Известные русские монастыри

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 20:27, реферат

Описание работы

Монастыри – сторожи России, которые хранят в себе историю русского государства. Крепостные стены живо напоминают о далеких ратных подвигах. У этих стен пробовали свои силы лучшие воинские отряды Европы, татаро-монгольские орды. А внутри стен монастырей в периоды между отбитых атак неприятеля шла мирная, созидательная жизнь.

Работа содержит 1 файл

Известные русские монастыри.docx

— 714.86 Кб (Скачать)

 

Реферат на тему:

«Известные русские  монастыри»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

ученица 10А класса

Кадина Надежда

 

 

2012 год

Введение

Монастыри – сторожи России, которые хранят в себе историю  русского государства. Крепостные стены  живо напоминают о далеких ратных подвигах. У этих стен пробовали  свои силы лучшие воинские отряды Европы, татаро-монгольские орды. А внутри стен монастырей в периоды между  отбитых атак неприятеля шла мирная, созидательная жизнь. 
Монастырь — слово греческое – келья отшельника. Общины монахов или монахинь принимают единые правила жизни. Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников в 3-4 вв. в Египте. В России они появились в XI в. в связи с принятием христианства. Крупнейшие мужские монастыри стали называться лаврами. В мире насчитывается до 25 тыс. мужских и женских монастырей. Древнейшим монастырем России является Печорский в Киеве (XI в.). 
Монастыри играли важную роль в укреплении и развитии феодальных отношений, были центрами распространения письменности, вели летописи, собирали библиотеки, являлись культурными центрами. Культивировался культ нравственно высокого человека. Летописи несли в себе идеи мира. Возводились в лик святых имена великих подвижников Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Александра Невского и многих других. В монастырях совершенства достигли многие виды искусства: слово, архитектура, живопись, музыка – достоинство которых было в гармонии. Многие известные русские скульпторы и архитекторы внесли свой вклад в область мемориального искусства. 
Существует три формы монашества: общежительства, отшельничество, скитское. Три формы пострига: Рясофор – послушник – кандидат. Мантия — отречение от мира. Схима — полное уединение, даже от соседей-монахов. 
Посвящаемый (постригаемый) в монахи должен давать обет бедности, послушания, безбрачия. Посвящаемый меняет свое имя. Прием в монастыри осуществляется по рекомендации церковного прихода. 
Во главе православных монастырей стоят игумены и игуменьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троице-Сергиева Лавра

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским  в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых  почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения  и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви и в их числе преподобные  Никон Радонежский, Максим Грек, духовные писатели преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; † 1867) и Иннокентий (Вениаминов; † 1879), а также священномученик митрополит Владимир (Богоявленский; † 1918). В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608 –1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона Троицкого монастыря ознаменовалась чудесными явлениями преподобного Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героических защитников православной твердыни.


В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклита. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта. В ее зданиях с 1920 года разместился историко-художественный музей, другие учреждения. Часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в первый послевоенный год. В Великую Субботу 1946 года ожившие лаврские колокола возвестили о первом после закрытия Лавры богослужении в Успенском соборе. Возобновленный монастырь и ныне занимает выдающееся место в жизни Русской Церкви. В его стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Древнейшая  постройка на территории Лавры –  Троицкий собор (1422–1425), в котором  почивают святые мощи Игумена земли  Русской преподобного Сергия Радонежского. В иконостасе храма – иконы  письма преподобного Андрея Рублева. Древностью отличается и церковь в честь  сошествия Святого Духа на апостолов, построенная псковскими мастерами  в 1476 году. Величественный Успенский  собор возведен в 1559–1585 годах по повелению царя Иоанна Грозного. Возле собора – усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи. Шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах сооружена в 1635–1637 годах. Великолепием убранства в стиле "московского барокко" отличается церковь Преподобного Сергия с трапезной (1687–1692). К числу памятников церковного зодчества XVIII века относятся Михеевская (1734) и Смоленская (1746–1753) церкви, а также пятиярусная колокольня (1741–1770).

За алтарем  Успенского собора с северной стороны  погребен Иван Сергеевич Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита  погребены К. Н. Леонтьев (†1891), В. В. Розанов (†1919) и другие известные  деятели русской культуры.

                                   


 

Кирилло-Белозерский  мужской монастырь

 

Монастырь основан  в 1397 году 60-летним старцем Московского  Симонова монастыря прп. Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на место, которое было открыто ему в видении Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом.

С историей монастыря связаны имена Василия  Темного и Иоанна Грозного, многих именитых бояр и князей. Был он известен и как место ссылки опальных представителей русской знати. Здесь провел в  заточении последние пять лет  своей жизни патриарх Никон. После  того как в 1612 году монастырь выдержал осаду поляков и литовцев, было осознано его важное стратегическое значение. Тогда же были возведены  крепостные стены и башни, и доныне поражающие своими размерами.

