Караваджо. Барокко в европейском искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода; глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рембрандта. Открытая неаполитанским живописцем подлинная ценность натуры, утверждение народной образности еще в XVII столетии изменили представления о соотношении натурности и идеализации. Нововведениям художника суждено было стать исходной точкой творчества мастеров последующих столетий.

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Зрелое  творчество.

    

     Период  творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни [см. Приложение 9]. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра, его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, желтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.

     Во  второй картине этого цикла —  «Мученичество св. Матфея» — возобладало  стремление к более бравурному и  эффектному решению [см. Приложение 10]. Третья картина — «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время 2-й мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола [см. Приложение 11].

     Несмотря  на споры, а порой и скандалы вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В «Успении Богоматери» (1605— 1б0б гг.) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно церковной традиции, изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость — ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти.

     Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа перед  распятием). Наиболее выразительно она  раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г.) для собора Сан-Джованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море) [см. Приложение 12]. Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Кажется, Его фигура буквально излучает яркое, озаряющее всё пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и прекрасным не только духовно, но и физически.

      Караваджо находит баланс между драматической  патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» [см. Приложение 13](1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) [см. Приложение 14] доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц.

      В заключении хочется еще раз отметить, что искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века,-  Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. 

    

  

      
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление  было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры:

1. Церковный  догматизм, приведший к усилению  религиозности;

2. Увеличение  роли государства, светскости, борьба  двух начал;

3.Повышенная  эмоциональность, театральность,  преувеличенность всего;

4. Динамика, импульсивность;

5. Декоративность, живописность, излишество элементов...

      В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней. Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии уживается с напряженными духовными исканиями. Сердце и разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия искусства.

      Одним из ярчайших представителей этой культуры является Караваджо. Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев. Позднее в истории искусства даже появился термин «караваджизм», который применяется к мастерам, пользующимся его стилистикой. Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Липатов.    Этюды по теории западноевропейского искусства. М., 1963

2. История  искусства зарубежных стран. Том  3. М., 1964

3. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском

искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,”Наука”,1966

Информация о работе Караваджо. Барокко в европейском искусстве