Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:36, контрольная работа
Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода; глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рембрандта. Открытая неаполитанским живописцем подлинная ценность натуры, утверждение народной образности еще в XVII столетии изменили представления о соотношении натурности и идеализации. Нововведениям художника суждено было стать исходной точкой творчества мастеров последующих столетий.
В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие - динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не единство, гармонию, свойственные эпохе Возрождения, был известным возвратом к дуализму средневекового религиозного сознания. Снова мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального. В результате возникают размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим. В итоге в философии разгорается противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон), т.е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания. В конечном счете, развитие философской мысли в данном направлении привело к формулированию антиномий Канта, диалектического мышления Гегеля. Таким образом, идеология признает существование антагонизмов (противоречий), но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство. Первоначально философия стремится найти монистическое объяснение мира (в чем единство?):
Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог - наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания;
Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы;
Томас Гоббс утверждает: единство - в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия;
Готфрид
Вильгельм Лейбниц видел
Вообще, идея Божества - как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, - характерна для умонастроения эпохи.
Кроме вышеизложенного, типичными специфическими чертами эпохи можно считать:
1. Усиление
религиозной тематики, особенно
тем, связанных с
2. Повышенная эмоциональность;
3. Большое
значение иррациональных
4. Яркая
контрастность,
5. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин);
6. Тяготение к обобщающим и связывающим формам:
а) целостностные системы философии;
б) поиск единства в противоречиях жизни;
в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли;
г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению;
д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства;
е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера).
В эпоху барокко произведения искусства “активно стремятся соединиться с другими” (Липатов). Т.о. Мастер эпохи барокко мыслит и как скульптор, и как архитектор, и как декоратор одновременно (Бернини “Собор святого Петра”).
7. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). Например, церковь св. Сусанны. Характерно: нагруженность формы, орнаментальная декорировка пространства, нарастание массы к центральной части, заполнение ниш статуями.
Живопись итальянского барокко выдвинула на сцену ряд имен: Себастьяно Риччи, Джованни Батисто Тьеполо (картины: “Пир Клеопатры”, “Двое святых”, “Смерть Дидоны” и др.), Алессандро Маньяско (но в его произведениях чисто барочные черты: динамизм, эффектное изображение, получили иную окраску - все кажется увиденным во сне, о котором рассказывают с оттенком болезненной иронии и демонстративного сарказма). И конечно, выдающимся живописцем барокко был Караваджо. Его черты:
1. Жесткость, плотность фактуры;
2. Пластическая моделировка;
3. Приближение фигуры к переднему плану;
4. Цельность, строгая соотнесенность частей;
5. Детализация.
Среди
его произведений такие, как “Неверие
Фомы”, “Успение Марии”, “Положение
во гроб”, “Мандолинистка”, “Призвание
апостола Матфея”, “Обращение св. Павла”
и многие другие. Именно об этом величайшем
живописце и пойдет речь в следующей главе.
ГЛАВА II.
МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО
Микеланджело Меризи Да Караваджо (1573–1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. В возрасте четырех лет будущий художник остался без отца, умершего от тифа. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 века стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком и умер в полной нищете. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Многие факты биографии Караваджо известны лишь приблизительно, на основании более поздних описаний биографов художника. Тем не менее, документально подтвержденные события и само творчество этого замечательного мастера живописи позволяют однозначно утверждать, что Караваджо был весьма яркой и неординарной личностью. Наряду с уникальным талантом, помогавшим художнику создавать выдающиеся по мастерству исполнения картины, Караваджо был наделен крайне сложным характером, регулярно ввергавшим его в самые опасные переделки. Жизненный путь живописца вполне достоин отдельной захватывающей книги, в которой творческие взлеты и достижения соседствуют с дуэлями и погонями, а за посвящением в рыцари следуют тюрьма, побег и скитания по разным городам Италии.
Итак, пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Поворотным моментом в судьбе живописца стало его знакомство с кардиналом дель Монте, который не только предоставил Караваджо кров и стол, но и помог ему получить первый серьезный заказ. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Его слава росла, хотя далеко не все воспринимали творчество Караваджо с однозначным одобрением.
Однако
бурный темперамент художника
2.2
Творчество
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 - начала 17 вв. (маньеризму и академизму). В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Биографы Караваджо пишут, что он относился с презрением к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству. Рассказывают историю о том, как художник привел с улицы цыганку, написал с нее гадалку, предсказывающую судьбу молодому человеку, и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками, но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени. Его картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались с яростными нападками.
Произведения художника Караваджо и в самом деле существенно отличались от общепринятых в то время образцов живописи. Вместо идеализации образа, привычной для религиозных сюжетов, Караваджо рисовал героев своих полотен с максимальным натурализмом. Античные боги, христианские святые и мученики на его картинах становились реальными людьми, являющими собой ярко выраженную индивидуальность и демократическую простоту личности. Изображение человеческого тела во всей его естественности, упрямое преклонение перед правдой жизни далеко не всегда способствовали взаимопониманию живописца с заказчиками. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.
В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Ярко освещенный передний план оттенялся фоном, что создавало оптический эффект приближения происходящего на картине действия к зрителю. Все детали, даже второстепенные, были удивительно осязаемыми и прорисовывались с максимальной тщательностью. Сами сюжеты часто были наполнены глубоким внутренним драматизмом, производящим исключительно сильное впечатление. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Он внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта. На картине молодого мастера «Вакх с чашей в руках» (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живописцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека [см. Приложение 1].
У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка — это лишь способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа.
Итак,
подводя итоги, попробуем описать
творчество Караваджо в разные периоды
своей работы.
Ранний
период Караваджо.
В раннем периоде К. выступает как смелый новатор, бросает вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.
На
многих ранних картинах Караваджо можно
увидеть привлекательных
Информация о работе Караваджо. Барокко в европейском искусстве