Изобразительное искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,
скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным
культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была
т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем
зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого
ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,
окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной
отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение
гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть
“сынов бога”.

Работа содержит 1 файл

Изобразительное искусство.docx

— 29.75 Кб (Скачать)

масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой  усиление инди -

видуально-реалистического  начала при сохранении основополагающих канонов

художественной  практики.

Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный  образец египетского

реалистического портрета: резкие морщины ,глу-

боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий  власт -

ный рот.Большое  выразительное значение приобретает  светотеневая моделировка

лица : острый контраст бликов и затемненных частей на

черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -

кую трактовку  образа, в котором  энергия и  проницательный ум соче-

таются с моментами  рефлексии.

В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -

дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество  и строй-

ность .Гармоничность  линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-

ды,воспроизводящая  различные узоры,миниатюрность фигур-харак -

терные стилистические приемы одного из произведений эпохи  Средне-

го царства  - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

Лирическое начало в наибольшей степени характерно для

скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы  Раннаи и жреца

Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они  сделаны из дерева

,глаза и курашения  инкрустированы золотом ,одеж-

да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество  фигур ,

приобретающие в  образе “певицы Амона” хрупкость  и рафинирован -

ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало

время правления  Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до

н.э.Его новая  столица - Ахетатон строилась по единому  плану и вклю-

чала в себя несколько крупных частей : центральная  была застроена дворцом и

главным храмом Атона,включавшим административно-хо-

зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину  занимало

жилье ремесленников  и бедняков.

Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-

нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -

мещений центральной  оси , был отказ от многоколонных  залов.Их за-

менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-

зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной  традицией озна -

меновал отход  от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-

лан на требовании простоты и естественности , которые  должны были

проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-

ния.Сохранилось  несколько скульптурных портретов  и статуй Эхна -

тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы правления

реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных  черт облика фараона ,

доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в  Карнаке;рельеф “Семья

Эхнатона” на пограничной  стеле.Это исчезает в более поздних  произведениях -

гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона  ,  незаконченная.Здесь

уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и  носа  ,  моделировка  лица

отличается мягкостью.

Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ -ную  линию ,

представляют следующие  произведения : гигантские ста-

туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы

Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре  и в Рамсессуме.Самая

яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в

общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”

древние традиции египетского искусства - торжественно-героический

монументальный  стиль , подавляющая грандиозность  сооружений ,ут-

верждающая величие  фараона-бога.

Но по сравнению  с Древним царством вся эта  скульптура об-

рела оттенок  гигантомании , когда внешнее слишком  превосходит внутреннее.

     Рельефы и росписи.

Завершают характеристику египетского искусства рельефы  и

росписи , которые  в великом множестве украшали стены гробниц , за-

упокойных  храмов , колонны , саркофаги  и  вообще все  то , что могло быть

ими оформлено.

Характерные особенности  изобразительного канона в рель-

ефе сложились  еще в додинастический период,что  нашло свое отраже-

ние и в  росписях, развивающихся уже  в  искусстве  Среднего царства .

Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-

нившего Верхний  и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-

ческие черты.К  ним относятся :

1.Построчное размещение  сюжетных сцен(разделение плоскости  го-

ризонтальные пояса).

2.Композиционная  организация сцен(внутри поясов)на  основе упо-

рядоченности.С  наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.

мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -

ковые интервалы , с повторяющимися жестами.

3.Разномасштабность  фигур.Так как фараон был главным  действу-

ющим лицом в  каждой композиции ,то его ,как впрочем  и богов ,изо-

бражали в больших  размерах , чем все остальные фигуры.

4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры  на пло-

скости , когда  голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в

фас.Избирались самые  четкие , ясно читаемые аспекты , органично  соединенные

силуэтом обобщающего  типа и соотнесенные с двухмер -

ной плоскостью.

5.Изображение предметов  с различных точек  зрения  с помощью их

вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -

ется на плоскости  выше.

6.Единство изображений  и иероглифических надписей.

Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-

ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из

гробницы в фиванском  акрополе относится к периоду  Нового царства Именно здесь

с наибольшей отчетливостью  проступают характерные

черты египетского  искусства , поскольку любая сюжетная композиция

использует много  различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-

меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.

И все это множество  изображений размещается на плоскости , разде -

ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур  и пред-

метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные

через одинаковые интервалы , с повторяющимися  жестами , они как будто

застывают:вся  “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-

иается как торжественное  ритуальное действо, воспарившее над  обык-

новенным миром  реального бытия.Все конкретные и заимствованные

из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-

годаря композиционному  решению , приобретали характер священно-

действия , ибо  они воспроизводили жизнь после  смерти. 
 

Египетская  культура  была  наиболее  яркой  на  фоне  куль-

тур  других  цивилизаций . Во  время  процветания  египетской дина -

стии  египтяне  изобрели  много  полезных  вещей , например , как  оп -

ределять  поверхность  куба, решать уравнение  с одним неизвестным  и

т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -

ную. После  исчезновения  египетской  цивилизации  осталось  много

полезных  сведений  и  информации , которыми  люди пользуются до сих пор . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Изобразительное искусство Древнего Египта