Промыслительно  Кирилло-Белозерский монастырь тесно  связан со многими русскими обителями, органично вплетен в общерусскую  монашескую жизнь. Выходцами из него были Савватий Соловецкий, Нил Сорский, Корнилий Комельский и многие другие, ставшие светильниками русского монашества. Славная страница истории Белозерского монастыря связана и с Валаамом. После того как в 1611 году Валаамом овладели шведы, около ста лет он пребывал в совершенном разорении и лишь в 1710 году возвращен России в результате победы русских в Северной войне. Именно по инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архим. Иринарха в 1715 году Петр I издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1736 года обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.

Но самой  глубокой была и остается связь Кириллова  монастыря с прп. Сергием Радонежским. Московский Симонов монастырь, выходцем из которого был прп. Кирилл, был основан племянником прп. Сергия Радонежского св.Феодором. Сам преподобный, бывая в этой обители, подолгу беседовал с полюбившимся ему иноком Кириллом, обнаруживая тем самым глубокое духовное родство с ним. Впоследствии прп. Кирилл, полагая начало своему монастырю, несомненно, опирался на заветы Радонежского чудотворца, на его молитвенное заступничество.

В 1924 году монастырь  был закрыт и на его территории был создан историко-архитектурный  музей-заповедник.

29 декабря  1998 года Церкви была передана  часть монастырского комплекса  под названием Малый Горний  Иоанновский монастырь.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской 

монастырь


Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской  монастырь находится на территории Большого Соловецкого Острова в  Белом море. Он расположен на удалении 165 километров от Полярного круга. Поклонные  кресты и скиты монастыря установлены  на всех островах Соловецкого архипелага. 
 
          Первыми обитателями, появившимися в этих краях, были Герман и Савватий в 1429 году. Они обосновались в бухте Благополучия Большого Соловецкого острова и прожили там пять лет, после этого ушли на материк. Савватий умер 27 сентября 1435 года в селе Сорока на реке Выг, а Герман вернулся на остров в 1435 году вместе с иноком Зосимой, они построили себе кельи на месте будущей обители. 1436 год считается годом основания Соловецкого монастыря.  
 
         В конце 16 века вокруг монастыря строятся мощные стены и башни из природного камня, и обитель становится "великой государевой крепостью". В 1601 году построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми вратами.  
 
        В середине 18-го века по указу императрицы Екатерины многие церковные и монастырские земли перешли к государству, которое приняло на себя обязанность защищать не только церковные постройки, но и весь Северный край от неприятеля. В 1765 году монастырь переходит из епархиального подчинения в ведение Святейшего Синода и становится ставропигиальным. В конце 18 века строится каменная монастырская колокольня с высоким шпилем и больничная церковь в честь Святителя Филиппа. 
 
       В середине 19-го века строится главный монастырский собор во имя Святой Троицы. На месте часовни, построенной над мощами преподобного Германа, возводится церковь в его честь, которая освящена в 1860 году. К началу 20-го века в Свято-Троицком монастыре было построено и работало 19 храмов и 30 часовен с тридцатью престолами. Обители принадлежали шесть скитов и три пустыни, а также богословское училище, метео, радио, гидростанции, ботанический сад. На островах для нужд монастыря работало несколько сотен рабочих и около тысячи трудников.  
 
      После революции 1917 года в России по решению Советской власти повсеместно стали закрываться для богослужений церковные сооружения, постройки забирало себе государство, и местные власти использовали их в хозяйственных целях. В 1923 году Соловецкий монастырь был превращен в лагерь особого назначения «СЛОН».  
 
      Восстановление строений, ранее принадлежащих Спасо-Преображенскому монастырю, началось в 1961 году при содействии государственных учреждений культуры. Была проведена реставрация храмовых, хозяйственных и других зданий. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник. С 1990 года началось возрождение Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 
 
        В настоящее время в монастыре восемь храмов, включая домовую церковь в честь Собора Соловецких чудотворцев на северном дворе. Монастырь со всеми постройками, скитами и пустынями входит в Российский Государственный музей-заповедник.  
 

Список литературы

 

 

  1. Соловецкий ставропигиальный монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона;
  2. Балдин В. И. Троице-Сергиева лавра.
  3. И. В. Трофимов. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой Лавры.

 

 

 

Ссылки

 

        1. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
        2. Официальный сайт Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
        3. Официальный сайт Кирилло-Белозерский мужской монастырь

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Троице-Сергиева Лавра
  3. Кирилло-Белозерский мужской монастырь
  4. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
 


Информация о работе Известные русские монастыри