Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:27, реферат
Монастыри – сторожи России, которые хранят в себе историю русского государства. Крепостные стены живо напоминают о далеких ратных подвигах. У этих стен пробовали свои силы лучшие воинские отряды Европы, татаро-монгольские орды. А внутри стен монастырей в периоды между отбитых атак неприятеля шла мирная, созидательная жизнь.
Реферат на тему:
«Известные русские монастыри»
Выполнила
ученица 10А класса
Кадина Надежда
2012 год
Введение
Монастыри – сторожи России,
которые хранят в себе историю
русского государства. Крепостные стены
живо напоминают о далеких ратных
подвигах. У этих стен пробовали
свои силы лучшие воинские отряды Европы,
татаро-монгольские орды. А внутри
стен монастырей в периоды между
отбитых атак неприятеля шла мирная,
созидательная жизнь.
Монастырь — слово греческое – келья
отшельника. Общины монахов или монахинь
принимают единые правила жизни. Первые
христианские монастыри возникли как
поселения отшельников в 3-4 вв. в Египте.
В России они появились в XI в. в связи с
принятием христианства. Крупнейшие мужские
монастыри стали называться лаврами. В
мире насчитывается до 25 тыс. мужских и
женских монастырей. Древнейшим монастырем
России является Печорский в Киеве (XI в.).
Монастыри играли важную роль в укреплении
и развитии феодальных отношений, были
центрами распространения письменности,
вели летописи, собирали библиотеки, являлись
культурными центрами. Культивировался
культ нравственно высокого человека.
Летописи несли в себе идеи мира. Возводились
в лик святых имена великих подвижников
Сергия Радонежского, Дмитрия Донского,
Александра Невского и многих других.
В монастырях совершенства достигли многие
виды искусства: слово, архитектура, живопись,
музыка – достоинство которых было в гармонии.
Многие известные русские скульпторы
и архитекторы внесли свой вклад в область
мемориального искусства.
Существует три формы монашества: общежительства,
отшельничество, скитское. Три формы пострига:
Рясофор – послушник – кандидат. Мантия
— отречение от мира. Схима — полное уединение,
даже от соседей-монахов.
Посвящаемый (постригаемый) в монахи должен
давать обет бедности, послушания, безбрачия.
Посвящаемый меняет свое имя. Прием в монастыри
осуществляется по рекомендации церковного
прихода.
Во главе православных монастырей стоят
игумены и игуменьи.
Троице-Сергиева Лавра
Прославленная
обитель Живоначальной Троицы основана
преподобным Сергием
В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422–1425), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами в 1476 году. Величественный Успенский собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).
За алтарем Успенского собора с северной стороны погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.
Кирилло-Белозерский мужской монастырь
Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем Московского Симонова монастыря прп. Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на место, которое было открыто ему в видении Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.
С историей
монастыря связаны имена
Промыслительно
Кирилло-Белозерский монастырь
Но самой глубокой была и остается связь Кириллова монастыря с прп. Сергием Радонежским. Московский Симонов монастырь, выходцем из которого был прп. Кирилл, был основан племянником прп. Сергия Радонежского св.Феодором. Сам преподобный, бывая в этой обители, подолгу беседовал с полюбившимся ему иноком Кириллом, обнаруживая тем самым глубокое духовное родство с ним. Впоследствии прп. Кирилл, полагая начало своему монастырю, несомненно, опирался на заветы Радонежского чудотворца, на его молитвенное заступничество.
В 1924 году монастырь был закрыт и на его территории был создан историко-архитектурный музей-заповедник.
29 декабря 1998 года Церкви была передана часть монастырского комплекса под названием Малый Горний Иоанновский монастырь.
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской
монастырь
Спасо-Преображенский
Соловецкий ставропигиальный мужской
монастырь находится на территории
Большого Соловецкого Острова в
Белом море. Он расположен на удалении
165 километров от Полярного круга. Поклонные
кресты и скиты монастыря установлены
на всех островах Соловецкого архипелага.
Первыми
обитателями, появившимися в этих краях,
были Герман и Савватий в 1429 году. Они обосновались
в бухте Благополучия Большого Соловецкого
острова и прожили там пять лет, после
этого ушли на материк. Савватий умер 27
сентября 1435 года в селе Сорока на реке
Выг, а Герман вернулся на остров в 1435 году
вместе с иноком Зосимой, они построили
себе кельи на месте будущей обители. 1436
год считается годом основания Соловецкого
монастыря.
В конце 16 века
вокруг монастыря строятся мощные стены
и башни из природного камня, и обитель
становится "великой государевой крепостью".
В 1601 году построена церковь Благовещения
Пресвятой Богородицы над Святыми вратами.
В середине 18-го
века по указу императрицы Екатерины многие
церковные и монастырские земли перешли
к государству, которое приняло на себя
обязанность защищать не только церковные
постройки, но и весь Северный край от
неприятеля. В 1765 году монастырь переходит
из епархиального подчинения в ведение
Святейшего Синода и становится ставропигиальным.
В конце 18 века строится каменная монастырская
колокольня с высоким шпилем и больничная
церковь в честь Святителя Филиппа.
В середине 19-го века
строится главный монастырский собор
во имя Святой Троицы. На месте часовни,
построенной над мощами преподобного
Германа, возводится церковь в его честь,
которая освящена в 1860 году. К началу 20-го
века в Свято-Троицком монастыре было
построено и работало 19 храмов и 30 часовен
с тридцатью престолами. Обители принадлежали
шесть скитов и три пустыни, а также богословское
училище, метео, радио, гидростанции, ботанический
сад. На островах для нужд монастыря работало
несколько сотен рабочих и около тысячи
трудников.
После революции 1917 года
в России по решению Советской власти
повсеместно стали закрываться для богослужений
церковные сооружения, постройки забирало
себе государство, и местные власти использовали
их в хозяйственных целях. В 1923 году Соловецкий
монастырь был превращен в лагерь особого
назначения «СЛОН».
Восстановление строений,
ранее принадлежащих Спасо-Преображенскому
монастырю, началось в 1961 году при содействии
государственных учреждений культуры.
Была проведена реставрация храмовых,
хозяйственных и других зданий. В 1967 году
создан Соловецкий музей-заповедник. С
1990 года началось возрождение Зосимо-Савватиевского
Соловецкого ставропигиального мужского
монастыря.
В настоящее время
в монастыре восемь храмов, включая домовую
церковь в честь Собора Соловецких чудотворцев
на северном дворе. Монастырь со всеми
постройками, скитами и пустынями входит
в Российский Государственный музей-заповедник.
Список литературы
Ссылки
|
Содержание