служила местом хранения важнейших государственных и церковных реликвий. Понятно поэтому предпочтение, отданное центрическому плану, к которому обратились строители, ибо уже по самой сути он заключал концепцию единства и централизации. Сохранялась в капелле и продольная ориентация от фланкированного башнями фасада к алтарю. При всей близости к знаменитой равеннской церкви ахенская капелла несет в себе иное образное содержание. В Аахене на первый план выступила статичность пространства, доминирует масса стены и опоры в нижнем ярусе. Давящая сила тяжелых арочных конструкций « ставит на колени», тогда как отделенная выступающим карнизом и более ярко освещенная верхняя, императорская зона с вытянутыми пропорциями арок и стройными колоннами пронизана движением вверх и кажется недосягаемой. Пространство капеллы в Аахене получило тем самым тенденцию подразделяться на отдельные зоны, а также ячейки, что особенно ощутимо в обходной галерее нижнего яруса. Капелла Карла Великого несла идею драматического конфликта земли и неба, суровую власть силы.

 

Почти одновременно с сооружением  аахенского пфальца было начато строительство в Северной Франции монастыря Сен-Рикье. Наибольший интерес представляла главная церковь аббатства, которая с западного конца завершалась вестверком – многоярусной постройкой на квадратном основании. Вестверк и средокрестие были отмечены высокими деревянными круглыми башнями. Наличие башен продолжало начатые в меровингский период поиски специфического для севера Европы динамичного силуэта культового здания.

 

Вестверк был нововведением каролингской архитектуры. Его назначение до сих пор служит предметом дискуссий, поскольку от 9 века сохранилось их мало. В почти неизменном виде дошел лишь вестверк церкви аббатства Корвей (873-885, ФРГ) – двухъярусный зал с эмпорами, увенчанный шатром. Со стороны фасада его фланкируют две прямоугольные башни.

 

Композиция вестверков дала возможность ряду исследователей, исходя из средневекового уподобления храма «небесному граду», трактовать эту часть церковного здания как символ крепостных врат, охраняющих вход в священное пространство. Не менее веские основания имеет толкование вестрерка и как императорского зала: культовое здание с вестверком объединяло функции святилища и тронного зала, намекало на союз светской и духовной власти. Характерно в связи с этим, что в дальнейшем вестверк удержался в архитектуре Германии, где имперские идеи играли значительную роль на протяжении долгого времени.

 

Появление второго полюса в храмовой постройке существенно  меняло композиционную структуру здания. Односторонне ориентированная базилика предшествующего времени уступила место храму с двумя противолежащими  центрами. Иной путь в том же направлении  демонстрируют церкви с апсидами на противоположных концах. Одним  из наиболее ранних примеров применения контрапсиды Западной Европе является церковь в Фульде (ФРГ).

 

При перестройке в период 791-819 годов она получила второй трансепт и хор. Введение контрапсиды не только создавало более статичную композицию, но подчеркивало замкнутость церкви, ее отъединенность от мира. Близкие тенденции мы можем обнаружить и в планировке монастырских комплексов. Библиотека Санкт–Галленского монастыря (Швейцария) сохранила документ исключительной важности. Это возникшей до 829 года в Рейхенау (ФРГ) типовой план монастырских построек, который предназначался для реконструкции существовавшей обители. Регулярность и функциональная обоснованность – основные свойства санкт – гелленского чертежа.

 

Система расположения построек на санкт-гелленском плане образует как бы несколько защитных слоев по отношению к сакральному пространству святилища. На внешнем обводе монастыря располагались хозяйственные постройки, дома ремесленников, сады и огороды. К ним присоединялись больница и помещение для послушников с небольшими капеллами, кладбище, странноприимный дом, школа и жилище аббата. Эти здания строились с деревянным каркасом. Из камня предписывалось сооружать наиболее важные постройки – храм, дормиторий и рефекторий. Они распологались по сторонам прямоугольного двора - клуатра с северной, восточной и южной стороны; западную часть двора замыкал погреб. Монастырский погреб образовывал преддверие храма. Главное святилище на плане из Санкт- Галена – трехнефная базилика с трансептом и хором – превосходило своими размерами остальные сооружения и было предназначено для совершения основных служб. Многочисленные алтари, разбросанные дотоле в нескольких монастырских церквах, теперь сосредоточились в одном здании в капеллах по сторонам нефа. Главный доступ в церковь находился с южной строны; восточный и западный концы здания замыкались апсидами с примыкавшими к ним двориками. Замкнутость внутреннего пространства святилища логически завершала основную идею плана.

 

В каролингскую эпоху все  большее внимание стали уделять  сооружению крипт. Каролингская крипта – своего рода вторая церковь в  храме, некое триумфальное сооружение над могилой святого или его  реликвией. Увеличение числа реликвий и погребений, необходимость сделать  их доступными для обозрения паломникам привело к появлению плана  крипты с радикально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода, что в свою очередь повлияло на план всей апсидальной части храма.

 

Самым известным памятником эпохи Каролингов считается надвратный зал монастыря Лорш 8 века под Дармштадтом, который по предложениям построен в 800 году. Это свободно стоящее сооружение – трехпролетные выездные ворота монастыря, напоминающие римскую триумфальную арку.

 

Полуколонны и пилястры с  каннелюрами и с причудливо оформлено  сложными капителями выделяются на многоцветном фоне из каменных плиток коричневого  и бежевого цветов. Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы. В начале нашего столетия в интерьере под более  поздними средневековыми фресками был  обнаружен первоначальный декор, который  имеет прототипы в архитектурных  росписях римских домов.

3. Живопись

Стремление возродить  в новом облике величие Древнего Рима, империя Карла приобщалась  в своем художественном творчестве к достижениям поздней античности.

 

Монументальная живопись сохранилась плохо. Однако известно, что росписи были распространены как в культовых постройках, так  и в светских. В 9 веке мозаики  и фрески украшали стены императорских  дворцов и епископских резиденций. Они прославляли подвиги библейских царей и античных полководцев  и императоров, а также победы каролингских суверенов. По отношению  иконоборческим спорам, которые захватили  в 8 веке Византию, Карл и его окружение  заняли промежуточную позицию. Императорские  указы, «Карловы книги» , составленные в ответ на решения Никейского собора 787 года, не отвергали полностью изображений в церквах, однако лишали их особого сакрального смысла и выдвигали на передний план дидактическую роль священных изображений, отдавая предпочтение слову. Рабан Мавр, видный автор той эпохи, писал в духе «Карловых книг»: «Изображение радует лишь одно мгновение, обращается лишь к одному чувству и не является достойным веры, ибо искажает истинный смысл вещей, только написанное может служить путеводной нитью». Наличие сопроводительных надписей считалось поэтому обязательным.

 

Отдаленное влияние иконоборческих споров можно усмотреть в сохранившейся  мозаике в Жерминьиде-Пре ( ок. 806 г., Франция) – в личном оратории архиепископа Теодульфа, ученого, поэта, знатока античности и советника Карла Великого. Помещенная здесь композиция «Ковчег Завета» не имела анологий ни в византийском искусстве, ни в Риме и является, по всей видимости, собственным иносказательным сочинением орлеанского епископа.

Информация о работе Каролингское Возрождение