Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:48, реферат
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,
скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным
культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была
т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем
зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого
ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,
окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной
отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение
гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть
“сынов бога”.
масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление инди -
видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов
художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского
реалистического портрета: резкие морщины ,глу-
боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -
ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка
лица : острый контраст бликов и затемненных частей на
черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -
кую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум соче-
таются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -
дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-
ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-
ды,воспроизводящая
различные узоры,миниатюрность
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-
го царства - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца
Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева
,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-
да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -
ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-
чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и
главным храмом Атона,включавшим административно-хо-
зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало
жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-
нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -
мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-
менили просторные
дворы с многочисленными
Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-
зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -
меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-
лан на требовании простоты и естественности , которые должны были
проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-
ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -
тона , поражающих
реалистичностью трактовки.При
реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт облика фараона ,
доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке;рельеф “Семья
Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более поздних произведениях -
гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона , незаконченная.Здесь
уже нет гротесковых преувеличений губ и носа , моделировка лица
отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ -ную линию ,
представляют следующие произведения : гигантские ста-
туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в
общественными,
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-
верждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-
рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
Рельефы и росписи.
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и
росписи , которые в великом множестве украшали стены гробниц , за-
упокойных храмов , колонны , саркофаги и вообще все то , что могло быть
ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного канона в рель-
ефе сложились
еще в додинастический период,
ние и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднего царства .
Известная “Плита
Нармера”,созданная в честь
нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-
ческие черты.К ним относятся :
1.Построчное размещение
сюжетных сцен(разделение
ризонтальные пояса).
2.Композиционная
организация сцен(внутри
рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -
ковые интервалы , с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность
фигур.Так как фараон был
ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-
бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-
скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в
фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично соединенные
силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -
ной плоскостью.
5.Изображение предметов с различных точек зрения с помощью их
вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -
ется на плоскости выше.
6.Единство изображений и иероглифических надписей.
Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-
ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из
гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно здесь
с наибольшей отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция
использует много
различных “элементов”-
меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -
ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-
метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные
через одинаковые интервалы , с повторяющимися жестами , они как будто
застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-
иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-
новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-
годаря композиционному решению , приобретали характер священно-
действия , ибо
они воспроизводили жизнь после
смерти.
Египетская культура была наиболее яркой на фоне куль-
тур других цивилизаций . Во время процветания египетской дина -
стии египтяне изобрели много полезных вещей , например , как оп -
ределять поверхность куба, решать уравнение с одним неизвестным и
т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -
ную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много
полезных
сведений и информации ,
которыми люди пользуются
до сих пор .
Информация о работе Изобразительное искусство Древнего Египта